Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
рабочая программа по логопедии на тему

Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Цель программы: коррекция ФФН у детей дошкольного возраста и их подготовка к школьному обучению.

Практическая значимость и актуальность: ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.

Специалисты, занимающиеся с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отмечают так же снижение уровня подготовленности детей к школьному обучению. Соматическая ослабленность, ухудшение таких психических процессов как память, мышление, воображение, снижение оптико-пространственных представлений, снижение учебной мотивации – все это в первую очередь отражается на уровне речевого развития ребенка и к школьному возрасту может перерасти в нарушения письменной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_korrektsionno.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу

«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Составитель

учитель-логопед

Сальникова А.В.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Цель программы: коррекция ФФН у детей дошкольного возраста и их подготовка к школьному обучению.

Практическая значимость и актуальность: ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.

Специалисты, занимающиеся с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отмечают так же снижение уровня подготовленности детей к школьному обучению. Соматическая ослабленность, ухудшение таких психических процессов как память, мышление, воображение, снижение оптико-пространственных представлений, снижение учебной мотивации – все это в первую очередь отражается на уровне речевого развития ребенка и к школьному возрасту может перерасти в нарушения письменной речи.

Основные задачи:

• формирование полноценных произносительных навыков;
   • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:
     • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
     • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
     • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

      • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
      • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
      Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН.

Особенности программы:

Затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Кроме особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Поэтому, в программу введен большой блок заданий и игр с неречевыми звуками,  упражнений, направленных на развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, восприятия и воспроизведения тембра, темпа, ритма.

   У данной категории детей  в большинстве случаев имеются нерезко выраженные проявления речевого недоразвития. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. Поэтому, в программе используются задания и упражнения, направленные на совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

При формировании навыков письма и чтения подача речевого материала основывается как на общепедагогических принципах, так и на специальных коррекционных. Во-первых, это принцип системности. Основываясь на этом принципе, мы предлагаем для изучения сначала гласные звуки и буквы, а затем согласные звуки и буквы, чтобы в сознании ребенка сформировалось четкое представление о системе гласных и согласных звуков русского языка. Благодаря этому, ребенку становится понятнее слогообразующая роль гласных звуков, что выражается позже в легкости синтеза слогов и слов.

Во-вторых, это принцип доступности речевого материала. Последовательность изучения речевых звуков в данной программе обусловлена с одной стороны последовательностью формирования звуков в речевом онтогенезе, а с другой – возможностью наиболее полно проводить    дифференциацию фонематически и оптически сходных звуков и букв (как гласных, так и согласных).

Программа предназначена для детей 5-7 лет с ФФН.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
      Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
      Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
      • заменой звуков более простыми по артикуляции;
      • трудностями различения звуков;
      • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Форма реализации программы. Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции.

      Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.

Дети с диагнозом «ФФН», наблюдающиеся в ЦПМСС «Северо-Запад», могут иметь нарушения в развитии эмоционально-волевой, эмоционально-личностной  сферах, трудности коммуникации, в большинстве случаев соматически ослаблены, с  атипией развития (левшество). В связи с этим предлагается:

формировать  подгруппы детей (2 чел.) с учетом уровня речевого развития;

строить занятия по модульному принципу (в одном занятии проводится работа по каждой из составляющих);

насыщенность занятий предусматривает особую временную организацию их построения: 20 мин + 10 мин (физкультминутка или игра для снятия напряжения и активизации внимания) + 20 мин.;

пройденный материал подробно объясняется родителям для его дальнейшего самостоятельного закрепления;  

длительность реализации программы – сентябрь – май при частоте занятий 2 раза в неделю.   

программа рассчитана на 1 год обучения. 

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
      Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, может меняться в зависимости от периода обучения и особенностей развития ребенка.

   

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения

следующих тем, указанных в содержании программы.

Содержание программы:

Месяц

Содержание работы

Занятия

1

- Развитие фонематических процессов:

Узнавание и определение последовательности неречевых звуков.

Воспроизведение  простых и сложных ритмов.

Развитие слухового внимания (определение направления, силы, тембра звуков).

