ОПЫТ РАБОТЫ «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» (подготовительная группа)
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Улыбка»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»

Учитель-логопед: Гурьева Л.И.

п.г.т. Малиновский

2013г.

 Логопедическая гимнастика к теме «Наша Армия».

1. Упражнение на развитие дыхания «Капитан»

 В парус треугольный дует ветерок, капитан довольный пьет фруктовый сок.

  Губы трубочкой, втягиваем воздух в себя, задерживаем   дыхание, выдох.             Повторить 3-4 раза

2. Массаж биологически активных точек «На границе».

Жу – жу – жу –  я границу сторожу  - массируем круговыми движениями виски

Ши – ши – ши – зашуршали камыши – указательный и средний пальцы вилочкой, растираем за ушами.

Жу – жу – жу –  я в дозор хожу – массируем уголки губ по направлению к ушам

Ши – ши – ши – спите сладко малыши – гладим лоб от середины к вискам.

3.Пальчиковая гимнастика « Бойцы – молодцы».

Пальцы эти – все бойцы – показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы

Два больших и крепких малых – загибаем большие пальцы рук

И солдат в боях удалых.

Два гвардейца – удальца – загибаем указательные пальцы

Два – сметливых молодца –засгибаем средние пальцы

Два героя безымянных – загибаем безымянные пальцы

Но в работе очень рьяных!        

Два – мизинца – коротышки – сжимаем руки в кулаки

 Очень славные мальчишки! – хлопаем в ладоши

4.Игра на  развитие внимания «Сигнальщики».

Вот флажки – четыре цвета.

Нам игра знакома эта.

Флажок желтый подниму – всех похлопать попрошу.

Флаг зеленый подниму – всех потопать попрошу.

Синий – будем мы молчать.

Красный – все «Ура!» кричать. 

                                                                         

              Логопедическая гимнастика к теме «Наша Родина».

1.Упражнение на развитие  короткого выдоха «Поезд».

     Произносим звук «Ч» на мягкой атаке. Повторить 5-6 раз.

2.Гимнастика для мышц шеи «Родина моя».

Встанем утром рано, выглянем в окно - руки на поясе, поднимаем и опускаем голову вверх – вниз.

Смотрит с неба солнце, светит нам в окно – руки вверх, поворачиваем голову влево – вправо.

Все, что ясным утром видно из окна – руки опущены, покачиваем  головой вправо – влево.

Это наша Родина – Родина моя! -  раскинуть руки в стороны, поднимаем и опускаем голову вверх – вниз.

3.Упражнения для  развития  язычка.

 Индюк.  Катушечка. Грибок.  Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика  «Матрешки».

Мы красавицы матрешки,  разноцветные одежки - ладони прижаты друг к другу, покачиваем соединенными ладонями вправо – влево.

Раз – Матрена, два – Малаша – на каждое имя поочередно вращают то правую, то левую руки  сжатые в кулачок.       

Мила – три, четыре – Маша,                  

Маргарита – это пять,

Нас не трудно сосчитать – сжимают и разжимают пальцы рук                       

Раз, два, три, четыре, пять – стучат кулачок о кулачок сверху.

5.Подвижная игра «Веселый мячик».

    Дети стоят в кругу и произносят слова:

   Ты катись, веселый мячик,

   Быстро, быстро по рукам.

   У кого веселый мячик тот сейчас станцует нам!

Ребенок у кого мячик остался в руках, выходит в круг и танцует. Дети хлопают в ладоши.

         Логопедическая  гимнастика на тему «Зимующие птицы».

1.Упражнение на развитие дыхания «Прилетел к  нам  снегирек».

Вытяните ладошку, пусть на нее сядет  снегирек. Какие у него красивые перышки. Тихонько вдохните носиком и подуйте на перышки. Улетел! Повторить 4-5 раз.

3.Массаж биологически активных точек «Снегири».

Вот на ветках, посмотри поглаживаем  лоб от середины к вискам.

В красных майках снегири – поглаживаем  щеки движением сверху – вниз

Распушили перышки – массируем   уголки  рта движением  к  ушам

Греются на солнышке – поглаживаем  шею движениями сверху – вниз

Головой вертят, улететь хотят - повороты головы вправо – влево.

Улетели, улетели! Кыш! – машем руками перед собой.

4.Упражнения для развития язычка:

Непослушный язычок; Змейка; Лошадка.

5.Упражнения для развития пальцев рук «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей – сжимают и разжимают пальцы рук

Прилетело, мы расскажем - машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей – на каждое название птицы, загибают пальцы

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках,

Всем хватило зернышек! – потирают  большие пальцы о указательные

6.Подвижная игра «Воробушек – пташечка».

Среди  белых  голубей – дети идут по кругу, заложив руки за спину

Скачет серый воробей – в центре круга скачет на корточках  ребенок (воробей)

Воробушек – пташка, серая рубашка - поворачиваются лицом в круг, идут приставным шагом.

Откликайся, воробей

Вылетай – ка, не робей! – воробей пытается вылететь, дети не выпускают.

                Логопедическая гимнастика к теме

                            «Труд на селе зимой».

 1.Упражнение на развитие дыхание «Корова».

     Вдох через нос, задерживаем дыхание; на выдохе МУ-У-у.

 2.Массаж биологически активных точек лица «Кошка».

   Кошка хвостиком играла, - вот так, вот так - оттягиваем мочки ушей вниз.

   Веселилась, хохотала - вот так, вот так - массируем уголки рта.

   Мячик по полу катала - вот так, вот так - гладим щеки круговыми движениями.

   И по комнате скакала - вот так, вот так – кончиками пальцев массируем лоб

  А потом устала кошка - вот так, вот так – прижать ладони к щекам

  И поплакала немножко - вот так, вот так - кулачками потереть глаза.

 3.Упражнения для язычка.

   Болтушка;  Катушка;  Качели; . Лошадка.

4. Пальчиковая гимнастика. « Считалка».

 Раз, два, три, четыре, пять - поочередно каждый палец  прикасается  к  большому

     пальцу.                                                                                                                                                                                                                                        Все  умеем мы считать - сжимаем и разжимаем пальцы рук.

Отдыхать умеем тоже – качаем расслабленными руками вперед, назад.

Руки за спину положим - руки за спину

Голову поднимем выше - поднять голову

И легко, легко подышим – спокойно дышим через нос.

5. Подвижная игра «Слушай внимательно».

Дети прыгают по группе на двух ногах.

На 1 удар бубна - лечь на пол,

На 2 -  присесть «на кочку»,

На 3 -  встать в кружок – это лужок.                     

           Логопедическая гимнастика к теме «Животные жарких стран».

1.Упражнение на  развитие  дыхания « Пожалеем  бегемотиков».

У бегемотиков  животики болят, пожалеем их. Руки сжаты в кулачки. Вдох-продолжительный  выдох  то на один кулачок, то на другой.

