Главные вкладки

    Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
    статья по логопедии по теме

    Каткова Виолетта Владимировна.

    И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменима в коррекционной работе.

    Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком.

    Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет

    Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

    Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

    Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

    Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

    Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на сл фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.

    Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

    Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

    Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки.

    Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

    Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

    Говоря о народном творчестве, мы подразумеваем не только русский фольклор, но и творчество других народов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

    Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.

    Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

    Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.

    Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа. Недаром великий поэт А. С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

    Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.

    Над одними народными потешками, дразнилками мы весело смеемся, над другими задумываемся, над пословицами и приговорками порой грустим. Может быть, некоторые из приведенных ниже песенок и загадок вы помните, а потом расскажете, споете, загадаете — и снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.

    ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО

    ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ

    РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменима в коррекционной работе.

    Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком.

    Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет

    Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

    Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

    Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

    Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

    Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на сл фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.

    Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

    Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

    Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки.

    Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

    Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

    Говоря о народном творчестве, мы подразумеваем не только русский фольклор, но и творчество других народов.

    КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

    Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек. древнерусские слова «баять, «убаюкивать означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни — это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребенком.

    Баю-бай, баю-бай,

    Ты, собаченька, не лай,

    Мою дочку не пугай!

    И в гудочек не гуди,

    до утра не разбуди!

    А приди к нам ночевать,

    В люльке Машеньку качать.

    Баю-бай, за рекой

    Скрылось солнце на покой.

    У Алешиных ворот

    Зайки водят хоровод.

    Заиньки, заиньки,

    Не пора ли баиньки?

    Вам под осинку,

    Алеше — на перинку.

    Баю-баю, Лешенька,

    Засыпай скорешенько!

    Баюшки, баюшки,

    Скакали горностаюшки,

    Прискакали к колыбели,

    На Сережу поглядели.

    Говорит горностай:

    — Поскорее подрастай.

    Я к себе тебя снесу,

    Покажу тебе в лесу

    И зайчонка, и волчонка,

    И на елке кукушонка,

    А под елками — лису!

    Котя, котенька, коток,

    Котя — серенький хвосток,

    Приди, котя, ночевать,

    Приди Васеньку качать.

    Уж как я тебе, коту,

    За работу заплачу — дам кусок пирога

    И кувшин молока.

    Ешь ты, котя, не кроши, Котя, больше не проси.

    Люли, люли, люли,

    Прилетели гули.

    Сели гули на кровать,

    Стали гули ворковать,

    Тихо Машу усыплять:

    — Спи, малютка, почивай,

    Глаз своих не открывай.

    ЗАКЛИЧКИ

    Заклички и приговорки рождены языческой верой во всемогущие силы природы.

    Связанные с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям, они в течение многих веков приобщали ребенка к закономерностям земледельческого быта, к последовательной смене видов труда в соответствии с годовым круговоротом солнца. И каждая из природных стихий запечатлелась в закличках как чудесная сила. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название — закличка, от слова «закликать — звать, приглашать, обращаться.

    Заклички — это небольшие песенки, предназначенные дпя распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Эмоция радости, доверия, убежденность в хорошем заложены в самом строе стиха — в волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

    Ах ты, радуга-дуга,

    Ты высока и туга!

    Дай нам солнышка

    Колоколнышка.

    Солнышко, покажись,

    Красное, нарядись!

    Чтобы год от года

    Давала нам погода

    Теплое летечко,

    Грибы в берестечко,

    Ягоды в лукошко,

    Зеленого горошка.

    Гром гремучий,

    Тресни тучи,

    Дай дождя

    С небесной кручи.

    Дождик, дождик, пуще,

    Дам тебе гущи,

    Выйду на крылечко,

    Дам огуречка.

    Дам и хлеба каравай —

    Сколько хочешь поливай!

    ПРИГОВОРКИ

    Приговорки — способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний был к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено в них вниманием.

    Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: репка — крепка, капуста — виласта — пудаста, объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом видится профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.

    Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они лат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

    Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятные для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.

    Улитка, улитка,

    Высунь рожки —

    Дадим лепешки,

    Свиные ножки,

    Каши горшок,

    Хлеба ворошок!

    Матушка репка,

    Уродись крепка,

    Ни густа, ни редка,

    До великого хвоста.

    Земелюшка добра,

    Вырасти гриба

    Гриба грибового,

    В бору борового.

    ПРИБАУТКИ

    Фольклорные прибаутки — небольшие стихотворения из двух—четырёх редко восьми строчек. Это красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлен ребенка: все то, что окружает его доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах.

    Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус.

    Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой Моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

    Из-за леса, из-за гор

    Едет дедушка Егор.

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    дети на телятках,

    Внуки на козлятках.

    Огуречик, огуречик,

    Не ходи на тот конечик —

    Там мышка живет,

    Тебе хвостик отгрызет.

    На болоте стоит пень —

    Шевелиться ему лень.

    Шея не ворочается,

    А посмеяться хочется.

    ПЕРЕВЕРТЫШИ

    Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу.

