Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"
консультация на тему

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной Организацией Здравоохранения как состоянии физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к коррекционно-развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста.

Преодоление тревожности у детей  дошкольного возраста происходит в процессе чтения сказок, рассказов, спектаклей, которые являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого  достойны,   а   недостойные   поступки   должны   соответственно осуждаться.

Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствия. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении книг, просмотре кинофильмов и спектаклей должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что ребёнок верно понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Для ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей, фильмов и т. п.

Произведения   искусства   не  только   расширяют  представления ребенка,   обогащают   его   знания   о   действительности;   главное  они  вводят его  в особый,  исключительный  мир  чувств,  глубоких переживаний и эмоциональных открытий.  Маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом  жизнь  взрослых людей.  Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.  И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети  понимают  идею лишь тогда,  когда  она  воплощена   в  ярких образах.  Литература,   искусство  заставляют  ребенка  задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или   вообще  невозможно  в  повседневной  жизни.   Сила   искусства в эмоциональном воспитании детей огромна.

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы  все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т.е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе  не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

В связи с этим перед взрослыми, и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь ребёнку глубже прочувствовать события и поступки персонажей.

Книга   прочитана,   но  она   еще  долго  должна   жить   в   группе, в семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет педагогический процесс.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально-нравственного, играют иллюстрации в детских книгах, а также диафильмы по различным произведениям и сказкам.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?» и т. д.). Дошкольники иногда не различают даже такие эмоции, как радость и горе. Педагогу в группе при постоянном совместном рассматривании иллюстраций легко выявить таких детей. При общении с ними можно подчеркивать собственную экспрессию, выразительность мимики, обращать внимание такого ребенка на детей с выразительной мимикой.

Воспитатель должен быть особенно тактичным в этом вопросе, придерживаться чувства меры. Такие моменты фиксации эмоциональных выражений должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны воспитателя и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Особая роль в этом принадлежит играм-драматизациям, в которых, выполняя роли персонажей, дети реально воспроизводят события и действия, описанные в художественном произведении. Игра-драматизация предоставляет широкие возможности дополнять, дочувсвовать, допереживать то, что не было до конца понято и прочувствовано во время чтения художественного произведения.

Игра-драматизация может оказаться одним из способов своеобразного обучения дошкольников не только сопереживать и сочувствовать персонажам, но и переходить от сочувствия к содействию, к оказанию активной помощи другим. По данным Л.П. Стрелковой динамика эмпатии: сопереживание, сочувствие - импульс к содействию, реальное содействие.

Моделирование настроения. В материалах В.Н. Андросовой показаны модели в виде прямоугольников разного цвета: герои переживают радость - их плоскостные фигурки располагаются на прямоугольнике красного цвета, попали в беду - располагаются на черном, пришла помощь - на желтом, счастливое окончание сказки - опять па красном или розовом прямоугольнике.

Л.П. Стрелкова отмечает, что смоделировать изменение настроения можно предложив детям разные по цвету листы бумаги, для изображения того или иного отрывка сюжета ребенок выбирает соответствующий цвет.

Чтение произведений, вызывающих у детей эмоциональный отклик и позволяющих ребенку подумать над возможностью помочь, попавшему в беду.

Чтение произведений, привлекающих внимание детей к самой терминологии, лексике, связанной с эмоциональным состоянием человека:

Бывают чувства у зверей. Кто веселится?

У рыбок, птичек и людей. Кто грустит?

Влияет, без сомнения. Кто испугался?

На всех нас настроение. Кто сердит.

Привлечение внимания детей к эмоциональному состоянию литературных персонажей в ходе бесед после чтения. Например, в сказке «Снегурочка»: грустно старикам вначале сказки, радуются с появлением Снегурочки, еще больше печалятся, когда остались одни.

Детям предлагается подобрать слова, характеризующие переживания стариков, когда Снегурочка не вернулась домой: они грустили, горевали, тревожились, плакали, тосковали, страдали, сильно переживали разлуку с девочкой.

