Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии

Иванова Елена Александровна

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а также устранением у ребёнка имеющихся у него сопутствующих отклонений в развитии сенсорных функций, интеллектуальной деятельности, в развитии мелкой и общей моторики, а также подготовкой дошкольников к обучению в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а также устранением у ребёнка имеющихся у него сопутствующих отклонений в развитии сенсорных функций, интеллектуальной деятельности, в развитии мелкой и общей моторики, а также подготовкой дошкольников к обучению в школе.

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией жизни детей в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, а также преемственностью специалистов группы (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре), а также совместной работой педагогов и родителей.

Режим дня и сетка занятий в специализированной группе построены с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей развития детей данной группы, а также с учётом перечисленных выше коррекционно-воспитательных задач.

Во второй половине дня отводится время для вечерней работы воспитателя по заданию логопеда (после сна или полдника) - 30 минут.

        Специфика деятельности воспитателя логопедической группы определяется:

Коррекционной направленностью работы с детьми с недоразвитием речи, с учетом особенностей их речевого развития, познавательно сферы, развития ВПФ и моторных функций, индивидуальных особенностей их развития.

Так, в процессе проведения занятий с детьми воспитатель должен:

- корректировать отклонения в умственном, физическом развитии детей данной группы;

- расширять представления детей об окружающем;

- развивать и совершенствовать деятельность сохранных анализаторов. Подготовка сенсорной базы для развития речи: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, создает предпосылки для развития компенсаторных возможностей ребенка, повышает эффективность проводимого коррекционного процесса.

- в процессе проведения занятий решаются общеобразовательные задачи- дети овладевают всеми видами деятельности, предусмотренными программой массового детского сада;

- в задачи воспитателя входит развитие речевой мотивации, формирование доступных форм словесно-логического мышления;

- особое значение придается развитию познавательной интересов, а у детей логопедической группы они снижены из-за влияния речевого недоразвития, из-за неправильных приемов воспитания;

- воспитатель должен создавать на занятиях доброжелательную обстановку, уметь сглаживать отрицательные проявления в поведении детей, связанные с переживанием за свой дефект (при дизартрии - неловкость, скованность, гиперсаливация), должен вселять в ребенка уверенность в свои силы в преодолении речевых трудностей;

- устранять негативные характерологические особенности, создавать спокойствие, заинтересованность к занятию;

- воспитатель должен уметь разбираться в специфических проявлениях поведения детей с речевыми нарушениями (РН), вовремя подмечать и гасить излишнюю нервозность, возбудимость, конфликтность. Умение правильно понять низкую работоспособность детей с РН, повышенную утомляемость, иногда вялость, пассивность, колебания настроения требуют от воспитателя логопедической группы дополнительных знаний возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей дошкольного возраста, имеющих те или иные нарушения речевого развития, понимать их возможную реакцию на свой дефект в различных ситуациях общения. Так не следует фиксировать внимание детей на возникновении запинок в речи, на повторении первых звуков, слогов. Но о таких явлениях необходимо сразу сказать логопеду.

- особое внимание воспитатель должен уделять детям, имеющим отягощенный анамнез, а также детям, отличающимся психофизиологической незрелостью. Так. Часто у детей речевой дефект сочетается с двигательной неловкостью, нарушением чувства ритма, темпа, нарушением координации, синхронности движений (неумение прыгать через скакалку, делать подскоки и т.д.), нарушением мелкой моторики рук (неумение застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д.). Поэтому, в процессе коррекционного обучения воспитатель должен уделять особое внимание развитию пальчиковой моторики, которая тесно связана с речевой («играем пальчиками и развиваем речь»). Эту работу воспитатель может проводить на занятиях по ИЗО, лепке, конструировании, аппликации, а также во вне учебное время воспитатель предлагает детям складывать мозаику , фигуры из спичек, собирать рассыпанные пуговицы, тренироваться в застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.д. Важны занятия по подготовке руки к письму.

К воспитателю логопедической группы предъявляются дополнительные требования:

- воспитатель должен знать картину нарушений речи каждого ребенка, умет слышать дефекты речи;

- должен знать содержание логопедической работы с детьми на каждом этапе обучения. Воспитатель должен присутствовать на фронтальных занятиях логопеда (в подготовительной группе). Он фиксирует трудности, которые возникают у детей в ходе занятия и потом может отработать часть материала на своих занятиях;

- воспитатель должен знать, какие требования предъявляются к речи ребенка на каждом этапе логопедической работы. Воспитатель ежедневно следит за речевой деятельностью детей, за речевой активностью, за правильным употреблением звуков в речи, правильным пользованием отработанными грамматическими категориями в повседневной жизни с учетом требований, предъявляемых к речи ребенка на данном этапе коррекционной работы. Воспитатель обращает внимание ребенка на ошибку, деликатно исправляет ошибки в речи ребенка. Для этого, логопед не реже, чем один раз в месяц проводит беседы и знакомит воспитателей с тем, какие сдвиги произошли в их речевом развитии.