    Нелепицы, чепуха, небывальщина - прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости, Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

    Как петух в печи пироги

    печет,

    Кошка на окошке рубаху шьет, Поросенок в ступе горох

    толчет,

    Конь у крыльца в три копыта

    бьет,

    Уточка в сапожках избу метет.

    Ехала деревня мимо Мужика, Вдруг из-под собаки лают

    ворота.

    Выскочила палка с бабою

    И давай дубасить коня

    в руке

    на мужике.

    Лошадь ела сало, а мужик —

    овес,

    Лошадь села в сани,

    а мужик повез.

    ПРИМЕТЫ

    Приметы — прекрасный образец земледельческой мысли народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:

    • помогают расширить словарный запас детей;

    • способствуют развитию слуховой памяти;

    • дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

    • развивают фонематический слух;

    • оказывают помощь в автоматизации звуков речи;

    • знакомят с ритмичностью народного календаря.

    Январь — году начало, зиме середка.

    Много частых и длинных сосулек — к урожаю.

    Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит

    У февраля два друга: метель и вьюга.

    В марте день с ночью меряется, равняется.

    В марте мороз трескуч, да не жгуч.

    Солнышко с апрельской горки в лето катится.

    Апрельские ручьи землю будят

    Май леса наряжает, лето в гости ожидает

    Коли в мае дождь, будет и рожь.

    Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.

    В июнь-разноцвет дня свободного нет.

    Июль — макушка лета.

    В июле солнце без огня горит

    Август — разносол, всего вдоволь.

    В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

    Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.

    Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень.

    Плачет октябрь холодными слезами.

    Октябрьский гром — зима снежная.

    Ноябрь — ворота зимы.

    В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

    декабрь год кончает, зиму начинает

    декабрь-стужайло: на всю зиму землю студит

    СКОРОГОВОРКИ

    Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

    Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.

    Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни.

    Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика,

    Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.

    Методика разучивания скороговорки

    На былинке пылинка,

    Пылинка на былинке.

    • Прохлопать ритм скороговорки.

    • Произнести скороговорку хором, индивидуально.

    • Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.

    • Повторить эти звуки, четко артикулируя.

    • Произнести звуки [п], [б] хором и по одному

    • В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?

    • Произнести скороговорку тихо, громко.

    • Произнести скороговорку грустно, весело.

    • Выделить голосом слова «пылинка и былинка в следующей последовательности:

    На былинке пылинка,

    Пылинка на былинке.

    На былинке пылинка,

    Пылинка на былинке.

    • Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

    ДРАЗНИЛКИ

    Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

    Содержание традиционной народной дразнилки — чепуха, нелепица, перевертыш. В дразнилке все искажения — звуковые, смысловые, образные действия — приписываются тому, кого дразнят В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят.

    дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.

    Антошка-картошка,

    Соломенная ножка,

    Сам с ноготок,

    Голова с локоток.

    Ленчик – пончик

    Съел батончик,

    Поросенка и быка,

    Выпил крынку молока,

    Еще клеть поел хлебов,

    Три корзины пирогов.

    ЗАГАДКИ

    Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под личиной — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

    Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

    Загадка — игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. доля гаданий, т е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна. Неожиданности сопоставления, нестандартности мышления, образности учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

    По типу структурной логикой задачи существует пять в загадок.

    1. Загадки с точно названными признаками.

    Всю ночь летает,

    Мышей добывает,

    А станет светло,

    Спать ляжет в дупло.

    (Сова)

    2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

    В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет

    (Подсолнух)

    3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

    Жидко, а не вода, бело, а не снег

    (Молоко)

    (Т е. жидкое и белое, но не вода и не снег)

    4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т е. содержащие и отрицание, и иносказания.

    Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

    (Месяц и звезды)

    5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

    Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.

    (Озеро)

    Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.

    Причины ошибок:

    • невнимательно слушают загадку;

    • не запоминают полностью содержание загадки;

    • при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

    • не имеют достаточных знаний о загаданном;

    • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке,

    Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками.

    1 Загадывание загадок.

    2. Отгадывание загадок.

    З. доказательство правильности отгадок.

    4. Сравнение загадок об одном и том же.

    5. Сравнение загадок о разном.

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от нее она не является полным суждением, Поговорка — часть суждения

    Он лисий хвост — Поговорка.

    В чужом глазу сучок видит; а в своем и бревна не замечает — Пословица.

    Что на уме, то и на языке.

    Быстрее мысли ничего нет.

    Ум без разума — беда.

    Чужим умом умен не будешь.

    Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

    Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

    В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СЧИТАЛКИ

    Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

    Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

    Тара-бара,

    домой пора

    Коров доить,

    Тебе водить.

    Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.

    Вам прислали сто рублей, Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, и нет не говорите!

    СКАЗКИ

    Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.

    Игра и прелесть сказки — в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам все новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует В этом — секрет сказки.

    В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных, порой фантастических поступков.

    Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: массаж, постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи.

    От оптимального решения логопеда, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

    Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование русских народных сказок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоас...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение род...

    Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь до­статочное дыхание, нормальный темп...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей на тему: «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Народное творчество дает возмож­ность окунуться в особый, свой­ственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове....

    Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скорог...