Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором модель обучения призвана гармонизировать процесс развития всех сторон личности ребенка-дошкольника, создать благоприятную базу для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_korrektsionno.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
ГБОУ СОШ №323
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
ХАНЯФИЕВА АЛЬМИРА АХТЯМОВНА
Аннотация:
Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором модель обучения призвана гармонизировать процесс развития всех сторон личности ребенка-дошкольника, создать благоприятную базу для успешного обучения в школе.
Цель: Осуществление помощи дошкольникам с нарушениями речи в овладении необходимыми знаниями, умениями для успешного обучения в школе.
Задачи:
1.Формировать и развивать личность ребенка с речевыми недостатками в целом.
2.Корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.
3.Модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.
4.Установить преемственность в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Статья:
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служат залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей в определенной мере, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.
Поэтому необходим поиск новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Предлагаемая комплексная, систематичная, целенаправленная коррекционная работа, направленная на каждого ребенка индивидуально, на подгрупповые занятия и рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы детского сада).
Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.
Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.
Цель: Осуществление помощи дошкольникам с нарушениями речи в овладении необходимыми знаниями, умениями для успешного обучения в школе.
Задачи:
1. Формировать и развивать личность ребенка с речевыми недостатками в целом.
2. Корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.
3. Модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.
4.Установить преемственность в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Основные направления:
1.Коррекция звуковой стороны речи;
2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
3.Формирование лексико-грамматических средств языка;
4.Развитие связной речи
Этапы реализации:
1. Организационный этап: направлен на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
2. Основной этап:
• первый блок – “Звукознайка”
•второй блок – “Словознайка”
•третий блок – “Читайка”
3. Заключительный этап:
- качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия
- мониторинг профессионального роста
Ожидаемые результаты:
1. Коррекция всех средств речи и ее основных функций.
2. Преемственность и сознательное включение специалистов МДОУ и членов семьи в работу по профилактике и коррекции нарушений речи, психических процессов, здоровья детей-логопатов.
3.Всесторонняя готовность детей к школьному обучению.
Основные принципы работы:
1. Принцип учета этиологии и механизмов речевых и зрительных нарушений.
2. Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования (качественный – для построения коррекционной работы; количественный – для отслеживания динамики коррекционной работы).
3. Принцип системности (в коррекционной работе воздействовать на все компоненты речи).
4. Принцип комплексности (комплексное медико-педагогическое воздействие на ребенка. Тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса).
5. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
I. Организационный этап коррекционно-развивающего процесса.
1. Стартовое психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.
2. Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации, формулировка объектного логопедического заключения, составление индивидуальных планов коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
3. Формирование коррекционно-развивающей направленности деятельности участников коррекционно-образовательного процесса.
4. Формирование у педагогов МДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе с детьми.
5. Формирование позитивной установки детей на участие в логопедической работе.
Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям, как науки, так и практиков-логопедов.
Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
Основная цель состоит в следующем:
1.изучение условий воспитания и развития ребенка на основе беседы с педагогом и анализа документов;
2. выявление уровня развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
3. выявление характера особенностей эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
4. оценке состояния связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления.
5.определение степени овладения компонентами языковой системы.
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными компонентами речи, к каким последствиям такие “взаимоотношения” могут привести.
Обследование ребенка должно быть комплексным, то есть включающим как педагогическое заключение, так и медицинский диагноз.
Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания.
В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние общего недоразвития речи. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система обработки полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.
В качестве инструментария диагностики речевого развития детей используется:
Методики обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи детей дошкольного возраста речи Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной (рекомендованы Министерством образования РФ).
Опыт в применении методики обследования устной речи детей с балльно-уровневой системой оценки показывает, что данная методика удобна для:
– диагностики;
– уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
– построения системы индивидуальной коррекционной работы;
– комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
– отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Полученная во время обследования информация фиксируется в протоколах обследования и речевых картах, которые заводятся на каждого обследуемого ребенка. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования.
II. Основной этап коррекционно-развивающего процесса.
На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно-речевой работе с детьми. Несмотря на значительные различия в задачах коррекционно-речевой работы, определяемых, прежде всего возрастными, речевым и индивидуально-личностными особенностями дошкольников, она, тем не менее, базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:
1. Индивидуализация;
2. Разносторонность;
3. Комплексность;
4. Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Структура программы. Программа коррекционно-логопедического обучения имеет три определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех блоков коррекционно-развивающей работы; блоки, в свою очередь, разбиты на разделы.
I блок программы “Звукознайка” подразделяется на три раздела:
1 раздел. Развитие общих речевых навыков.
2 раздел. Формирование фонематических процессов.
3 раздел. Устранение дефектов звукопроизношения.
II блок программы “Словознайка” также подразделяется на три раздела (для удобства нумерация разделов продолжается далее):
4 раздел. Работа над слоговой структурой слова.
5 раздел. Формирование грамматического строя речи и развитие словаря.
6 раздел. Развитие связной речи.
III блок программы “Читайка” включает в себя заключительный раздел:
7 раздел. Обучение грамоте.
Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I блока – устранение произносительной стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации фонетико-фонематических процессов речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала II и III блоков, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.
Работа по разделам внутри блоков протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй раздел вплетается в третий. В этом разделе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).
Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. пятый раздел вплетается в шестой. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы воспитанников, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешной подготовки к школе. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на занятиях.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.
Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся с подгруппами воспитанников с 1 октября по 15 мая.