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

- Развитие речи

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.

 Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.

- Формирование произносительной стороны речи

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

- Формирование пространственных представлений и графо-моторных  навыков:

Освоение схемы тела

Подготовка руки к письму, упражнения с учебными предметами  (карандаш, линейка)

8занятий

На

каждом

занятии

2

- Развитие фонематических процессов:

Различение «длинных» и «коротких» слов.

Выделение звука из ряда других звуков

 
Выделение ударного гласного в начале слова

 Дифференциация гласных звуков в начале слова.

- Развитие речи

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.


Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.

Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.


- Формирование произносительной стороны речи

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

- Формирование пространственных представлений и графо-моторных  навыков:

Уточнение понятий «верх-низ», «право-лево».  Манипулирование предметами, определение их положения в пространстве.

Понятие «сутки», «первый-последний».

Подготовка руки к письму, упражнения с учебными предметами  (карандаш, линейка)

8занятий

На

каждом

занятии

3

- Развитие фонематических процессов:

Выделение последнего гласного звука в словах (А,О,У,Ы,И)

Выделение гласного звука в  середине слова

Синтез слов из 3-х звуков.

Развитие слухо-речевой памяти, работа над восприятием устной речи

Практическое усвоение понятий «гласный-согласный звук».

- Развитие речи

Составление предложений по демонстрации действий.

 Объединение этих предложений в короткий текст.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:
согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

- Формирование произносительной стороны речи

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.

- Формирование пространственных представлений и графомоторных  навыков:

Отработка пространственных представлений на дихотомических (противоположных, разнополюсных) понятиях - "толстый-тонкий", "короткий-длинный", "широкий-узкий";

Отработка пространственных представлений на объёмных фигурах.

Сравнение времен суток

8занятий

На

каждом

занятии

4

- Развитие фонематических процессов:

Понятия «Звук-буква». Звук и буква «А», обозначение гласных на письме.

Звук и буква «О».

Звук и буква «П». Обозначениие согласных на письме.

Понятие  «слог». Закрытый слог и его обозначение (схема).

Синтез слов из 3-4-х звуков.

Развитие слухо-речевой памяти, работа над восприятием устной речи.

- Развитие речи

Порядковые числительные и их согласование с существительными.
Закрепление умения:
• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

• распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

- Формирование произносительной стороны речи

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.

- Формирование пространственных представлений и графо-моторных  навыков:

Отработка пространственных представлений на плоскости (раскрашивание, дорисовывание, штриховка, узнавание зашумленных картинок).

Нахождение сходства и различий предметов, изображенных на картинках.

Понятия «раньше-позже», «молодой-старый» .

Формирование образа буквы

8занятий

На

каждом

занятии

5

- Развитие фонематических процессов:

Звук и буква «К». Закрытый слог.

Звук и буква «У». Дифференциация «О-У».

Синтез слов из 3-4-х звуков.

Развитие слухо-речевой памяти, работа над восприятием устной речи.

- Развитие речи

• составлять предложения по опорным словам;

• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;

- Формирование произносительной стороны речи

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.

- Формирование пространственных представлений и графо-моторных  навыков:

Отработка пространственных представлений на плоскости (раскрашивание, дорисовывание, штриховка, узнавание зашумленных картинок).

Нахождение сходства и различий предметов, изображенных на картинках.

Формирование вектора восприятия.

Формирование образа буквы

8занятий

На каждом занятии

6

- Развитие фонематических процессов:

Звук и буква «М». Открытый слог.

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («мак — мок»). Дифференциация открытого и закрытого слогов.  

Звук и буква «Т». Дифференциация «П-Т-К»

Звук и буква «Л».

- Развитие речи

Составлять предложения по опорным словам;

составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;

закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

- Формирование произносительной стороны речи

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

- Формирование пространственных представлений и графо-моторных  навыков:

Конструктивная деятельность.

Определение нахождения предметов в пространстве с помощью предложных конструкций («на», «под», «в», «из»).

