Консультация: «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
консультация

Носова Евгения Александровна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка.

В последнее время большое количество дошкольных учреждений      пользуют практику организации коррекционно-образовательного процесса в  ДОУ в условиях создания логопедических пунктов. В этой форме работы есть и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, у учителя-логопеда появляется больше времени для индивидуальной работы с детьми в связи с тем, что сокращаются, или отсутствуют совсем, групповые коррекционные занятия, а с другой, теряется прежняя взаимосвязь с воспитателями групп по закреплению поставленных звуков у детей в свободное от занятий время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.12.25.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Одесский детский сад»

Консультация:

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Материал подготовил

учитель – логопед

Носова Е.А.

2025


Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка.

В последнее время большое количество дошкольных учреждений      пользуют практику организации коррекционно-образовательного процесса в  ДОУ в условиях создания логопедических пунктов. В этой форме работы есть и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, у учителя-логопеда появляется больше времени для индивидуальной работы с детьми в связи с тем, что сокращаются, или отсутствуют совсем, групповые коррекционные занятия, а с другой, теряется прежняя взаимосвязь с воспитателями групп по закреплению поставленных звуков у детей в свободное от занятий время.

Открытие логопунктов связано с ухудшением уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста и, как следствие, огромного количества таких детей. Дети находятся в общеразвивающих группах и осваивают наряду с адаптированной программой (со статусом ОВЗ) еще и образовательную, которая предусматривает их полноценное участие в образовательном процессе. Однако в связи с тенденцией уменьшения логопедических садов и инклюзией в образовании, в дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями, в том числе и дети с ОВЗ.

Работа логопеда в ДОУ, в условиях логопедического пункта, по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда специализированного речевого сада. Логопед подстраивает свое расписание, время занятий под основной образовательный процесс и с учетом внутреннего расписания занятий в детском саду.

Основные задачи учителя-логопеда на логопункте в образовательном учреждении:

  • пропедевтическая работа в раннем и младшем дошкольном возрасте по возникновению и предупреждению речевых нарушений;
  • развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия;
  • работа по коррекции нарушений звукопроизношения;
  • формирование у детей связной речи и коммуникативных навыков;
  • решение задач социальной адаптации и речевого развития;

Для достижения положительных результатов коррекционной работы были разработаны формы взаимодействия с воспитателями:

1. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, поставили нас перед выбором четкого планирования всех видов занятий в ДОУ и слаженной работы с воспитателями. При этом важно учитывать, что заинтересованность воспитателя, дети которого посещают логопункт, никак материально не поддерживается и личный контакт логопеда, умение убедить помочь ребенку закрепить материал здесь просто необходимы.

2. Утро начинается с беседы с воспитателями о присутствующих детях, идет обмен информацией по результатам наблюдения за речью за прошедший день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.

3. Внимание уделяется проведению новых логопедических разминок, дыхательных и пальчиковых гимнастик, которые необходимы детям, как правило, после утренней гимнастики и способствуют восстановлению правильного речевого дыхания после физических нагрузок, тренируют чувстве ритма и развивают артикуляционный аппарат и мелкую моторику.

4. Одним из условий повышения качества коррекционной работы являются ежедневные упражнения детей с воспитателем, в вечернее время, на развитие лексико-грамматических категорий, которые необходимы для овладения связной и монологической речью.

5. Совместная деятельность и совершенствование профессионального мастерства педагогов возможна лишь при использовании разнообразных форм взаимосвязи между логопедом и воспитателями: личные контакты, консультации,  мастер – классы, семинары практики, совместные обсуждения удач детей, новинок методической литературы и личных наработок.

6. Сложность заключается еще и в том, что логопед вынужден вмешиваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Дети с нарушениями речи получают логопедическую помощь на логопункте порционно, а не ежедневно, как дети в группах компенсирующей направленности. И вот здесь возникает необходимость тесного взаимодействия между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом тандеме логопед выступает как организатор коррекционной работы. А воспитатель  оказывает ребенку максимальную помощь в усвоении знаний, которые он пропустил находясь на логопедическом занятии.

Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий).

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Воспитателю группы, которую посещает ребёнок-логопат необходимо: постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатель, не должен:

•        Торопить ребёнка с ответом

•        Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи

•        Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками

•        Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить

Учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях существования в дошкольных учреждениях логопедических пунктов.

Используемые сайты:

  1. https://dou-33.68edu.ru/wp-content/uploads/2023/04/Bredihina-L.A.-statya-2022.pdf
  2. https://niidpo.ru/blog/vzaimodeystvie-logopeda-s-vospitatelem-kak-vyistroit-sotrudnichestvo
  3. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/konsultaciya-dlya-pedagogov-vzaimodeystv.6813362170/
  4. https://korzh-schfruktovayalmr.edumsko.ru/articles/post/3332968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя  и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...