 2.Массаж биологически активных точек  лица «Звери».

В жарких странах носороги просто ходят по дороге – провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.

Мокнут в речке бегемоты, львы выходят на охоту – указательным и средним пальцем провести по крыльям носа.

Крокодилы, обезьяны, зебры – жители саванны – всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.

И тропические птицы есть чему тут подивиться – указательным и средним пальцами энергично  растереть кожу  за  ушами..

3.Упражнения  для развития  язычка.

 Маляры .              Чьи зубы чище?              Болтушка               Катушка.

 4. Гимнастика для пальцев рук «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей?- машут перекрещенными ладонями

В зоопарке у зверей – изображают из сомкнутых ладоней  раскрывающуюся пасть

Пообедал я  сперва за решеткою  у льва - загибают пальцы, начиная с большого

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,                                                  

Ел морковку у слона,

 С журавлем поел пшена.              

 А зубастый крокодил чуть меня не проглотил – показывают пасть из ладоней.

5.Подвижная игра «Будь внимательный! 

        Играет дудочка – идут, покачиваясь с ноги на ногу (слоны),

        Звучит барабан – бегут, высоко поднимая колени (зебры),

       Звенит колокольчик - скачут обезьяны на двух ногах,

               Логопедическая гимнастика  к теме  «Мир морей и океанов».

1.Упражнение на  развитие  дыхания «Ныряльщики». 

Глубокий вдох, нос зажать, присесть – «нырнули». На счет – 1-2-3- «вынырнули», выдох.

2.Массаж биологически активных точек лицо «На дне».

Улитки ползут, свои домики везут – руки сжаты в кулачки, массажируем лоб от середины к вискам.

Рогами шевелят, на рыбок глядят – указательный и средний пальцы «вилочкой», энергично растираем за ушами.

Рыбки плывут, плавничками гребут – разглаживаем область от  ноздрей к ушам.

Влево, вправо поворот, а потом наоборот -  гладим шею переменным движением рук, захватывая  заднюю часть шеи.

3.Упражнения для  развития язычка.

    Катушка. Чашечка.  Молоток. Барабан.   Лошадка. Гармошка

4.Пальчиковая гимнастика «Налим».

 Жил да был один налим – ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки.

Два ерша дружили с ним - ладони раздвинуты, имитируют движения двух рыбок.

Прилетали к ним три утки – взмахи сложенными накрест руками.

По четыре раза в сутки  и учили их считать – сжимают и разжимают кулаки.

Раз. два, три, четыре, пять – загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого.

5.Подвижная игра  «Летучая рыба».

   Я летучая, прыгучая – двигаются по кругу поскоками.

   Улетела бы за тучу я – двигаются, взмахивая руками, как крыльями.

   Да соскучилась бы в скорее – двигаются, совершая поскоки

   До того люблю я море.

           

             Логопедическая  гимнастика к теме «Посуда».

1. Упражнение на развитие дыхания: «Подуй на горячий чай».

Ладони сложены чашечкой. Вдох через нос – продолжительный выдох через рот, губы трубочкой. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Не зевай».

У нашего Вовки на блюдце морковка – провести руками по шее от затылка к груди.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке – указательными пальцами, мягко надавливая провести по крыльям носа.

У нашей Наташки смородина в чашке – всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.

А у Валерки грибочки в тарелке – раздвинув указательный и безымянный палец  «вилочкой», растереть точки  перед и за ушами.

А ты не зевай и посуду называй – похлопывание по щекам ладонями.

3.Упражнения  для развития  язычка:

 Непослушный язычок;  Кошечка умывается; Болтушка. Качели.

4.Пальчиковая гимнастика  «Машина каша».

Маша каши наварила – указательным пальцем правой руки, «мешают» в ладошке левой руки.

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу.

Кошке в чашку,- загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого  пальца

Жучке в плошку,

А коту в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам,

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла -  разжимают пальцы

Все до крошки раздала - сдувают воображаемые крошки.

5. Подвижная игра: « Подарки».

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова. Один ребенок стоит в кругу.

Привезли  мы вам подарки

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла в лентах ярких,

Конь, волчок и самолет .Водящий выбирает подарок, дети выполняют соответствующие движения. 

                   

               Логопедическая гимнастика к теме «Профессии».

 

1.Упражнение на развитие дыхания - «Ветерок».

 

Помоги мне, ветерок, паруса надуй дружок.

Пусть плывет кораблик мой к папе с мамочкой  домой.

Дети спокойно вдыхают через нос, продолжительный выдох через нос.

2.Массаж биологически активных точек  лица «Профессии».

 Наш охранник на посту смело смотрит в темноту - ребром ладоней растираем лоб

от середины к вискам

А сапожник сапоги для любой сошьёт ноги - потянуть за кончики мочек вниз.

А портной сошьет для вас шторы просто высший класс - мягкими движениями погладить шею сверху вниз.

Вот знакомый почтальон, вам знаком, конечно, он – указательным  и средним пальцем «вилочкой», растереть за ушами.

3. Упражнения для язычка.

 Колокольчик все звенит, язычком он шевелит.

 Маляры;  Вкусное варенье;  . Пожуем.

4.Пальчиковая гимнастика «Повар».

 Повар готовил обед, а тут отключили свет - приседают, ребром ладони бьют по полу, имитируют выключение света.

Повар леща берет и опускает в компот - загибают большие пальцы на обеих руках.

Бросает в котел поленья - загибают указательные пальцы.

В печку кладет варенье - загибают средние пальцы.

Мешает суп кочерёжкой - загибают безымянные пальцы.

Угли бьет поварёшкой - загибают мизинцы.

Сахар сыплет в бульон - изображают, как сыплют сахар (пальцы щепотью)

И очень доволен он - опускают руки, пожимают плечами.

5. Подвижная игра  «Если нравится тебе, то делай так!».

Дети идут по кругу и поют:

Если нравится тебе, то делай так(2раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так.

Дети выполняют любые движения – хлопают в ладоши; топают ногами; хлопают себя по коленям ладонями.

                 

                      Логопедическая гимнастика  к  теме

                           «Дикие животные наших лесов».

                                             

1.Упражнение на   развитие  дыхания  «Волк».

         Волк известный забияка хоть похож он на собаку.

    Волк по лесу вечно рыщет и себе добычу ищет.

     Вдох. Продолжительный выдох - УУУУУУУ.

2.Массаж биологически активных точек  лица «На лужок».

На лужок пришли зайчата – гладим лоб от середины к вискам

Медвежата, барсучата – круговыми движениями гладим щеки.

Лягушата и енот – массируем уголки губ

      На  зеленый, на лужок – массируем ушные раковины движением сверху – вниз.

      Приходи  и ты, дружок - похлопать по щекам.

