Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Конюшкова Людмила Николаевна

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

Я.А. Коменский.

 

            В настоящее время очень актуальной является проблема нарушений речевого развития. Многие факторы влияют на развитие речи ребенка – биологические, экологические, социальные. В том числе рост дефицита речевых контактов, подмена «живого общения» на одностороннее взаимодействие с электронными устройствами (телефон, планшет и др.). Снижается потребность в коммуникации, правильном оформлении высказывания, ребенок «зависает» на лепетной речи, использовании жестов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конюшкова Л.Н. – учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Дюймовочка», г.о.г. Выкса, Нижегородской области.

Тема: комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

Я.А. Коменский.

        В настоящее время очень актуальной является проблема нарушений речевого развития. Многие факторы влияют на развитие речи ребенка – биологические, экологические, социальные. В том числе рост дефицита речевых контактов, подмена «живого общения» на одностороннее взаимодействие с электронными устройствами (телефон, планшет и др.). Снижается потребность в коммуникации, правильном оформлении высказывания, ребенок «зависает» на лепетной речи, использовании жестов.

Неконтролируемый информационный поток не соответствующий возрасту  и потребностям ребенка, порождает «шаблонную» речь и действия, позволяет не вслушиваться и не осмысливать услышанное, ограничиваться нецеленаправленным манипулированием с предметами.

Когда ребенок приходит в детский сад, проблемы связанные с нарушением речевого развития проявляются наиболее остро: ребенок не может выразить свои потребности так, что бы быть понятным для окружающих; не может включиться в общение и игру со сверстниками; встречает затруднения в познании окружающего мира. Задержка речи влияет на общее развитие ребенка, его эмоциональную, интеллектуальную, волевую сферу. Все эти трудности препятствуют  полноценной и своевременной социализации в обществе.

В.С. Мухина особо отмечает, что именно «формирование активной речи служит основой всего психического развития ребенка» [3, с.125] (Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста / Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.).

Проблема современного дошкольного образования заключается в слабой взаимосвязи между педагогами, недостаточной согласованности, отсутствии единых требований к организации и реализации коррекционной образовательной деятельности детей с нарушениями речи. Каждый из педагогов реализует свои задачи обозначенные программой, использует свои методы, приемы и технологи, но такое «разделение труда» мешает целостному видению образовательного маршрута ребенка, реализации комплексного подхода.

Таким образом, возникает необходимость организации комплексного воздействия на развитие речи ребенка: организация унитарного образовательного пространства, соблюдение единых педагогических требований, и принципов коррекционно – развивающего обучения и воспитания.

Цель комплексного подхода при осуществлении коррекционно – развивающей работы по активизации речи детей, состоит во взаимодействии всех участников образовательного процесса.

А.Г. Ковалев, известный педагог и психолог, отмечает «действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива».

Комплексный подход осуществляется через интеграцию образовательных областей, организацию коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с нарушениями речи, реализацию индивидуального образовательного маршрута.

Решение общих задач:

  1. Создание мотивирующих ситуаций для активизации речи.
  2. Формирование потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  3.  Развитие чувствительности к фонетической стороне речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя, формирование связной речи.
  4. Создание условий практического освоения родного языка.

Соблюдение требований:

  1. Речевая среда – должна соответствовать языковым нормам, исключать слова-паразиты, диалектные и жаргонные слова. Основные требования заключаются в точности, логичности, содержательности, правильности и выразительности речи.
  2. Коррекционно-развивающая предметная среда – должна реализовать потребность ребенка в игре и общении на основе практической деятельности, (игра – как ведущий вид деятельности дошкольника), учитывать возрастные особенности и способствовать преодолению речевых нарушений.
  3. Организация работы с родителями – формирование заинтересованности родителей и близкого окружения в устранении речевых нарушений у ребенка. Реализация единых требований, создание условий для полноценного погружения ребенка в развивающую среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Основные принципы:

  1. Онтогенетический – учет последовательности и закономерностей формирования речевых процессов.
  2. Принцип целостности и системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
  3. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью – заинтересованность педагога в развитии ребенка, умение видеть его потенциал, опора на его сильные стороны, объективность, целесообразность.
  4. Деятельностный – предметно-практическая деятельность как средство коррекционно-компенсирующего развития ребенка.
  5. Принцип дифференцированного подхода – вариативность содержания и организации коррекционно-педагогического процесса, его объема, сложности, темпа, методов, приемов, форм и способов контроля.

А так же и другие принципы коррекционной педагогики: индивидуального подхода, преемственности и другие.

Функции:

Учитель-логопед: диагностика и мониторинг речевого развития, работа над звукопроизношением, просодической стороной речи, слоговой структурой. Развитие и совершенствование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Профилактика нарушений чтения и письма. Формирование компетенции родителей по вопросам коррекции и развития речи.

Воспитатель: расширение словаря по изучаемым лексическим темам, совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, контроль за звукопроизношением и грамматической правильностью речи в режимных моментах, отработка навыков в процессе индивидуальной работы, развитие связной речи.

Психолог: развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения и других психических функций, тесно связанных с речью.

Музыкальный руководитель: развитие дыхания, координации движений, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия; формирование просодических компонентов речи на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях.

Инструктор по физической культуре: обучение основным видам движения в сочетании с речью.

Родители (законные представители): поддержание  мотивации к коррекционной работе, закрепление речевых умений и навыков в свободной речи ребенка.  

Формы реализации комплексного подхода:

- совместное планирование и ведение индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи;

- проведение интегрированных занятий и развлечений с детьми, имеющими нарушения речи;

- взаимопосещение занятий;

- активное участие в психолого-педагогическом консилиуме ДОО;

- «Круглый стол», «педагогическая гостиная» и др. – как форма обмена педагогическим опытом.

        Исходя их выше изложенного, можно отметить, что организация комплексного подхода к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития делает работу более эффективной, приводит к положительной динамике, снижению риска вторичных нарушений.

        

Литература:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

2.Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка / Управление в ДОУ. – 2004. – №6. – 87 с.

3. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста / Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), ...