Первый год обучения - реализация трех блоков коррекционной программы – предусматривает 63 занятия (часов), занятия проводятся два раза в неделю.
Второй год обучения - реализация трех блоков коррекционной программы - предусматривает 80 занятий (часов), занятия проводятся три раза в неделю.
Полный курс коррекционно-развивающего обучения (два года) предполагает 143 занятий (часов).
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий и т.д.
Коррекционные блоки рассчитаны на дошкольный возраст детей 5-7 лет и структуру речевого дефекта.
В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Первый блок – “Звукознайка”
Задачи:
1. корригировать звуковую сторону речи
2. развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Важным, при коррекции звукопроизношения, является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия, и др.).
Периодичность проведения индивидуальных занятий зависит от сложности дефекта, и их цикличность составляет 2-5 раз в неделю.
Первый год обучения – октябрь – декабрь (31 занятия).
Второй год обучения – октябрь- декабрь (24 занятий).
Всего 55 часа.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
Второй блок – “Словознайка”
Основные задачи:
1. развитие понимания устной речи;
2.уточнение и расширение словарного запаса;
3. развитие лексической системности;
4. формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
5. формирование диалогической формы общения;
6. формирование умений составлять короткие рассказы по картинке, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
Система коррекционных занятий направлена на формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 5-7 лет с нарушением речи.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
Первый год обучения – январь – март (23 занятия).
Второй год обучения – январь – март (26 занятий).
Всего 49 часов.
Данные занятия можно проводить как с подгруппой детей, а также их можно использовать при индивидуальной работе с детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
1 этап (подготовительный).
Цель этого этапа состоит в закреплении у дошкольников с нарушениями речи умения использовать однословные и двухсловные высказывания в самостоятельной речи. Первый этап включает в себя четыре комплекса игровых приемов.
1. Установление соответствия между пиктограммой и обозначаемой лексемой.
2. Усвоение детьми парадигматических и синтагматических связей в структуре двухсловного высказывания с опорой на вспомогательные визуальные опоры.
3. Изучение грамматических категорий в структуре двухсловного высказывания.
4. Включение двухсловных конструкций в диалогическую речь.
При употреблении однословных конструкций используется следующий алгоритм:
1) сопряженное проговаривание слова;
2) показ действия детьми;
3) предъявление пиктограммы данного слова-действия;
4) отраженное и самостоятельное произнесение слова детьми;
5) повторение детьми за логопедом слов, обозначающих данные предметы.
2 этап (основной).
Цель данного этапа работы заключается в формировании у дошкольников с речевой патологией умения использовать предикативные лексемы в структуре многословного высказывания.
Второй (основной) этап включает три игровых приема.
1. Овладение детьми парадигматическими и синтагматическими связями в структуре многословного высказывания.
2. Усвоение грамматических категорий в структуре высказываний различной длины.
3. Включение высказываний различной длины в диалог.
На логопедических занятиях применяются такие формы работы, которые способствуют расширению предикативного словаря. Детям предлагается:
- повторять за логопедом образцы коротких диалогов из 3 – 4 реплик;
- самостоятельно закончить заданную логопедом коммуникативную ситуацию;
- самостоятельно задавать вопросы друг другу и отвечать на них, следуя образцу, данному логопедом;
- беседовать в парах об окружающих предметах, одежде, о погоде по картинке, серии картин;
- воспроизводить диалог с изменением ситуации (беседующие меняются ролями, меняется предмет высказывания, меняется лицо, о котором говорилось).
Согласно цели основного этапа использование игровых приемов и упражнений: применение пиктографического кода с постепенным сворачиванием количества зрительных опор и выходом на самостоятельную речь; разыгрывание диалога по ролям; дополнение реплик диалога; составление многословных высказываний по «рассыпанным» пиктограммам, графической схеме позволяет детям адекватно и точно употреблять предикативные лексемы в самостоятельных высказываниях различной длины.
Третий блок – “Читайка”
Основные задачи:
1. подготовка детей к усвоению грамоты;
2. уточнение и расширение словарного запаса;
3.развитие лексической системности;
4. устранение недостатков грамматического строя;
5.подготовка руки к письму;
6.развитие связной речи .
Система коррекционных занятий рассчитана на детей 6-7 лет с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи, которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, остаточная сформированность фонематических представлений, а так же у данной категории детей наблюдается отставание в лексико-грамматическом развитии.
Коррекционная работа рассчитана в первый год обучения на апрель (10 занятий).
Во второй год обучения на апрель – май (30 занятий).
Всего 40 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Данные занятия можно проводить как с подгруппой детей, а также их можно использовать при индивидуальной работе с детьми.
На всех этапах ведется параллельная работа по развитию высших психических функций и укреплению здоровья детей.
III. Заключительный этап коррекционно-развивающего процесса.
Заключительный, или итоговый этап коррекционно-речевой работы с ребенком, предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников дополнительно и определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы.
Обычно проведение итоговой психолого-педагогической и логопедической диагностики и сравнение наличных достижений, в общем, и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.
Для учителя - логопеда и всего педагогического коллектива МДОУ заключительный этап означает не только оценку результативности работы с детьми, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников коррекционно-образовательного процесса. Поэтому на итоговом педагогическом совете важно объективно проанализировать данные психолого-педагогического и логопедического мониторинга в течение всего учебного года, оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обобщения результатов работы наметить пути ее реализации на следующий год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.
Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....
Статья "Взаимосвязь учителя – логопеда и инструктора по физкультуре в работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода в реализации коррекционно – образовательного процесса....
Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...
Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...