3.Упражнения для язычка.

         Чашечка,   Качели , Болтушка , Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика  «Есть у каждого свой дом».

   

       У лисы в лесу глухом есть нора,  надежный дом – загибаем пальцы, начиная  с          

                                                                                                         большого пальца                                                                     Не страшны зимой метели белочке  в   дупле на ели.                            

       Под кустами еж колючий нагребает   листья в кучу.                  

       Из ветвей, корней, коры хатки делают  бобры.

       Спит в берлоге косолапый, до весны  сосет он лапу.

       Есть  у каждого свой дом, всем тепло  уютно в нем  - стучим кулачком о кулачок

                                                                     

5.Подвижная игра «На водопой».

 Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой – идут по кругу

За мамой лосихой топал лосенок – идут громко топая

За мамой лисицей крался лисенок – идут крадучись

За мамой ежихой катился ежонок – идут в глубоком приседе

За мамой медведицей шел медвежонок – идут в перевалочку

За мамою белкой скакали бельчата – скачут, согнув руки перед грудью

За мамой   - зайчихой косые  зайчатки- скачут сделав ушки

     Волчица вела за собою волчат – идут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят - останавливаются, «лакают» язычком.

 Логопедическая гимнастика  к теме «Инструменты. Орудия труда»

1.Упражнение  для  развития короткого выдоха «Лесоруб».

Ноги на ширине плеч, руки в «замок». Резкий взмах руками вверх – вниз. УХ!

2. Массаж биологически активных точек  лица «Дворники».

 Снега прошли немалые, а все идут, идут - гладим лоб от середины к вискам.

Дворники усталые метут, метут, метут – гладим шею легкими движениями.

Гремят они лопатами под тучами лохматыми – растираем щеки движениями

вверх – вниз.

На улицах, на улках управиться спешат – кончиками указательных пальцев растираем  «козелки» ушных раковин.

3. Упражнения  для  язычком.

     Строчит из пулемет, – д – д- д- д

     Вкусное варенье,

     Грибок,

     Горка.

4.Пальчиковая гимнастика «Слесарь»

  Мне нужны такие вещи -  сжимаем и разжимаем пальцы рук

  Молоток, тиски и клещи - загибаем пальцы на обеих руках

  Ключ, напильник и ножовка

 А всего нужней сноровка – хлопки в ладоши.

5. Подвижная  игра «Старый клен»

На поляне перезвон – это пилят старый клен – дети бегут по кругу

Поперечная пила отхватила полствола – дети встают парами и изображают работу пилы.

Только крякнул старый ствол и пошел, пошел, пошел – поднимают руки вверх, медленно наклоняются.

Грянул наземь  левым боком, утонул в снегу глубоком – ложатся на левый бок, вытянув ноги.

         Логопедическая гимнастика к теме «Транспорт».

1.Упражнение на развитие дыхания «Паровоз».

Паровоз кричит: «ду-ду – у-у!  я иду, иду, иду – у-у-у».

2. Массаж биологически активных точек  лица «Самосвал».

Жил на свете самосвал - поглаживают лоб от середины к вискам,

Он на стройке побывал – массируют указательными пальцами крылья носа.

Он кирпич возил и гравий – массируют уголки губ указательными пальцами.

Но, увы, застрял в канаве – поглаживают щеки движениями вверх и вниз.

Буксовал он, буксовал – оттягивают мочки ушей вниз.

Еле вылез самосвал – похлопать легонько по щекам.

3. Упражнения для язычка :

«Вертолет»- переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить (хвост вертолета), крутить большими пальцами, длительно произносить звук «Р». Пов.3-4.

«Пароход» - длительно произносить звук «Ы». Язык в глубине рта, губы и нижняя челюсть неподвижны. Пов.5раз.

«Танк» - многократно побарабанить  напряженным  кончиком  языка по верхней десне с произнесением звука  «Т».

4. Пальчиковая гимнастика  «Велосипед».

Ед -ед - ед – где же мой велосипед? – хлопки в ладоши

Да-да-да – очень быстрая езда – скользящие удары ладонями (тарелочки)

Али-али-али – нажимаю на педали – поочередные хлопки руками по коленям.

Аль-аль-аль – быстро мчусь я  в  даль – одновременные хлопки руками по бокам.

5.Подвижная игра «Самокат» (на внимание).

Быстро катит самокат

То вперед, то назад.

Под удары бубна дети бегут по группе друг за другом. Заиграла дудочка, разворачиваются и бегут в обратную сторону.

    Логопедическая  гимнастика к теме   «Новогодний праздник».

1. Упражнение  для развития  дыхания «Вот она елочка наша».

Вдох и продолжительный выдох «Как она  вкусно  пахнет!» Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Зеленая гостья».

В Новый год случится сказочное что-то – массируют легкими движениями виски.

Тихо постучится в наши двери кто-то -  массируют указательными пальцами крылья носа.

Тук, тук! Кто там? Только посмотрите! – оттягивают вниз мочки ушей.

Зеленая, пушистая, смолистая, душистая елка – кончиками пальцев  постукивают по щекам.

3.Упражнения для язычка:

Катушка;  Змейка; Горка; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Подарки».

Дед Мороз принес подарки – хлопают в ладоши

Буквари, альбомы, марки – загибают пальцы сначала на левой руке, затем на

                                                  правой.

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

5.Подвижная игра «С Новым годом».

С Новым годом, с Новым годом – стоят лицом в круг, кланяются

Здравствуй, Дедушка Мороз  -  бегут по кругу, раскинув руки в стороны.

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес – идут, показывая, как дедушка М. нес елку.

На верхушке, выше веток – останавливаются, поднимают вверх руки

Загорелась, как всегда – поднимаются на цыпочки

Самым ярким, жарким светом – бегут по кругу, руки на поясе.

Пятикрылая звезда!

                     

             

          Логопедическая   гимнастика к теме «  Обувь».

1. Упражнение для развития плавного выдоха «Мы немножечко устали».

    Вдох, продолжительный выдох, губы трубочкой.

2. Массаж биологически активных точек лица «Пропал башмак».

У маленькой Мери большая потеря – гладим щеки сверху – вниз

Пропал ее правый башмак – массируем ушные раковины движением сверху – вниз.

О, милая Мери, не плачь о потере – массируем внешние уголки глаз.

Сошьем тебе новый, иль купим готовый – ребром ладоней массируем лоб.

Ты только смотри – береги! – кулачками легко массируем крылья носа.

3.Упражнения для  язычка:

Качели; Вкусное варенье; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Ботинки».

Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем – сжимаем и разжимаем кулачки

Мы гуляем по лугам, по зеленым берегам – массируем каждый палец, начиная с мизинца.

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали.

Потом лезем под кровать,

Будем там спокойно спать – хлопаем в ладоши.