Формирование образа буквы

8занятий

На

каждом

занятии

7

- Развитие фонематических процессов

Синтез слов из 4-5-х звуков. Понятие «Предложение». Правила оформления предложения на письме.

Звук и буква «И». Гласные 1, 2 ряда.

1-ый способ обозначения мягкости согласных на письме.

Звук и буква «Й».

Звуко-буквенный анализ.

- Развитие речи

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;
в коллективных формах общения детей между собой.

- Формирование произносительной стороны речи

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

- Формирование пространственных представлений и графо-моторных  навыков:

Формирование образа буквы.

Определение нахождения предметов в пространстве с помощью предложных конструкций («над», «под», «из-за», «из-под»).

Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.

8занятий

На каждом  занятии

8

- Развитие фонематических процессов

Звук и буква «Р». Дифференциация «Р-Л»

Звук и буква «С».

Звук и буква «З»

Дифференциация «С-З». Понятия «Звонкость- глухость»

- Развитие речи

Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

- Формирование произносительной стороны речи

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

- Формирование пространственных представлений и графо-моторных  навыков:

Формирование образа буквы.

Определение нахождения предметов в пространстве с помощью предложных конструкций («у», «около», «между», «рядом»).

Ориентация на листе бумаги.

8занятий

На каждом  занятии

9

- Развитие фонематических процессов

Звук и буква «Ы»

Дифференциация «Ы-И»

Звук и буква «Н». Дифференциация «М-Н»

Звук и буква «Э»

- Развитие речи:

Знакомство с рифмами, подбор рифм к словам.

Повторение пройденного.

- Формирование произносительной стороны речи

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

- Формирование пространственных представлений и графо-моторных  навыков:

Формирование образа буквы.

Ориентация на листе бумаги, формирование вектора восприятия.

8занятий

На каждом  занятии

Ожидаемые результаты логопедической работы:

• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
      • четко дифференцировать все изученные звуки;
      • называть последовательность слов в предложении, звуков в словах;
      • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
      • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
      • овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Контрольный тест:

Проводится в конце мая.

Доскажи рифму;

Звуко-буквенный анализ слов из 4-5 букв;

Синтез слов из 4-5 звуков;

Составить предложение по заданным словам;

Посчитать, сколько раз определенный звук встречается в предложении (с помощью наглядного пособия – счетные палочки);

Произнести фразу голосами разной интонации (герои сказок);

Прочитать простое предложение.

Всего 72 часа.

      

Структура логопедического занятия для детей с ФФНР.

Логопедическое занятие состоит из двух частей:

1 часть – работа над фонетической стороной речи,

2 часть – работа над фонематической и лексической стороной речи.

 

1 часть:

- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика (5мин)

- подготовительные упражнения для постановки звука (5мин)

- развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова (10мин)

Динамическая пауза (10мин)

2 часть:

- развитие лексической стороны речи, работа над связной речью (10мин)

- развитие фонематических процессов (5мин)

- формирование пространственных представлений (5мин)

Динамическая пауза (10мин)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС, 2011).

3.    Государственная программа города .Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развития образования г.Москвы» («Столичное образование»).

4.    Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

5.    Волкова Г.А. Логопедия. – М.:Изд.Владос, 2002.

6.     Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

7.    Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2005.

8.     Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.:Изд.Владос, 1985.

9.     Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.,Изд.Владос, 1990.

10.    Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978 .

11.    Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.

12.     Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.

13.     Сосковец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1.Организационные вопросы программно-методического обеспечения.-М.:АРКТИ,2005.

14.     Филичева Т.Б., Чиркииа Г.В. Преодоление  фонетико-фонематического недоразвития  у детей 5-6 лет» - М.: «Просвещение», 2008.

15.     Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

16.    Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений.-М.:АРКТИ,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе. Тема: День Победы.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе по теме "День Победы". Обобщение мат...

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»

Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направления...

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...

Коррекционно-развивающая работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, и...

Дидактические игры для формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Подборка игр и игровых упражнений для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять зад...

Сборник «Коррекционно-развивающие материалы по формированию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. В сложной структуре психики человека эмоцио...