Психологическая диагностика и устранение признаков дезадаптации у детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме

 

Детский сад – новый не известный до этого период в жизни ребенка. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. С целью создания благоприятных условий для адаптации к условиям ДОУ, разрабатываются программы, содержащие в себе перечень упражнений, направленных на развитие познавательной сферы ребенка, пальчиковые и дыхательные гимнастики, релаксационные упражнения.

В основном программы разработаны для определенного возраста (2 – 4года). Но ведь дети поступают в детский сад с разными возрастными категориями, и не всегда адаптация проходит хорошо.

Таким образом, в ДОУ созрела необходимость разработки и использования такой программы сопровождения участников образовательного процесса, которая бы позволила на основе учета особенностей каждого года жизни ребенка в дошкольном детстве облегчить адаптацию к условиям сада и сохранить его психическое и физическое здоровье.

Комплексная психолого – педагогическая программа профилактики дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста содержит в себе подпрограммы для каждого возрастного периода. В данное время разработаны диагностический блок и подпрограммы для детей 2-3 лет, 3-4 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ушатова Г.В.

старший воспитатель

МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 27

(г. Белгород)

«Психологическая диагностика и устранение признаков дезадаптации у детей дошкольного возраста»

Душа ребенка – чистая слеза, в ней и искренность, и чистота, и откровение, и доверие! И ожиданье доброго общения! И не стоит пренебрегать всем этим. Все, что встретится на его пути, оставит отпечаток на всю его жизнь. И то, как он преодолеет первые свои трудности, с такой уверенностью он пойдет дальше по жизни.

Детский сад – новый не известный до этого период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Но новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. У ребенка наступает новый период в его жизни, не известный до этого, но очень сложный – адаптационный период.

Существует большое количество понятия «адаптация», но основная суть заключается в том, что это процесс приспособления (от лат. adaptare приспособлять) живого организма к окружающим условиям [4].

 У большинства детей период адаптации сопровождается рядом временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния: изменяется эмоциональное состояние (появляется напряженность, беспокойство или заторможенность, ребенок много плачет, иногда стремится к эмоциональному контакту с взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторонится их и сверстников), часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды), проявляются более глубокие функциональные расстройства (повышается температура тела), наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (ребенок дома кушает самостоятельно – в детском саду отказывается).

Можно говорить как о благоприятной (нормальной, физиологической), так и о неблагоприятной (патологической) адаптации. Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

При тяжелой адаптации у ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик) или  пассивное состояние (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность) [2]. При этом типе реакции адаптация затягивается на длительное время и приводит к ухудшению здоровья ребенка.

Анализ современной литературы определяет социальную дезадаптацию как неполную приспособленность организма к влиянию на него социального окружения [3,89], в нашем случае это влияние дошкольного учреждения.

На сегодняшний день в образовательной сфере произошли очевидные перемены, которая предлагает решение проблемы дезадаптации через модернизацию российского образования. В дошкольном образовании были введены новые Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Задачами дошкольного образования являются: приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие у детей положительного самоощущения;  развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;  формирование различных знаний об окружающем мире; приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;  развитие у детей положительного самоощущения.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей и реализуются интегрировано [1].

Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Не только на освоении программного потенциала, таким образом, мы видим, что данные преобразования направлены на укрепление физического и психического здоровья детей, развитие их коммуникативных способностей.

С целью создания благоприятных условий для адаптации к условиям ДОУ, разрабатываются программы, содержащие в себе перечень упражнений, направленных на развитие познавательной сферы ребенка, пальчиковые и дыхательные гимнастики, релаксационные упражнения.

В литературе существует ряд программ по адаптации: Комплексная психолого – педагогической программа профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения, Психодиагностическая программа «Определение  уровня адаптации при поступлении детей в ДОУ» (по материалам  Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой,  Е.О. Севостьяновой,  Н.В. Соколовской, опыта работы психологической службы ГОУ-ЦРР д/с №183 г.Москвы.

 Вышеперечисленные программы либо для определенного возрастного этапа (2х – 4х лет), либо вообще не имеет ссылки на возраст и охватывает весь период дошкольного возраста. В дошкольное учреждение дети приходят в возрасте от 2-х до 6-ти лет, и у каждого возрастного этапа свои особенности, которые формируют особенности процесса адаптации детей. Так ребенок в возрасте от 1 года до 2-х лет постоянно нуждается в помощи взрослого, ищет внимания к себе и старается его сохранить, начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. От 2-х до 3-х – ребенок активно и самостоятельно стремится освоить окружающее его пространство, входит в контакт с массой предметов. В ходе такого взаимодействия бурно начинает развиваться познавательная активность, предметные действия. Для ребенка 3-х – 4-х лет характерно развитие самосознания и выделение образа «Я», которые стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. У детей 4-х – 5-ти лет формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Во взаимоотношениях со сверстниками появляется такая черта, как избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети 6го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Таким образом, необходимо разработать программу психолого – педагогического сопровождения процесса адаптации детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

