Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Инна Юрьевна
  1. Пояснительная записка

    Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления.  В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, приводит к распространению невротических явлений среди детей. 

     Дети с агрессивным поведением - многочисленная категория разнородная по своему составу.  У части из них агрессия является нормальным проявлением и не считается нарушением. Она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Однако она требует внимания со стороны специалистов, так как в основе ее могут лежать внутренние страхи.    У определенной категории детей агрессия является деструктивной. Она, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности для полноценного общения, деформируется личностное развитие.  Существует и категория детей, которые таким поведением привлекают к себе внимание.

      Своевременная коррекционная помощь является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и    полноценное личностное развитие ребенка.

     Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию деструктивного и защитного агрессивного поведения у детей, с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств.

       Коррекционная программа рассчитана на детей 5-7 лет. В программе используются методы арт-терапии, игро-терапии, сказкотерапии. Форма проведения: индивидуальный игровой сеанс.  Занятия включает в себя арт-терапевтические, игровые упражнения, ориентированные на обучение способам выражения агрессии; пальчиковые игры; инсценировки; упражнения на релаксацию и снятие напряжения; упражнения, обучающие приемам саморегуляции и самообладания. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии, а также на формирование социально-приемлемых способов выражения гнева, необходимых для полноценного общения и личностного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_individualnoy_korrektsionno.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«Коррекция агрессивного поведения                                   у детей дошкольного возраста»

                                                                           

                                                                           

Составитель:

                                                                            педагог-психолог Иванина И.Ю.

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Коррекция агрессивного поведения                                   у детей дошкольного возраста

  1. Пояснительная записка

    Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления.  В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, приводит к распространению невротических явлений среди детей.  

     Дети с агрессивным поведением - многочисленная категория разнородная по своему составу.  У части из них агрессия является нормальным проявлением и не считается нарушением. Она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Однако она требует внимания со стороны специалистов, так как в основе ее могут лежать внутренние страхи.    У определенной категории детей агрессия является деструктивной. Она, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности для полноценного общения, деформируется личностное развитие.  Существует и категория детей, которые таким поведением привлекают к себе внимание.

      Своевременная коррекционная помощь является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и    полноценное личностное развитие ребенка.

     Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию деструктивного и защитного агрессивного поведения у детей, с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств.

       Коррекционная программа рассчитана на детей 5-7 лет. В программе используются методы арт-терапии, игро-терапии, сказкотерапии. Форма проведения: индивидуальный игровой сеанс.  Занятия включает в себя арт-терапевтические, игровые упражнения, ориентированные на обучение способам выражения агрессии; пальчиковые игры; инсценировки; упражнения на релаксацию и снятие напряжения; упражнения, обучающие приемам саморегуляции и самообладания. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии, а также на формирование социально-приемлемых способов выражения гнева, необходимых для полноценного общения и личностного развития ребенка.

Количество занятий 7

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Все занятия построены следующим образом:

Приветствие Пальчиковые игры (2-3мин)

Упражнения арт- терапевтические (сказка или игра) (15 -20 мин)

Упражнения на обучения способам выражения гнева/ упражнения на самоконтроль (5 мин)

Упражнения на релаксацию (2-3 мин)

Прощание (1мин)

Кроме того, упражнения коррекционно-развивающего блока построены таким образом, чтобы обеспечить переключение разных видов деятельности. Это обеспечивает уменьшение утомляемости во время занятия.

Цель данной программы: коррекция агрессивного поведения у детей 5-7лет

Задачи:  

  • Учить различать разные эмоциональные состояния;
  • Обучать социально-приемлемым, адекватным способам выражения агрессии;
  • Обучать приемам саморегуляции и самообладания;
  •  Снять эмоциональное и физическое напряжение;

  1. Тематический план занятий

Тема

Цель

Наименование форм работы

1

Рука гнева

Снять эмоциональное и физическое напряжение

  1. Дротики
  2. Рука гнева
  3.  Замри-отомри
  4. Муравей

2

Мир эмоций

Учить различать разные эмоциональные состояния

1. Галерея чувств

2. Светофор

4. Салют

5.   Шалтай-Балтай

3

Портрет гнева

Учить выражать свой гнев

  1. Мячики
  2.  Портрет гнева
  3.  Ладошки
  4. Тряпичная кукла и солдат

4

Сердитый вулкан

Обучать приемам само регуляции и самообладания

  1. Колпак мой треугольный
  2. Сердитый вулкан
  3. Стоп-кулак
  4.   Мороженое

5

Лепешка

Распознать и проработать систему границ, справляться с агрессией социально- приемлемым способом,

Распознавать свои чувства и чувства других.

  1. В гости к пальчику
  2. Лепешка
  3. Рубка дров
  4. Насос и мяч

6

Сказка

Учить быть сильнее своей агрессии, защищая слабых

  1.  Голова- руки-ноги
  2. Сочиняем сказку
  3. Запрещенное движение
  4. Дудочка

7

Гнев на сцене

Обучать социально-приемлемым, адекватным способам выражения агрессии;

  1. У жирафа пятна.
  2. Гнев на сцене
  3. Посчитал до 10 и я решил…
  4. Улыбка

Литература

  1. Дубровина И. В. Руководство практического психолога. [Текст]\ И. В. Дубровина – М.: Академия, 1998 – 128 с
  2. Ломтева Т. А.

Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). – М.: Дрофа – Плюс, 2005. – 272 с.: ил.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб.: Издательство «Речь» 2005.  – 190с.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперативными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000
  2. Маралов В. Г. Фролова Л. П.

Коррекция личностного развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

  1. Сазонова Н. П., Новикова Н. В.

Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ЭКСПРЕСС», 2010. – 128с.

  1. Семенова Е. М.

Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с

  1.  Смирнова Т. П.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (...

Программа по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: агрессия -...