(Повторить для другой руки)

5.Хороводная игра «Посмотрите на ножки».

Дети водят хоровод, один ребенок стоит в кругу. По окончании слов он танцует,

дети хлопают в ладоши.

Посмотрите  Ванечке на ножки,  хороши ли новые сапожки.

Каблучок мой топай смелее, да пускайся в пляс веселее.

             

Логопедическая гимнастика к теме «Домашние животные».

1.Упражнение на развитие длительного выдоха «Уж как я свою    

                                                                                                    коровушку люблю».

Вдох, продолжительный выдох «МУ-у-у-у-у». 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек «Тузик».

Вот он вертится волчком – массируем щеки круговыми движениями

Тузик, Тузик хвост крючком -  кулачками массируем крылья носа.

Вот летит во весь опор – массируем уши движениями сверху – вниз

То на речку, то во двор, то дежурит у ворот – гладим уголки губ по направлению к ушам.

Словом дел  невпроворот – массируем щеки круговыми движениями.

3. Упражнения для язычка.

     Кусаем непослушный язычок  - АЛ – АЛ- АЛ.

     Вкусное варенье.

     Барабанщик.

4.Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

  Наша-то хозяюшка сметлива была – сжимают пальцы в кулачки,

  Всем в избе работушку к празднику дала – хлопают в ладоши.

  Чашечку собачка моет язычком – ладошки в форме чашечки, поглаживают

                                                             пальцами внутреннюю часть ладони.

   Хрюшки собирают крошки под столом – движение «сыплем птичкам

                                                                          крошки».

   По столу котище лапою скребет – пальцами правой руки гладим

                                                               ладонь левой руки (меняем руки).

   Половичку козочка веничком метет – делают движения  ладонями вправо - влево

                                                                     «метут».

5.Подвижная игра «Теленок».

   Бу - бу – прыжки на двух ногах (в течении всей игры)

   Я рогатый – показывают «рожки» из пальчиков

   Бу - бу

   Я хвостатый – показывают «хвостик», отводят руку за спину.

   Бу - бу

   Я ушастый - показывают «ушки» из ладошек.

    Бу - бу

    Очень  страшный  – показывают «рожки»,

    Бу - бу

    Испугаю – топают,

    Бу - бу

    Забодаю – бодаются.

                       Логопедическая гимнастика к теме

                       «Ягоды и грибы. Лес осенью».

1.Упражнение для развития дыхания «Ежик».

Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель ежик.

На выдохе произносим «ПЫХ! Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «За грибами».

Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем – кончиками пальцев массируем все лицо

В шапочке нарядной светло – шоколадной – ребром ладоней растираем лоб

Ты не прячь, грибок под листок свой бок! – массируем указательными пальцами              козелки ушных раковин.

Ты ребятам нужен вечером на ужин – кулачками массируем крылья носа.

 

3.Упражнения для развития язычка:

Барабанщик; Катушка; Грибок; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Топ – топ – пять шагов в  туесочке  пять грибов -  стучат кончиками пальцев  одной руки о другую руку.

Мухомор красный – гриб опасный – загибаем пальцы, начиная с мизинцев

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб -  сморчок, бородатый  старичок .

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

5.Подвижная игра «Где вы были?».

Водящий: Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили – выполняют ходьбу на месте.

- Что вы ручки работали?

- Мы грибочки собирали. – приседают, изображают, как собирают грибы.

- А вы глазки помогали?

- Мы искали да смотрели, все пенечки оглядели – смотрят  из – под руки, выполняют повороты вправо, влево.

                   Логопедическая  гимнастика к теме

                  «Перелетные и водоплавающие птицы».

1.Упражнение для развития дыхания «Кря – кря –кря!».

Кря! – сказала утка – мать, будем плавать и нырять. Вы согласны ,дети? Кря!

На выдохе дети произносят «Кря, кря,кря!». Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «На юг».

Стая птиц летит на юг – ребром ладоней массируем лоб,

Небо синее вокруг – массируем щеки круговыми движениями.

Предстоит им долгий путь – оттягивают мочки ушей вниз

Надо птичкам отдохнуть – массируем виски круговыми движениями.

И опять пора в дорогу.

Чтоб скорее прилетать – легонько гладим шею движениями сверху – вниз

Надо крыльями махать – массируем уши движениями сверху – вниз.

3.Упражнения для развития язычка:

Маляры; Чьи зубы чище; Дятел.

4.Пальчиковая гимнастика «Птички».

Эта птичка – соловей – на каждое название птички загибают пальцы

Эта птичка –воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коротель,

Эта птичка – злой орлан - машут сложенными крест – накрест руками.

Птички, птички по домам! – разбегаются в разные стороны, машут руками.

           Логопедическая гимнастика к теме «Насекомые и пауки».

1.Упражнение для   развития дыхания «Бабочки».

Вдох, выдох «Ах, улетела!». Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Жучок».

Этот маленький жучок по земле гуляет – кончиками пальцев гладим лоб от середины к ушам.

Листик сладенький найдет и его кусает – массируем уголки губ указательными пальцами.

Этот маленький жучок по земле гуляет – кончиками пальцев гладим лоб от середины к ушам.

Вот он ямочку нашел, лег и отдыхает – массируем указательными пальцами крылья носа.

Он не будет вас кусать, хочет он чуть-чуть поспать – массируем виски круговыми движениями.

3.Упражнения для язычка:

Качели; Змейка; Вкусное варенье; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Стрекоза поспать легла у кувшинки в лепестках - загибают пальцы, начиная с большого пальца.

В сладком клевере – пчела,

Шмель - в кудрявых васильках,

В колокольчике – сверчок,

В паутине – паучок

Смотрит радужные сны – хлопают в ладоши.

5.Подвижная игра «Лягушка».

Выбирается лягушка, она сидит в кругу.

Дети – мошки  идут по кругу и говорят слова:

«Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки».

Ква-ква-ква; ква-ква-ква – отвечает лягушка и бросается ловить детей – мошек.

                     Логопедическая гимнастика к теме

                     «Фрукты. Труд взрослых в садах».

1.Упражнение для развития короткого выдоха «Наши яблочки в саду…».

Наши яблочки, как мед.

Вдох, короткий выдох – «АМ!». Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек  «Осенний сад».

Прекрасен наш осенний сад – кончиками пальцев гладим лоб от середины к вискам.

В нем слива есть и виноград – массируем виски круговыми движениями.

На ветках, как игрушки – оттягиваем мочки ушей вниз,

И яблоки и груши – кулачками массируем крылья носа.

А к ночи веет ветерок – массируем круговыми движениями  щеки.

И желтый лист шуршит у ног – массируем уголки губ указательными пальцами.

3.Упражнения для язычка:

Вкусное варенье; Змейка; Почистим зубки; Барабан.

4. Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад».

Во фруктовый сад идем – сжимаем руки в кулачки

Яблок аромат вдохнем – хлопаем в ладоши.