На основе анализа адаптации в МБДОУ № 27 в течение 5 лет наблюдается положительная динамика. Так, дети с тяжелой адаптацией в 2008 году составили 20% от общего количества вновь прибывших детей, а в 2013 году – 5%. Но по-прежнему, остро стоит вопрос, как помочь тем детям, которые  имеют низкие показатели уровня адаптации к новым условиям дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, в ДОУ созрела необходимость разработки и использования такой программы сопровождения участников образовательного процесса, которая бы позволила на основе учета особенностей каждого года жизни ребенка в дошкольном детстве облегчить адаптацию к условиям сада и сохранить его психическое и физическое здоровье.

Комплексная психолого – педагогическая программа профилактики дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста содержит в себе подпрограммы для каждого возрастного периода. В данное время разработаны диагностический блок и подпрограммы для детей 2-3 лет, 3-4 лет.

Цель программы заключается в том, чтобы установить доверительные отношения с детьми, снизить эмоциональное напряжение в группе, развить коммуникативные и познавательные процессы.

Программа содержит в себе три блока: диагностический, коррекционно – развивающий, просветительский.

 В рамках диагностического блока мы используем материал комплексной психолого – педагогической программы профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения, созданной педагогами-психологами ДОУ г.Белгорода  [2]:

  • Протокол первичной консультации;
  • Анкета для родителей №1. «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад;
  • Анкета для родителей №2. «Мы рады вам!»;
  • Индивидуальный лист адаптации групп.

Блок коррекционно – развивающей программы с детьми включает в себя:

  • развитие эмоциональной сферы, так как  дошкольный возраст наиболее сенситивный период для усвоения новых требований и правил, подготовки к вхождению в коллектив сверстников, коррекции личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому;
  • развитие познавательной сферы, которая играет большую роль в жизни и деятельности человека, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность;
  • формирование навыков сотрудничества и общения. Т.И. Бабаева и Е.Е. Кравцова считают, что освоение опыта сотрудничества детей дошкольного возраста со сверстниками повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе. Кроме того, огромное значение имеет сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является не только важным условием воспитания навыков общения, формирования социального поведения детей, но и аспектом ключевой позиции обновления детского сада.

В структуру занятия включены все три направления, они взаимодополняют друг друга. То есть, если это подвижная игра, то она выполняется совместно с воспитателем и детьми, и направлена на познавательное развитие, формирование навыков сотрудничества и / или общения, эмоциональное развитие.

Приведем пример одного такого занятия (приложение 1) на основе технологии игры – путешествия. Тема занятия – «Путешествие в страну Добра». Для каждого возрастного периода предлагается свое игровое поле: дети 2 – 3 лет «путешествуют на гусенице», 3 – 4 лет «едут на поезде», 4 – 5 –«за 40 минут вокруг света», 5 – 6 – «становятся участниками ралли».

Просвещение осуществляется через:

  • размещение стендовой информации по темам «Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию», «Капризы ребенка и как с ними бороться»;
  • консультации родителей по темам «Как помочь ребенку адаптироваться».

Таким образом, в своем докладе хотелось бы  акцентировать внимание окружающих на то, что необходимо учитывать возрастные группы внутри дошкольного периода. И разрабатывать программы профилактики дезадаптации детей младшего дошкольного возраста, учитывая каждую возрастную группу, т.е. детей 2х-3х лет, 3х-4х и т.д. Лишь после того, как будут учтены возрастные особенности детей реализация комплексной психолого – педагогической программы профилактики дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста каждой возрастной группы будет носить    и именно тогда удастся устранить ранние признаки дезадаптации у детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
  2. Психодиагностическая программа «Определение  уровня адаптации при поступлении детей в ДОУ» (по материалам  Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой,  Е.О. Севостьяновой,  Н.В. Соколовской, опыта работы психологической службы ГОУ-ЦРР д/с №183 г.Москвы)
  3. Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних / ж. "Психология учителю " № 1(6) январь-март 2006г.
  4. Что такое Адаптация

Приложение 1

Занятие №1.

Тема «Путешествие в страну Добра»

Цель: знакомство с дошкольным учреждением на основе технологии игры – путешествия.

Задачи:

  1. познакомить детей с дошкольным учреждением;
  2. сформировать у ребенка навыки сотрудничества и общения;
  3. развитие мелкой моторики, творческих способностей, музыкального воображения, ловкости.

Занятие проводится интегрировано со специалистами, которые будут задействованы в занятии.