Затем детям предлагается придумать счастливый конец сказки. Нам очень жаль стариков - говорит педагог; «А давайте их порадуем, как могла бы закончиться сказка по-другому?». И у ребят возникает много вариантов: «Ветер подул, пригнал тучку к дому стариков. Прошел дождик, и во дворе появилась девочка, ноне Снегурочка, а настоящая и стали они жить поживать...».

По этой же сказке могут использоваться:

- поиск в художественном тексте выражений, утверждающих, что старики очень любили Снегурочку. (Глядят, не налюбуются, души в ней не чают)

- рисование по содержанию сказки;

- прослушивание сказки в записи с целью углубления впечатления и заимствование интонаций для дальнейшего пересказа;

- пересказ сказки с использованием детских рисунков.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить некоторые условия успешного обращения к литературным произведениям.

Важно поддерживать чувства, возникшие у детей в процессе слушания рассказов, сказок, стихов, за счет организации разных видов детской деятельности: рисование, лепка по содержанию литературного произведения, пересказ, разыгрывание текста и др.

Педагогу необходимо хорошо ориентироваться в литературном материале, видеть, какие возможности есть у той или иной сказки для эмоционального развития детей.

Определению содержания целенаправленной работы педагога должно предшествовать изучение эмоционального развития детей в группе; индивидуальные особенности, разный темперамент, симпатии и антипатии, переживаемые настроения и др.

На всех этапах работы важно поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой, создавать в группе доброжелательную атмосферу, предупреждать поведение, связанное с переживанием отрицательных эмоций.

Важным оказывается выбор литературных текстов: он зависит от уровня восприятия детьми художественного произведения, наличия представлений об эмоциональных состояниях человека, задач, решаемых педагогов, детских интересов; определяется особенностями эмоционального развития детей.

Большую роль в преодолении тревожности у дошкольников играет арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка.

В исследованиях психологов было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребёнка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребёнка. Это бесформенные и хаотичные каракули, схемы, пиктограммы и собственно-художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.

В схематичных изображениях и пиктограммах в более старшем возрасте проектируются сублимация подавленных желаний или потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в форме сублимации. В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых и неврозов у детей. Стремление рисовать присуще детям среднего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже сама преобладание серых тонов и доминирование чёрного цвета в рисунках подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности, замкнутости и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочерёдно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице», «Во дворе», «Дома», «Семья» «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Кем я хочу стать».

При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детям принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нём каких-то затруднений.

Темы для рисования на первых занятиях в группе выбираются самими детьми. Это может быть домик, машина, дерево, затем мишка, собака, птичка, человечек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

После предварительных занятий, можно приступать к тематическому рисованию. Не превышающие 30 минут занятия проводятся раз в несколько дней и затрагивают одну, максимум две темы. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчёркивать успехи других.

Большое значение для преодоления тревожности детей среднего дошкольного возраста, оказывает песочная игротерапия.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Метод песочной терапии эффективно применяется в работе с детьми дошкольного возраста, со следующим спектром проблем:

-  навязчивые состояния;

- повышенная тревожность, страхи, панические состояния;

- различные формы нарушений поведения;

- сложности во взаимоотношениях.

Песочная терапия становится уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Таким образом, преодоление тревожности у детей дошкольного возраста происходит в процессе чтения сказок, рассказов, спектаклей, рассматривания иллюстраций в детских книгах, а также просмотра диафильмов по различным произведениям и сказкам, использования арт-терапии и песочной игротерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Модель коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании для детей дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО

Дети с проблемами зрения испытывают определённые трудности и задача педагогов не упустить сензитивный период в развитии ребёнка....

Коррекционно - воспитательная работа по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В презентации подробно описаны: понятие ОНР, Причины возникновения, классификация уровней (4 уровня), коррекционно-воспитательная работа....

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности».  Анно...

Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...

Коррекционно-развивающая программа по преодолению детских страхов (старший дошкольный возраст)

Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: «Почему?» Многочисленные реформаторы дошкольных учреждений как будто не слышат этого вопроса и активно...

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Пояснительная записка    Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...