Главные вкладки

    Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
    статья по логопедии по теме

    Падюкина Ирина Викторовна

    В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда всегда очень тесное и плотное. В нашем городе в детских садах, к сожалению, существуют только логопункты.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ Новоульяновский детский сад

    общеразвивающего вида «АБВГДейка»

    «Проблемы взаимодействия учителя-логопеда

    и воспитателя в коррекции речевых нарушений

    у детей дошкольного возраста»

    Учитель-логопед

    Падюкина Ирина Викторовна

    г.Новоульяновск

    Ульяновская область

    2013

    Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя  навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

    В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда всегда очень тесное и плотное. В нашем городе в детских садах, к сожалению, существуют только логопункты.

     Чем же отличается работа учителя-логопеда логопункта от работы учителя-логопеда в группе для детей с нарушениями речи?

    Во-первых, в логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.

    Во-вторых, в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, ОНР, логоневроз).

    В-третьих, в логопедических группах основная цель пребывания ребенка – исправить дефекты речи. Когда ребенок приходит в обычные дошкольные группы, основная цель, в отличие от логопедических групп, – не исправление дефектов речи, а интеллектуальное развитие. Поэтому учителю-логопеду в данных учреждениях отведено малое количество времени для коррекции звукопроизношения.

    Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому  приходится привлекать к помощи всех участников образовательно-коррекционного процесса, и в первую очередь, воспитателей.

    Именно воспитатель совместно с учителем-логопедом должен участвовать в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.

    Так, учитель-логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-логопедические задачи:

    1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

    2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);

    3) формирование плавности, длительности выдоха; мягкой голосоподачи; ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;

    4) обучение детей элементам логопедической ритмики;

    5) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

    Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

    1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

    2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

    Совместно с воспитателем учитель-логопед оформляет родительский уголок, готовит и проводит Совет педагогов и родительские собрания.

    Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.

    Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы  при работе с детьми с речевыми нарушениями.

    Из опыта работы можно отметить, что сотрудничество не только с педагогами, но и принятие ребёнка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным  и результативным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.

    Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....

    ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста

    Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста позволяет не только правильно спланировать работу, но  системно и планом...

    Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста

    Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, пред...

    Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

    Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...

    Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Семья – ближайшее и постоянное...

    Статья "Взаимосвязь учителя – логопеда и инструктора по физкультуре в работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

    В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода в реализации коррекционно – образовательного процесса....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)

    Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с:  - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laq...