Лестницу подставим, яблоко достанем – руки согнуты в локтях, кисти рук опущены вниз, поочередно   поднимаем ладони вверх.

Яблочко сорвем – «фонарики»

 И маме принесем – хлопаем в ладоши. 

     

5. Подвижная игра «Галя по садочку ходила».

Галя (Оля, Таня) стоит  в кругу. Дети идут по кругу и поют:

Галя по садочку ходила, там платочек свой уронила(роняет платочек),

Обошла тут Галя садочек, ищет голубой свой платочек.

Не горюй, подруженька Галя, мы платочек твой отыскали (кто-то из детей его взял)

Под  малиновым, под кусточком, под  зелененьким,  под  листочком.  

Вот он, вот он твой платочек, догони меня, дружочек!  (Галя догоняет).      

                 Логопедическая гимнастика к теме

                   «Овощи. Труд взрослых на полях».

1. Упражнение на развитие дыхания  «Подуем на горячую картошку».

 То одну, то другую руку сжимаем в кулачок (картошка).

 Губы трубочкой, вдох, продолжительный выдох на  «картошку».

Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек  «В огород пойдем».

В огород пойдем, урожай соберем – кончиками пальцев массируем все лицо (птички               клюют).

Мы морковки натаскаем – потягиваем мочки ушей вниз

И картошки накопаем – кулачками массируем крылья носа.

Срежем мы кочан капусты – поглаживаем по направлению к ушам уголки губ.

Круглый,  сочный  очень вкусный – круговыми движениями массируем щеки.

Щавеля нарвем немножко – поглаживаем шею движениями сверху, вниз.

И вернемся по дорожке – растираем уши движениями сверху, вниз. 

3.Упражнения для язычка:

Подуем на язычок; Трубочка; Качели; Маляры.

4. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Тук, тук, тук, тук! – ритмичные удары ребром ладоней о ладони.

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили –  ладони прямые, пальцы сжаты , движения  кистями вверх и вниз.

Перетерли – хватательные движения,

Посолили – пальцы в щепоть, все трутся о большой палец.

И набили плотно в кадку – руки сжаты в кулаки, удары(бокс) кулачками  перед собой.

Все теперь у нас в порядке – отряхивают руки.

5. Хороводная игра «Есть у нас огород».

Есть у нас огород -  идут по кругу

Там своя морковь  растет – в круг выходит морковка

Вот такой  ширины, вот такой  толщины – морковка танцует

Ты морковка не зевай и в корзинку полезай - морковка садится в центре круга.

Аналогично про капусту.

Ты, пузатый кабачок, отлежал себе бочок,- выходит кабачок

Не ленись, не зевай, а в корзинку полезай.

Ты огурчик поспеши, вместе с нами попляши,- выходит огурец

А потом не зевай и в корзинку полезай.

Играет музыка, и дети танцуют.

Логопедическая гимнастика к теме «Осень. Деревья осенью».

1.Упражнение для развития плавного выдоха «Листья осенние».

Листья осенние тихо кружатся, тихо и плавно на землю ложатся. И шелестят, шелестят, шелестят, словно опять закружиться хотят.

Вдох и на выдохе «ШШШШ». Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Туман».

Туман повис клоками в саду и во дворе – круговыми движениями массируем щеки.

Поймать туман руками решил я на заре – ребром ладоней массируем лоб.

Я взял его ладошкой и крепко – крепко сжал – массируем ушные раковины кончиками пальцев.

Но прыткий он как кошка, взял и убежал – массируем уголки губ указательными пальцами.

3. Упражнения для развития язычка:

Непослушный язычок; Горка; Вкусное варенье; Болтушка.

4.Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья».

Ветер по лесу летал, ветер листики считал – скользящие удары ладони о ладонь.

Вот  дубовый – начинают загибать пальцы с большого пальца,

Вот  кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку – хлопаем себя по коленям ладошками.

5.Подвижная игра  «По ровненькой дорожке».

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки.

По ямочкам, по кочкам, по ямочкам, по кочкам.

В ямку – бух! - приседают.

             

 Логопедическая  гимнастика к теме «Комнатные растения».

1.Упражнение для развития дыхания «Цветок зацвел».

                  Был тугим он кулачком, а разжался -  стал  цветком.

У детей левая рука сжата в кулачок. Вдох, продолжительный выдох – пальцы медленно раскрываются. Меняем руку. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Кактус».

До чего забавный ежик – массируем виски круговыми движениями

Он без ручек и без ножек – оттягиваем вниз мочки ушей.

Жил в пустыне он всегда – погладить лоб от середины к вискам

Где отсутствует вода – кулачками массируем крылья носа.

А теперь живет в горшочке – массируем уголки губ  указательными пальцами

Это кактус – мой цветочек – пощипываем щеки легкими движениями пальцев.

3.Упражнения для развития язычка:

Вкусное варенье; Чашечка;  Качели; Барабанщик.

4.Пальчиковая гимнастика  «Цветы на окне».

На окне весна  вовсю бушует – хлопают в ладоши.

Здесь фиалки, красный бальзамин – на каждое название загибают палец.

Герань и традесканция,

Толстянки две

И кактус, но один – раскрываем пальцы, выполняем движение «фонарики»

5. Подвижная игра «Слушай внимательно».

Дети врассыпную прыгают на двух ногах по комнате.

На  один удар бубна  ложаться  на пол (на траву),

На два удара – присесть на кочку.

На три – встать в круг (лужайка).

  

 Логопедическая гимнастика к теме «Мамин праздник.

                                     Ранняя весна».

1.Упражнение на развитие дыхания  « Запах мокрого снега».

На столе стоит тарелка с мокрым снегом. Вдох и продолжительный выдох «АХ!».

Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Весна».

С крыши снег роняет слезки – гладим щеки движением сверху – вниз.

Кот скучает у ворот – массируем козелки ушных раковин,

Босоногие березки в синей луже ищут брод – гладим лоб от середины к вискам.

Ведь можно простудиться – едва прошли морозы - указательный и средний пальцы «вилочкой» массируем за ушами,

Будет озорницам от бабушки березы – массируем кулачками крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

  Почистим зубки; Чашечка; Кошечка; Молоточек.

4.Пальчиковая гимнастика  «Дрозд – дроздок».

Дружок ты, мой дрозд, - машут сложенными накрест руками, как крыльями,

В крапинку хвост – на каждую строку загибают пальцы на обеих руках.

Носик остренький,

Бочок пестренький,

Перья тонкие,

Песни звонкие

Весной распеваются, - машут сложенными крест – накрест руками.

Зимой забываются.

5.Подвижная игра «Весна, весна красная».

Весна, весна красная, приди весна с  радостью – идут по кругу, взявшись за руки

С радостью, с радостью с великою милостью – меняют направление.

