"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Медведева С.В.

Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logochas.pptx967.15 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 36 «Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» ( мастер-класс для воспитателей ). Подготовила: учитель-логопед Медведева Светлана Викторовна 2018 г. п. Дружба

Слайд 2

Коррекционный час Длительность подгруппового занятия 25-30 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей. Формы : подгрупповые, индивидуальные . Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях . Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день Основные направления работы воспитателя логопедической группы Артикуляционная гимнастика – выполняется сидя перед зеркалом 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Слайд 3

Сегодня мы подробно остановимся на одной из из форм взаимодействия логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, ФФНР - коррекционном часе (логопедический час, или вечернее заняти е воспитателя по заданию логопеда). Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью закрепления или отработки трудно-поддающихся коррекции звеньев речи ребенка. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР и ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, при проведении коррекционного часа тесно связаны с задачами логопеда.

Слайд 4

Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач Логопед формирует первичные речевые навыки у детей Воспитатель закрепляет сформиро -ванные речевые навыки у детей

Слайд 5

развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики ; закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков ; автоматизация навыков дифференциации звуков ; работа по закреплению правильной слоговой структуры слова и его звуко -наполняемости ; закрепление , уточнение и активизация материала по изучаемой лексической теме; закрепление сформированных логопедом грамматических категорий; формирование диалогической и монологической форм связной речи; закрепление навыка звуко -слогового анализа и синтеза; подготовка детей к письму, формирование графических навыков; развитие памяти, внимания, мышления . Задачи коррекционного часа

Слайд 6

Организация ( психогимнастика , подвижная игра, пальчиковая игра и т. д .). Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи ). Индивидуальная работа. С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного коррекционного часа берутся от 3 до 7 детей. Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми для развития мелкой моторики. Воспитатель должен организовать час так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков. Структура коррекционного часа

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения - 3 мин. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики- 2 мин. Упражнения на автоматизацию звуков - 4 мин. Физкультминутка - 2 мин. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха – 7 мин . Повторение лексико-грамматических упражнений – 3 мин. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов – 2 мин. Индивидуальная работа -5 мин. Хронометраж коррекционного часа

Слайд 8

Коррекционный час проводится воспитателем 5 раз в неделю, после тихого часа и полдника. Целесообразно познакомить детей с темой, организовать работу со всеми детьми, которую намечает логопед, а затем переходить на индивидуальные занятия по намеченному плану. Планирование коррекционного часа осуществляют и логопед, и воспитатель в специальной тетради. Тетрадь делится на 2 части: подгрупповая работа и индивидуальная работа. Количество заданий логопеда для фронтальной работы зависит от предполагаемого объема работы над данным заданием .

Слайд 9

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для групповой и индивидуальной логопедической работы с детьми. Воспитатель отмечает для логопеда, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы по возможности включать эти задания в индивидуальную работу.

Слайд 10

Индивидуальные задания логопед планирует для закрепления правильного звукопроизношения, дифференциации звуков, правильной слоговой структуры слова, развития артикуляционной моторики, отработки лексико- грамматических категорий и связной речи. То есть, задания для индивидуальной работы направлены на устранение недостатков речевого развития, характерных именно для конкретного ребенка . Для фронтальных заданий воспитатель может использовать различные методы и приемы по обогащению, уточнению и активизации словаря по изучаемой, совместно с логопедом лексической теме. Формирование связной речи можно проводить в форме различных игр (настольно-печатных, дидактических, игр-драматизаций).

Слайд 11

Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать чётко , медленно и добиваться того же от ребенка. Кроме картинок для закрепления фонетической стороны речи, в лого-уголке должны находиться предметные и сюжетные картинки на каждую лексическую тему, изучаемую в учебном году, а также картинки на отработку лексико- грамматических категорий у детей данного возраста. Как любое занятие, коррекционный час проводится по строго определенным, для каждого возраста детей временным параметрам и не должен превышать 30мин.

Слайд 12

На коррекционный час можно не брать фронтальную артикуляционную гимнастику, если воспитателю удалось в течение дня провести ее от 3 до 5 раз, в комплексе с дыхательной, голосовой и пальчиковой.

Слайд 13

Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка. ЭТО ВАЖНО ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН В совершенстве владеть комплексом артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку. Воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза. Воспитателю необходимо использовать разные виды показа: ЗРИТЕЛЬНЫЙ (на себе, на схеме, на ребенке); СЛУХОВОЙ ( утрированное произношение отрабатываемого звука) .

Слайд 14

Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом . Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.

Слайд 15

Необходимо использовать различного рода динамические паузы во время проведения коррекционного часа, упражнения на координацию речи с движением. Эти виды упражнений не планируются специально, но обязательно проводятся, выбираются по желанию воспитателя или детей.

Слайд 16

Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Легче усваивается материал в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.

Слайд 17

При организации коррекционного часа желательно использовать методику Су- джок , что и делают наши воспитатели.

Слайд 18

На заключительной стадии коррекционного часа подводятся итоги, т.е. определяется результативность. Очень важно, чтобы в заключительном «аккорде» занятия прозвучала положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. После проведения коррекционного часа, воспитатель в тетради пишет краткий учет работы, отмечает, кому из детей и что не удалось, у кого задание хорошо получилось.

Слайд 19

Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя. Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед. Для осуществления успешной речевой коррекции важны системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы. Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...

Особенности коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Коррекционно - воспитательная работа по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В презентации подробно описаны: понятие ОНР, Причины возникновения, классификация уровней (4 уровня), коррекционно-воспитательная работа....

«Беседа, как одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно рассказы и беседы развивают фантазию и творчество детей, учат создавать...

Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....