Консультация для родителей на тему: «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кириллова Любовь Леонидовна

Народное творчество дает возмож­ность окунуться в особый, свой­ственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx59.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забаво.

    На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе.

Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком.

Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в -маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.

Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки.

Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Говоря о народном творчестве, мы подразумеваем не только русский фольклор, но и творчество других народов.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни — это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребенком.

Баю-бай, баю-бай,

         Ты, собаченька, не лай,

Мою дочку не пугай!

И в гудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

Баю-бай, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Алеше — на перинку.

Баю-баю, Лешенька,

Засыпай скорешенько!

Баюшки, баюшки,

Скакали горностаюшки,

Прискакали к колыбели,

На Сережу поглядели.

Говорит горностай:

— Поскорее подрастай.

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И зайчонка, и волчонка,

И на елке кукушонка,

А под елками — лису!

Котя, котенька, коток,

Котя — серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять:

— Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай.

ЗАКЛИЧКИ

Заклички и приговорки рождены языческой верой во всемогущие силы природы.

Связанные с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям, они в течение многих веков приобщали ребенка к закономерностям земледельческого быта, к последовательной смене видов труда в соответствии с годовым круговоротом солнца. И каждая из природных стихий запечатлелась в заклич-ках как чудесная сила. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название — закличка, от слова «закликать» — звать, приглашать, обращаться.

Заклички — это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Эмоция радости, доверия, убежденность в хорошем заложены в самом строе стиха — в волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка-

Колоколнышка.

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

ПРИГОВОРКИ

Приговорки — способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено в них вниманием.

Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: «репка» — «крепка», «капуста» — «ви-ласта» — «пудаста», объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом видится профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.

Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятные для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.

Улитка, улитка,

Высунь рожки —

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

Матушка репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Земелюшка добра,

Вырасти гриба —

Гриба грибового,

В бору борового.

ПРИБАУТКИ

Фольклорные прибаутки — небольшие стихотворения из двух—четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах.

Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка.

Прибаутки лишены описательности нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

На болоте стоит пень —

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу — перевертышу.

Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги

                                          печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох

                                              толчет,

Конь у крыльца в три копыта

                                                   бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают

                                           ворота.

Выскочила палка с бабою

                                       в руке

И давай дубасить коня

                                 на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик —

                                             овес,

Лошадь села в сани,

                         а мужик повез.

ПРИМЕТЫ

Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:

  • помогают расширить словарный запас детей;
  • способствуют развитию слуховой памяти;
  • дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
  • развивают фонематический слух;
  • оказывают помощь в автоматизации звуков речи;
  • знакомят с ритмичностью народного календаря.

Январь — году начало, зиме — середка.

Много частых и длинных сосулек — к урожаю.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

У февраля два друга: метель и вьюга.

В марте день с ночью меряется, равняется.

В марте мороз трескуч, да не жгуч.

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Апрельские ручьи землю будят.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.

В июнь-разноцвет дня свободного нет.

Июль — макушка лета.

В июле солнце без огня горит.

Август — разносол, всего вдоволь.

В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.

Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень.

Плачет октябрь холодными слезами.

Октябрьский гром — зима снежная.

Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь-стужайло: на всю зиму землю студит.

СКОРОГОВОРКИ

Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.

Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни.

Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.

Методика разучивания скороговорки

На былинке пылинка, Пылинка на былинке.

  • Прохлопать ритм скороговорки.
  • Произнести скороговорку хором, индивидуально.
  • Послушать,  какие звуки выделил голосом логопед.
  • Повторить эти звуки, четко артикулируя.
  • Произнести звуки [п], [б] хором и по одному.
  • В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?
  • Произнести скороговорку тихо, громко.
  • Произнести скороговорку грустно, весело.
  • Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности:

На былинке пылинка, Пылинка на былинке.

На былинке пылинка, Пылинка на былинке.

•        Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

ДРАЗНИЛКИ

Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

Содержание традиционной народной дразнилки — «чепуха», нелепица, перевертыш. В дразнилке все искажения — звуковые, смысловые, образные действия — приписываются тому, кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят.

Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.

Антошка-картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Ленчик-пончик

Съел батончик,

Поросенка и быка,

Выпил крынку молока,

Еще клеть поел хлебов,

Три корзины пирогов.

ЗАГАДКИ

Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка — игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Доля гаданий, т. е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна. Неожиданности сопоставления, нестандартности мышления, образности учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок.

1.        Загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло.

                                      (Сова)

2.        Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.

                                                                         (Подсолнух)

3.        Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

Жидко, а не вода, бело, а не снег

                                                 (Молоко)

(Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)

4.        Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержащие и отрицание, и иносказания.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

                                                                                     (Месяц и звезды)

5.        Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Посреди поля лежит зеркало: стекло; голубое, рама зеленая.

                                                                                                      (Озеро)

Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают сравнивают загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь до­статочное дыхание, нормальный темп...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скорог...

Презентация. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Использование устного народного творчества  в коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс с родителями по теме: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Мастер-класс с родителями по теме:«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: посл...