Со льном высоким – останавливаются, поднимают руки вверх, тянутся на носочки.

С корнем глубоким – опускают руки, приседают.

С хлебами обильными – бегут  по кругу, раскинув руки в стороны.

                       

                       Логопедическая  гимнастика к теме

                         «Правила дорожного    движения.

1. Упражнение на развитие дыхания «Машина сигналит».

 Вдох.  На выдохе длительное –бииииии; биииии; биииии; биииии. 4 раза.

Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологических активных точек лица «Ехали медведи».

Ехали медведи на велосипеде – поглаживаем кончиками пальцев лоб.

 А за ними кот задом наперед – массируем виски круговыми движениями.

 А за ним комарики на воздушном шарике – массируем  крылья носа указательными пальцами круговыми движениями.

А за ними раки на хромой собаке – оттягиваем мочки ушей вниз мочки ушей.

3. Упражнения для развития язычка: 

   Непослушный язычок; Змейка; Качели

4.Упражнение для  развития пальцев рук « Светофор».

 Слушай и запоминай

 И всегда их соблюдай - сжимают и разжимают пальцы рук

 Загорелся КРАСНЫЙ свет,- сжимают  в кулачок левую руку

 Стой, малыш, прохода нет – сжимают  в кулачок правую руку

 ЖЕЛТЫЙ свет,  смотри, горит – сжимают левую руку

 Приготовься,  говорит - сжимают правую руку

 А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ – сжимают левую руку

 Проходи, мой друг ученый - сжимаем правую руку

 Помни правила движенья – хлопают  в ладоши.

 Как таблицу умноженья!

4.Подвижная игра «Машины». 

 Дети двигаются по группе в руках воображаемый руль.

 На улице нашей машины, машины,

 Машины -  малютки, - слегка приседают

 Машины – большие – поднимаются на носочки

 Спешат  грузовые - разворот в другую сторону

 Фырчат легковые,

 Торопятся, мчатся, как будто живые – двигаются в более быстром темпе.

           Логопедическая гимнастика к теме «Наш поселок». 

1. Упражнение для развития  короткого выдоха «Новая игрушка».

Пете подарили надувного резинового зайчика. Поможем его надуть?

Дети складывают  правую (левую) руку в кулачок, указательный и средний палец - ушки. Короткий вдох через нос – короткий выдох через рот. Повторить по 2 раза.

2.Массаж биологически активных точек   лица «Мой рисунок».

На моём рисунке  выросли ромашки – указательным и средним пальцем массируем за ушами.

Вдоль по тропке скачет  всадник на коняшке, - ладонями гладим лоб от середины к ушам

На моём рисунке  радуга и я,- массируем уголки губ по направлению к ушам

На моём рисунке  Родина моя.- указательными пальцами массируем крылья носа.

3. Упражнения для язычка:

 Непослушный язычок;  Горка; Маляры.

4.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

В гости к пальчику большому – пальцы сжаты в кулачки, большой палец поднят вверх.

Постучали прямо к дому – стучат кулачок о кулачок, соединяют кончики всех пальцев (крыша домика).

Указательный и средний – каждый палец касается большого пальца

Безымянный  

И последний – показывают мизинчик

Сам мизинчик малышок постучался на порог – стучат кулачок о кулачок

Все мы пальчики друзья,  друг без друга нам нельзя – пальчики «обнимаются».

5.Подвижная игра «Галя по садочку ходила».

Дети идут по кругу, ребенок стоит в кругу, у него в руках платочек.

Галя по садочку ходила, там платочек свой уронила.

Обошла тут Галя садочек, ищет голубой  свой платочек.

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой отыскали - гладят Галю по голове

Под  малиновым, под кусточком, под зелененьким, под листочком.

Вот он, вот он твой платочек, догони меня, дружочек!

           Логопедическая  гимнастика к теме «Космос».  

1.Упражнение для развития  короткого выдоха «Строим звездолет».

Собираемся в полет, стоим новый звездолет.

Закручиваем гайки –  (вдох – выдох) - вж-вж-вж – делают вращательные движения кулачком одной руки по ладони другой.

Свариваем большие листы металла на обшивку ракеты – (вдох – выдох) - щ-щ-щ- скользящие движения ладоней друг о друга. Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Летит корабль».

Летит в космической дали -  приставить ко лбу ладони ребром и потирать его

Стальной корабль вокруг земли – кончиками пальцев массируем круговыми движениями виски.

И хоть малы его окошки – указательными пальцами массируем внешнюю сторону глаз.

Все видно в них, как на ладошке – кулачками массируем крылья носа.

Степной простор, морской прибой – поглаживаем кончиками пальцев уголки губ по направлению к ушам,

А может быть и нас с тобой – растереть ладони и приложить к щекам.

3.Упражнения для развития язычка: Вкусное варенье; Индюк; Грибок;

4. Пальчиковая гимнастика «Планеты».

По порядку все планеты назовет любой из нас – хлопаем себя по коленкам,

Раз - Меркурий;  два - Венера;  три - Земля - называя  планеты,  загибают пальцы, начиная с  мизинца   на правой руке, (левой рукой).

Четыре -  Марс; пять – Юпитер.

Шесть – Сатурн, семь – Уран,

Потом  Нептун - загибают пальцы на другой руке, начиная с мизинца  - правой рукой

.

Он восьмым идет по счету – сжимают пальцы в кулачки.

А за ним уже потом

И девятая планета   под названием – Плутон – хлопают в ладоши.

5. Подвижная игра «Замри!».

Дети, стоя на месте, покачиваются с ноги на ногу под слова -

Корабль качается – раз!

Корабль качается – два! Корабль качается – три! В космическом танце – замри!  Все замирают.  Педагог

 

Логопедическая  гимнастика к теме «Перелетные птицы весной».

1. Упражнение на развитие дыхания «Ворона».

Вдох. На выдохе произносим «Карр». Повторить 5 -6  раз.

2.Массаж биологически  активных точек лица «Апрель».

Мы раскрыли  окна, распахнули двери – массируем лоб от середины к вискам.

Солнечный и мокрый к нам пришел апрель – массируем кулачками крылья носа.

Забурлил ручьями, зазвенел, запел – массируем уголки губ по направлению  к ушам.

Первыми скворцами на березу сел – массируем  ушные раковины.

3.Упражнения для язычка:

Катушка; В гости к  Алёнушке и Иванушке; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Скворцы».

Мы построили скворечню для веселого скворца – хлопаем в ладоши.

Мы повесили скворечник возле самого крыльца – скользящие движения ладоней друг о друга.

Все семейство втроем проживает в доме том – постукиваем кончиками пальцев одной руки о другую.

Мать, отец, скворушка – сжимаем пальцы в кулачки

Черненькие перышки – взмахи скрещенными  в кистях руками.

5. Подвижная игра «Займи скворечник».

