Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
статья по логопедии по теме
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда всегда очень тесное и плотное. В нашем городе в детских садах, к сожалению, существуют только логопункты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ Новоульяновский детский сад
общеразвивающего вида «АБВГДейка»
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда
и воспитателя в коррекции речевых нарушений
у детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед
Падюкина Ирина Викторовна
г.Новоульяновск
Ульяновская область
2013
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда всегда очень тесное и плотное. В нашем городе в детских садах, к сожалению, существуют только логопункты.
Чем же отличается работа учителя-логопеда логопункта от работы учителя-логопеда в группе для детей с нарушениями речи?
Во-первых, в логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.
Во-вторых, в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, ОНР, логоневроз).
В-третьих, в логопедических группах основная цель пребывания ребенка – исправить дефекты речи. Когда ребенок приходит в обычные дошкольные группы, основная цель, в отличие от логопедических групп, – не исправление дефектов речи, а интеллектуальное развитие. Поэтому учителю-логопеду в данных учреждениях отведено малое количество времени для коррекции звукопроизношения.
Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому приходится привлекать к помощи всех участников образовательно-коррекционного процесса, и в первую очередь, воспитателей.
Именно воспитатель совместно с учителем-логопедом должен участвовать в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.
Так, учитель-логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-логопедические задачи:
1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);
3) формирование плавности, длительности выдоха; мягкой голосоподачи; ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
4) обучение детей элементам логопедической ритмики;
5) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:
1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Совместно с воспитателем учитель-логопед оформляет родительский уголок, готовит и проводит Совет педагогов и родительские собрания.
Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Из опыта работы можно отметить, что сотрудничество не только с педагогами, но и принятие ребёнка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста позволяет не только правильно спланировать работу, но системно и планом...
Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, пред...
Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...
Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Семья – ближайшее и постоянное...
Статья "Взаимосвязь учителя – логопеда и инструктора по физкультуре в работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода в реализации коррекционно – образовательного процесса....
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....
Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...