- занятия по развитию речи согласуются с логопедом. Работа воспитателя во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая определенную познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях. В любом случае воспитатель согласовывает с логопедом тему занятия, словарь: предметно-глагольный, словарь признаков, который необходимо активизировать. Обговариваются виды работ. Так на начальных этапах обучения, когда речевые возможности детей очень ограничены, не рекомендуется заучивание, стихов, пересказ рассказов. Ведущими видами деятельности являются рассказывание и чтение воспитателем, рассматривание картин, беседа по вопросам, знакомство и расширение представлений детей об окружающем, развитие понимание речи, расширение словаря. А на индивидуальной работе логопед готовит детей к более сложной работе. Подготовка к занятию по развитию речи проводится в определенной последовательности. Собственно формированию речевых навыков предшествуют действия с предметами, наблюдения за окружающими явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания объекта изучения, беседы по картине. Необходимым элементом при изучении новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, назначению, по признакам, выполнение заданий на классификацию предметов, действий, признаков (с использованием картинок).

В ходе планирования совместной деятельности следует учитывать следующее:

· Работа логопеда и воспитателя с детьми по развитию речи проводится по определенным лексическим темам. Поэтому, в начале учебного года логопед и воспитатель согласовывают последовательность изучения лексических тем.

Специфика работы воспитателя логопедической группы  по заданию логопеда в вечернее время.

Специфика работы воспитателя логопедической группы заключается в проведении логопедических занятий с детьми по заданию логопеда в вечернее время. Во второй половине дня (после сна или полдника) отводится специальное время (30 мин.) для вечерней работы воспитателя по заданию логопеда для закрепления формируемых у детей речевых навыков. На вечернюю работу планируется 5-7- детей. Работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.  Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им один раз в неделю.  Логопед пишет задание, а воспитатель после его проведения фиксирует его результаты.

Содержание работы по заданию учителя -  логопеда:

Работа воспитателя состоит из трех разделов:

1. Логопедические пятиминутки, содержащие игры на развитие неречевых психических функций (зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, зрительно-пространственный гнозис и праксис); • игры на развитие фонематических функций, слогового анализа; игры на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

     Воспитатель с помощью учителя-логопеда создает картотеки игр и упражнений по перечисленным разделам.

     Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях. Такие пятиминутки должны быть достаточно короткими и содержательными, соответствовать изучаемой лексической теме, проводиться в занимательной форме и способствовать развитию всех структурных компонентов речевого нарушения.

     Учитель-логопед должен указать цели и задачи, которые решаются при выполнении каждого задания, дать их описание.

2. Игры и упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика).

   Эти задания, направленные на развитие общей, ручной, пальцевой моторики, темпа и ритма речи, координации речи с движением, также систематизируются в картотеке. Игры и упражнения подбираются учителем-логопедом с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и могут использоваться воспитателями на занятиях в качестве динамических пауз.

3. Индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия проводятся воспитателем в течение дня. Воспитатель занимается с 2 -3 детьми, общее время индивидуальной работы составляет 30 минут. Такие занятия включают общую и специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Необходимо отметить, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от внимательного отношения педагога к фонетической стороне речи детей. У детей с минимальными органическими нарушения ЦНС артикуляционные уклады могут быстро формироваться и легко вводиться в речь. Но при сложных нарушениях вновь сформированный артикуляционный уклад может быть неустойчивым, тогда ребенку долгое время требуется образец и утрированное произнесение звука. В таком случае автоматизация звука занимает большее время и становится кропотливой работой, в которой участвует логопед и воспитатель. Работа по автоматизации и дифференциации звуков, проводимая совместно учителем-логопедом и воспитателем наглядно демонстрирует важность соблюдения дидактических принципов систематичности, последовательности и наглядности как условия эффективной работы.

Перечислим виды заданий, которые можно планировать воспитателю на вечернюю работу:

- закрепление уже поставленных звуков;

- развитие фонематического слуха;

- закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов;

- закрепление грамматических форм языка;

- расширение и уточнение словаря;

- отработка сложных по слоговой структуре слов;

- развитие графомоторных навыков;

- повторение стихотворений, рассказов;

- развитие мелкой моторики и ВПФ.

- Логопедические пятиминутки.

- Игры и упражнения.

- Индивидуальная задания.

- Развивающие игры (интерактивная доска)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частич...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...