На полу разложены кружки, их на 2-3 меньше, чем детей. Дети сидят на стульях.

Педагог: Скворушки, скворушки, черненькие перышки!

                 Вы хотите полетать, свои крылышки размять?

Дети: Хотим!

Дети «летают» по комнате взмахивая руками.

Педагог: Раз, два, три! Домик свой скорей займи!

Кто не успел занять домик, танцует, дети хлопают в ладоши.

             

           Логопедическая гимнастика к теме « Насекомые».

1.Упражнение на развитие дыхания «Полосатая оса».

Са – са -са – прилетела к нам оса. На выдохе произносим звук «З».

Повторить 5-6 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Паучок».

На прозрачной паутинке паучок спускается  – указательными пальцами, мягко надавливая провести по крыльям носа.

На прозрачной паутинке медленно качается – ребром ладоней растирать лоб.

Лифт не нужен пауку мне сказала галка - погладить шею сверху вниз.

У него, у паука в животе скакалка   – раздвинуть указательный и средний палец, растирать ими за ушами.

3.Упражнения для развития язычка:

Барабанщик; Чашечка; Кошечка облизывается, Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Дружно пальчики считаем, насекомых называем – сжимаем пальцы в кулаки

Бабочка, кузнечик, муха – загибаем пальцы, начиная с большого пальца.

Это жук с зеленым брюхом,

Муравей былинку тащит,

Как бревно взвалил на спинку – руки  перед грудью ,показывают руками бревно

Он сгибается под ношей – хлопают себя по коленям

Но зато,  какой хороший – «фонарики»

Муравьи построят дом – складывают пальцы обеих рук «домиком», соединив кончики пальцев.

5. Подвижная игра «Бубен».

Педагог: Бубен Вася в руки взял, очень четко заиграл:

                 Та-та-та; та-та-та;

                  А потом он побежал, бубен Ирочке отдал.

Ребенок играет в бубен, отстукивая заданный ритм.

Обегает круг, передает бубен другому участнику.

Бег можно заменить ходьбой, подскоками.

             Логопедическая гимнастика к теме «А.Л.Барто»

1.Упражнение на развитие дыхания «Бычок».

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу. На выдохе произносим « Ох, упаду!».

Повторить 5-6 раз.

2.Массаж биологически активных точек «Резиновая Зина».

Купили в магазине резиновую Зину – гладим лоб по направлению к  вискам

Резиновую Зину в корзине принесли – оттягиваем вниз мочки ушей.

Она была разиня, резиновая Зина – массируем уголки губ по направлению к ушам,

Упала из корзины, измазалась в грязи – массируем виски круговыми движениями.

3.Упражнения для язычка:

Болтушка; Автомат; Маляры; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Трусихи».

На старой кадушке сидели лягушки – потираем ладонь о ладонь

Зеленые ушки, тупые макушки – кончики пальцев оной руки постукивают о кончики пальцев другой руки.

Я к ним подошел они в воду – бултых! – стучим по коленям ладонями

И нечего больше сказать мне про них – потираем ладонь о ладонь.

5. Подвижная игра «Лягушки».

 Выбирается лягушка, она сидит в кругу.

Дети – мошки  идут по кругу и говорят слова:

«Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки».

Ква-ква-ква; ква-ква-ква – отвечает лягушка и бросается ловить детей – мошек.

              Логопедическая гимнастика к теме «С.Я.Маршак».

1.Упражнение для развития дыхания «Усатый – полосатый».

      Как девочка учила говорить котенка, а он говорил только «МЯУ!»  Вдох, продолжительный выдох, произносим «МЯУ!».Повторить  5-6 раз.

2.Массаж биологически активных точек  «Кто колечко найдет?»

Покатилось, покатилось Олино колечко – массируем круговыми движениями щеки,

Покатилось колесом, притаилось под кустом – пальцы грабельками, движения от середины лба к вискам.

Кто с крылечка сойдет, кто колечко найдет? – массируем уши сверху вниз.

Я, сказала кошка, подожди немножко – указательными пальцами массируем крылья носа.

А сейчас я не могу, мышку в норке стерегу – массируем виски круговыми движениями.

3.Упражнения для развития язычка:

Маляры; Автомат; Катушка; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Робин Бобин».

Робин Бобин  кое – как подкрепился натощак – сжимают ладони в кулачки.

Съел теленка утром рано, – загибают пальцы, начиная с большого пальца.

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком,

И прилавок с мясником,

А потом и говорит - хлопают в ладоши

«У меня живот болит!» - гладят живот обеими руками.

5. Подвижная игра «Кошки – мышки».

Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.

Берегитесь, плутовки, доберемся мы до вас,

Вот расставим мышеловки, переловим всех зараз.

              Логопедическая  гимнастика к теме «К.Я. Чуковский».

1.Упражнение для развития  дыхания «Платочек».

У детей в руках  платочки.  Платочек пляшет на ветру. Вдох, продолжительный выдох. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Федотка».

Бедный  Федотка – сиротка – массируем козелки ушных раковин,

Плачет несчастный Федотка – массируем внешние уголки глаз.

Нет у него никого, кто пожалел бы его – массируем щеки круговыми движениями.

Только мама, да дядя, да тетка – массируем уголки губ

Только папа да дедушка с бабушкой! – приложить ладони к щекам и покачать головой.

3.Упражнения для язычка:

Пулеметчик; Катушка; Кошечка умывается; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Курица – красавица».

Курица – красавица у меня жила – хлопаем в ладоши.

Ах, какая умная курица была – потираем ладони друг о друга.

Шила мне кафтаны – загибаем пальцы на обеих руках, начиная с мизинца.

Шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот – раскрываем ладони и поворачиваем их вверх вниз.

Сказочку расскажет, песенку споет – выполняем движение «замок» несколько раз.

5. Подвижная игра «Веселый бубен».

Дети стоят в кругу и говорят слова:

Ты катись веселый бубен быстро, быстро по рукам,

У кого веселый бубен, тот сейчас сыграет нам.

У кого в руках оказывается бубен, играет на нем.

               Логопедическая гимнастика к теме «А.С. Пушкин».

1.Упражнение для развития дыхания «Вьюга».

Вечор ты помнишь, вьюга злилась, а в мутном небе мгла носилась…

Вдох - продолжительный выдох: произносим, меняя высоту звука – «УУУ».

Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек «Береза».

Белая береза под моим окном – кончиками пальцев массируем щеки, постукивая,

Принакрылась снегом, точно серебром – гладим лоб от середины к вискам.

На пушистых ветках снежною каймой – указательный и средний палец «вилочкой» массируем  за ушами.

Распустились кисти белой бахромой – гладим шею  обеими руками.

3.Упражнения для язычка:

Вкусное варенье; Маляры; Качели; Грибок.

4.Пальчиковая гимнастика  «У Лукоморья».