Технология проведения.        

Этапы.

  1. Подготовительный этап:
  • разработать материал для игры: подобрать необходимую информацию;
  • подготовить атрибуты путешествия для детей  (колпаки на голову, ленты на шею или значки).
  1. Основной этап.

Для каждого возрастного периода предлагается свое игровое поле: дети 2 – 3 лет «путешествуют на гусенице», 3 – 4 лет «едут на поезде», 4 – 5 – «за 40 минут вокруг света»», 5 – 6 – «становятся участниками ралли».

Детям предлагается поучаствовать в веселой игре под названием «Путешествие в страну Добра».  Суть игры заключается в том, что дети посещают города Музыки, Волшебных красок, Здоровья (медицинский кабинет), Силачи (спортивный зал), и в каждом городе необходимо будет выполнять задание.

Для детей 2 – 3 и 3 – 4 лет.

Дети 2 – 3 лет «путешествуют на гусенице»

Дети 3 – 4 лет «едут на поезде»

Необходимое оборудование: ленты одинакового цвета, маска гусеницы, игрушки, издающие звуки (погремушка, дудочка, бубен и т.д.), чистые листы бумаги формата А4, пальчиковые краски.

Основной этап.

Занятие начинается с выбора атрибута, в данном случае это ленты одинакового цвета для всех детей, воспитатель одевает маску гусеницы. Взявшись за руки «Гусеница» отправляется в путь по городам.

Первая станция, на которую они прибывают – «Город Музыки». Дети входят в музыкальный зал под спокойную музыка и садятся за столы, на которым    лежат разные игрушки, издающие разные звуки (погремушка, дудочка, бубен и т.д.). музыкальный руководитель рассказывает об этих игрушках, а затем предлагает сыграть всем детям этими инструментами. В конце предлагает сыграть с детьми в ладушки.

Гусеница отправляется дальше в путь, на ее пути «Город Волшебных красок». Вначале детям показывается театрализованное представление  сказки «Колобок», затем изоруководитель предлагает детям пальчиками нарисовать колобка.  

Гусеница отправляется к себе домой в группу, где дети садятся на ковер и с ними проводится дыхательная гимнастика «Каша» дети сидят, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторяют 3—4 раза.

Необходимое оборудование: колпаки на голову, руль управления, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, бабочки из бумаги.

Основной этап.

В начале занятия дети одевают колпачки себе на голову, берутся за руки и приветствует каждый «вагончик» друг друга. Воспитатель в роли локомотива берет в руки руль управление, и поезд отправляется в путь.

Первая станция, на которую они прибывают – «Город силачей». Здесь инструктор по физической культуре знакомит детей с инвентарем (мяч, скакалка и т.д.) и показывает их назначение. Затем предлагает им сыграть в подвижную игру под названием «Лисы и охотники» (воспитатель в роли лисы играет вместе с детьми) – дети выбирают водящего — "охотника". Ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие — "лисицы". Охотник выходит на середину площадки, а лисы собираются вокруг него. Охотник три раза подбрасывает мяч вверх и ловит его. После третьего броска лисицы разбегаются в разные стороны. Охотник, поймав мяч, бросает его в одну из лисиц, стараясь ее запятнать. Осаленная лисица становится помощником охотника. Она получает право поднимать с земли мяч и передавать его охотнику, облегчая ему задачу. Таким образом, в ходе игры у охотника становится все больше помощников, а количество лисиц сокращается. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все лисицы, кроме одной. Эта лисица, проявившая себя самой ловкой, становится новым охотником. Игра проводится несколько раз.

Вторая станция прибытия – «Город здоровья». Здесь медицинская сестра проводит небольшую экскурсию в медицинском блоке, в конце предложив испробовать кислородный коктейль.

Третий город на их пути «Город Музыки». Когда дети прибывают на станцию, то играет подвижная музыка. Затем она затихает, и  музыкальный руководитель рассказывает детям о музыкальных инструментах и в конце предлагается поиграть в ладушки.

Поезд прибывает на последнюю станцию – свою группу, где они  выполняют дыхательную гимнастику «Бабочка»: детям на ладошки ложатся бабочки (предварительно подготовив их) и предлагается сдувать их. Повторяют 3 – 4 раза.

3. Заключительный этап. Подведение итогов с детьми занятия, рефлексия. На данном этапе проводится беседа с детьми: где они были сегодня, что понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки и считалки Речевой материал для занятий по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

СкороговоркиСобирала МаргариткаМаргаритки на гореРастеряла МаргариткаМаргаритки на дворе.++++++++++МУХА.Муха в гости собираласьЕхать очень далекоУмывалась,Одевалась,Волновалась,Завивалась, передЗеркал...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В эпоху коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Сегодня каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает к психоло...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...