У лукоморья дуб зеленый – пальцы обеих рук,  встречаются с большими пальцами, начиная с  указательного пальца.

Златая цепь на дубе том – сжимают пальцы в кулачки.

И днем  и ночью кот ученый – пальцы обеих рук встречаются с большими пальцами, начиная с указательного пальца.

Все ходит по цепи кругом – сжимают пальцы в кулачки.

5.Подвижная игра «Море волнуется».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется – три,

Морская фигура, замри!

Дети выполняют любую фигуру, а водящий выбирает лучшую.

Выбранный  ребенок, становится водящим.

                Логопедическая гимнастика к теме «Школа».

1. Упражнение на развитие дыхания «Учим буквы, произносим звуки».

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать. Показываю буквы, дети пропевают  звуки, на продолжительном выдохе. Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек  «Школа».

Школа – это светлый дом – гладим кончиками пальцев лоб от середины к вискам

Мы учиться будем в нем – массируем уши движениями сверху вниз.

Там научимся писать, складывать и умножать – кончиками пальцев массируем щеки (птички клюют),

Интересных дел не счесть – массируем указательными пальцами уголки губ

И звонок веселый есть – потянуть за мочки ушей.

3.Упражнения для развития язычка:

Барабанщик;

Маляры;

Лошадка.

4. Пальчиковая гимнастика «Ученик».

Дима наш серьезный мальчик ведь теперь он ученик  – хлопаем в ладоши

У него лежит в портфеле для пятерочек дневник – потираем ладонь о ладонь.

Он в портфеле разложил – сжимаем руки в кулачки

Ручки, кисточки, тетрадь – на каждое слово загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.

Книжки умные  с собой

Не забыл он в школу взять – хлопаем в ладоши.

5.Подвижная игра «Догонялки».

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Один ребенок за кругом, идет противоходом.

Дети произносят слова:

Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу.

К одному я подойду и тихонько постучу.

- Тук, тук!

- Кто там? – спрашивает  ребенок, около которого остановился водящий.

- Это я, Дима, догони меня!

                Логопедическая гимнастика к теме «Поздняя весна».

1.Упражнение на развитие дыхания «Аромат цветов».

Кто рассыпал колокольчики? А синичка подняла, в свою песню занесла.

Вдох. На выдохе дети произносят «Цвинь – цвинь- цвинь». Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек «Погожие деньки».

Деньки стоят погожие на праздники похожие – массируем щеки круговыми движениями,

А в небе солнце теплое, веселое и доброе – гладят шею сверху вниз.

Все реки разливаются, все почки распускаются – массируем уголки губ по направлению к ушам.

Пришла пора весенняя, пришла пора цветения – гладим лоб от середины к ушам

И значит настроение у всех людей  - весеннее – массируем щеки сверху вниз.

3.Упражнение для язычка:

Болтушка; Катушка; Чашечка; Лошадка.

4.Пальчиковая игра «Солнышко и тучки».

Солнышко с тучками в прятки играло – хлопаем в ладоши.

Солнышко тучки – летучки считало – сжимаем пальцы в кулачки.

Серые тучки, черные тучки – загибаем пальцы, начиная с большого пальца

Легких – две штучки,

Тяжелых – три штучки,

Тучки попрятались,

Тучек не стало – спрятали руки за спину.

Солнце на небе вовсю  засияло – поднять руки вверх и раскинуть в стороны.

5.Хороводная игра «На зеленом на лугу».

Дети с песней идут по кругу, водящий в кругу, идет противоходом.

На  зеленом на лугу пляшет Олечка  в кругу.

А мы песенку поем и в ладоши громко бьем.

Оля, Оля веселей своих ножек не жалей!

Поклониться не забудь.

Выбирай кого – нибудь!

Дети хлопают в ладоши, водящий произвольно пляшет, затем с поклоном приглашает другого ребенка и кружиться с ним.

          Логопедическая  гимнастика к теме «Труд на селе весной».

1.Упражнения для развития  короткого выдоха  «Комары».

Налетели комары З-з-З-З, хлоп рукой З-З-з-З, хлоп другой З-З-З-з комаров всех перебьем З-З-з-з-ззззз. Улетели! Повторить  4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Огород».

Од-од-од – мы вскопали огород – пощипываем легонько щеки.

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода – массируем внешнюю сторону уголков глаз указательными пальцами.

Да-да-да – растениям нужна вода – потягиваем за мочки ушей вниз.

Ду-ду-ду – за водой я пойду – массируем уголки губ указательными пальцами.

3.Пальчиковая гимнастика «Грачи».

Мы лепили куличи – «лепят пирожки».

Прилетели к нам грачи – помахать крыльями – ладошками.

Первый грач испек пирог – поочередно массировать каждый палец. Начиная с большого.

А второй ему помог,

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал и пирог у них склевал – постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальцы, начиная с большого пальца.

Выходи грачей считать – хлопают в ладоши.

5. Подвижная игра «Маленькая  Юленька».

Дети стоят в кругу. В центре девочка Юленька. Под пение детей она  «умывается», «прихорашивается» и выбирает себе партнера, двигаясь по кругу противоходом.

Маленькая Юленька, ты у нас чистюленька.

Мойся, одевайся в гости собирайся.

Ты пойди, пойди кружочком, выбери себе дружочка!

Дети хлопают в ладоши, а пара танцует в середине круга.

     

           

       Логопедическая гимнастика к теме «День Победы».

1.Упражнение для развития дыхания «Вдох – выдох».

Вдох через нос, продолжительный выдох через рот. Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек «На парад».

Растаял утренний туман, красуется весна – указательный и средний пальцы «вилочкой», массажируем за ушами.

Сегодня дедушка Иван начистил ордена – массируем щеки круговыми движениями.

Мы вместе в парк идем встречать – гладим лоб от середины к вискам.

Седых солдат, как он – массируем виски круговыми движениями

Они там будут вспоминать  - массируем кончиками пальцев щеки

Свой храбрый батальон – массируем  внешние уголки глаз.

3.Упражнение для развития язычка:

Лошадка; Катушка; Вкусное варенье; Змейка.

4.Пальчиковая гимнастика «Нам нужен мир».

Пусть пулеметы не строчат – на каждую строку массируем поочередно пальцы, начиная с мизинца правой руки (с левой).

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему.

Не прилетают ни к кому – хлопают в ладоши

Не гибнут люди, города – сжимают руки в кулачки

Мир нужен на земле всегда – выполняют упражнение «замок». Повторить 2 раза.

5.Игра на внимание «Сигнальщики».

Педагог: Вот флажки четыре цвета.

Нам игра знакома эта.

Флажок желтый подниму – всех похлопать попрошу,

Флаг зеленый подниму – всех потопать попрошу.

Синий – будем мы молчать.

Красный – все «УРА!» кричать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...