Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
рабочая программа по логопедии на тему

Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа рассчитана на детей с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей с третьим  уровнем речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕПАРТАМЕНТА  ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА   МОСКВЫ

ГОРОДСКОЙ   ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  «МИТИНО» («СТРОГИНО»)

Программа курса коррекционно-развивающих занятий

«Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»

                                            Составитель:

                                                  учитель-логопед

                                        Сальникова А.В.

                                                                                   Москва ,2014

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа рассчитана на детей с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей с третьим  уровнем речевого развития.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет  формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в  соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются  во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Цели занятий:

  1. Коррекция устной речи и профилактика нарушений чтения и письма.
  2. Сознательное, глубокое и прочное освоение родного языка у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Обогащение словарного запаса.
  2. Активизация речи.
  3. Совершенствование произношения с нормами родного языка.
  4. Развитие просодики речи.
  5. Развитие фонетико-фонематического слуха.
  6. Развитие способности к слуховому анализу и синтезу.
  7.  Формирование зрительно-пространственных и временных представлений.
  8.  Коррекция слоговой структуры.
  9.  Коррекция процессов внимания, памяти, мышления (связанных с   развитием речи).
  10.  Коррекция мелкой и общей моторики.
  11.  Развитие общих речевых навыков:

- формирование правильного физиологического и речевого дыхания;

- работа над плавностью речи;

- четкость дикции;

- интонационная выразительность речи.

Структура занятия

1 этап. Организационно подготовительный

  • Формирование положительной установки детей на участие в занятии;
  • Объявление темы занятия;
  • Создание положительного эмоционального фона.

2 этап. Основной. Включает в себя развивающие, обучающие, воспитательные цели.

Воспитательные цели: 

  • Формирование положительной установки на участие в занятии;
  • Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца;
  • Формирование навыков инициативности и самостоятельности;
  • Воспитание навыков общения в игре и на занятии;
  • Развитие  коммуникативной компетентности;
  • Воспитание бережного отношения к природе;
  • Формирование навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;
  • Развитие навыка сотрудничества в группе;
  • Воспитание ответственного отношения к выполнению задания.

Коррекционно-развивающие цели предусматривают использование различных методик и упражнений направленных на: 

1. развитие когнитивных процессов: развитие восприятия, внимания, памяти,  мышления.   

2. Активизацию речевой деятельности детей: развитие слухового восприятия,  внимания, памяти, развитие навыков фонематического анализа и синтеза, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

3. Развитие конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики.

Обучающие цели включают задания, направленные на:

  • Обогащение представлений об окружающем;
  • Расширение, уточнение и активизация словаря;
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • Обучение составлению простого предложения по вопросам, с опорой на картинку и по образцу.

3 этап - итоговый.

Обследование речи ребенка, подведение итогов и результатов, уточнение  и систематизация  полученных знаний, выявление достижений детей за данный промежуток учебного времени.

Механизм проведения занятия.

Общая продолжительность занятий составляет 30 минут 2 раза в неделю. Но, для детей трёх лет, занятие имеет три пятиминутных перерыва для двигательных игр, куда могут входить комплексы общеукрепляющих упражнений, гимнастики для глаз, гимнастики для пальчиков и т.п. Для детей четырёх лет- два перерыва и для детей пяти лет – один перерыв. Длительность занятий зависит от возраста ребёнка и соответствует нормам СанПина.

Занятия включают работу по развитию и коррекции всех компонентов устной речи (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, фонетических процессов и связной речи).

Планируемый результат освоения программы:

  Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонематической системой русского языка, элементами грамоты.

Формы подведения итогов.

В начале, середине и конце коррекционного процесса  проводится диагностика уровня речевого развития ребенка по методикам Безруковой, Крупенчук, Иншаковой для выявления динамики. Диагностика проводится в форме беседы с ребенком и его родителями  (законными представителями).

Методическое обеспечение.

Теоретической основой цикла занятий  являются  программы:  разработанные Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В., Чиркиной Г. В., Нищевой Н. В., З.Е. Агранович.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

По формированию речевой деятельности детей

Лексическая

тема

Количество занятий

Развитие лексико– грамматических средств языка

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

1

2

3

4

Профессии людей.

             1

1. Использование сущ. в ед. и мн. ч

2. Р.п. имён существительных.

3. Употребление сущ В.п., Тв. П.

4. Подбор определений к словам – предметам.

5. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

6. Приставочные глаголы.

Понимание речи. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине, по опорным словам. Беседа на тему «детский сад. Профессии в детском саду». Рассказывание стихов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на неречевых звуках

        Овощи

             1

1. Имёна существительные ед. и мн. числа с уменьшительно – ласкат.

суффиксами.

2. Практическое знакомство с категорией завершённости и незавершённости действия.

3. Подбор определений к словам – предметам.

4. Упражнения в образовании относительных прилагательных.

5. Упражнения в понимании и употреблении предлогов В, НА, БЕЗ, У.

6. Закрепление понятия рода существительных при согласовании их с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ.

Составление предложений из 4 слов с одним определением.

Составление описательного рассказа «Овощи» по схеме – плану.

Формирование предложений с противительным союзом А.

Знакомство с понятием ЗВУК. Звук «А».

Звучание,

артикуляция,

выделение из потока гласных звуков.

    Фрукты

          1

1. Имёна существительные ед. и мн. числа с уменьшительно – ласкатель.

суффиксами.

2. Мн. число имён существительных.

3. Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ.

3. Подбор определений к словам – предметам.

4. Первые упражнения в образовании относительных прилагательных.

5. Практические упражнения в понимании и употреблении предлогов В, НА, БЕЗ, У.

Формирование начал составления простого описательного рассказа через простое распространённое предложение по схеме/размер, цвет, форма, вкус/.

Формирование предложений с противительным союзом А. Составление описательных загадок.

Знакомство с понятием СЛОВО. Выделение звука  «А»

 на фоне слова самим логопедом в обучении.

Термин гласный звук.

Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета.

Условно – графическое обозначение слова.

      Одежда

           1

1. Образование сущ.И.п. мн. числа.

2. Употребление Р.п. ед.числа.

3. Употребление в речи притяжательных прилагательных местоимений МОЙ, МОЯ,

4. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

5. Приставочные глаголы.

6. Согласование существительных с глаголами Прош. времени в роде.

Формирование предложений с противительным союзом А.

Составление описательного рассказа «Одежда»

Звук «У».

Звучание, артикуляция,  умение выделять из  ряда гласных звуков. Термин гласный звук.

 

        Обувь

           1

1. Образование относительных прилагательных

2. Образование существительных

в  Р. п ед. и мн. числе в косвенных падежах.

3. Усвоение притяжательных местоимений «мой» - «моя»  в сочетании с существит. Муж. И жен. рода

Разучивание, проговаривание стихотворения:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,

 Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите,

сапожки не рвите.

Звук У.

Выделение и определение в словах первого гласного  гласного звука У. Условное обозначение гласного звука красным цветом в начале слова  /схеме/.

         Осень

              1

1. Образование и употребление имён существительные ед. и мн. числа с уменьшительно – ласкат.

суффиксами.

2. Практическое употребление сущ. в, Р, Т. ед. и мн. числа

3. Согласование прилагательных с существительными муж. И жен. Рода, с сущ. Мн. Числа.

4. Ознакомление с категорией завершённости и незавершённости действия.

5. Упражнение в употреблении предлога НА.

Составление простых нераспространённых предложений по наблюдениям, по картине. Распространение предложений прилагательными

Составление предложений в

рассказ об осени по картине. Составление рассказов  об осени по плану.

.

Звуки А – У.

Различение на слух звуки А, У в составе звукокомплексов и слов. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков АУ, УА.

Посуда

                1

1. Активизирование приставочных глаголов, необходимых для обозначения ухода за посудой.

2. Согласование сущ. с прилагат. В числе и роде.

3. Активное употребление предлогов В, НА, ИЗ, С.

4. Составление простого предложения по картине, по вопросам по модели:

сущ. И.п.+ согласованный глагол +2 зависимых от глагола сущ. в косвенных падежах.

5. Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ

Составлении предложений с союзом А при сравнении.

Составление рассказа – описания о предмете посуды по плану.

Составление рассказа по картине «Мы дежурим».

Звук И.

Звучание, артикуляция, зрительный символ, аналоги звучания. умение выделять в потоке и сочетании звуков, в начале слов

Продукты питания.

Профессии людей.

             1

1. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

2.Упражнение в употреблении приставочных глаголов.

3. Образование относительных прилагательных.

4.  Согласование прилагательных с существительными в В,п., П.п., Д.п, ТВ.п.

5. Предложный падеж существит. множественного числа.

Формирование предложений со словами «сначала…, а потом». Развитие умения выделять характерные, существенные признаки предметов при сравнении.

 Звуки А – У – И.

Различение на слух звуки А, У, И в начале слов. Анализ с помощью зрительных символов звукосочетаний из 3 – х звуков. Подбор слов с заданным звуком по наглядной опоре.

      Игрушки

             1

1. Практическое усвоение способов словообразования с использованием  сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами.  

2. Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

3. Образование существительных

в ед. и мн. числе в косвенных падежах.

- Р. п.   много машин, кукол

- В.п     положу мячи

- Тв. п. пойду за кубиками.

4. Практическое употребление предлогов «НА»,  «В».

5. Согласование сущ с прилагательными.

падежах:

6. Преобразование глаголов повелительного наклонения 2 лица ед. ч. в глаголы изъявительного наклонения 3 – лица ед. ч. наст. времени

Усвоение навыка составления короткого описательного рассказа.

Разучивание стихотворений. Рассматривание картины «Дочки – матери», беседа, составление плана – рассказа, рассказа детьми.

Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстраций действий:

  Им.п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола сущ. В косвенных падежах

Звуки А – У – И.

Определение наличия/ отсутствия первого и последнего гласного звука в словах. Анализ, синтез звукосочетаний из 3 – х  гласных звуков. Подбор слов с заданным звуком по наглядной опоре.

Части тела

1

1. Имёна существительные ед. и мн. Числа И.п., В.п.

2. Имёна существительные един. И мн. числа с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

3. Имёна существительные Р.п. ед числа.

4. Родовая принадлежность сущ – х с помощью притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.

5. Активизация в речи «правый – левый».

6. Закрепление навыка согласования прилагат. С существит. в роде, числе.

7. Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ.

 

Упражнение в умении сопровождать свои действия предложениями типа «сущ. + глагол». Составление сложных предложений с союзом «чтобы».

Звук О.

Звучание, артикуляция, зрительный символ, аналоги звучания. умение выделять в потоке и сочетании звуков, в начале слов

Домашние животные

1

1. Образование и употребление множественного числа существительных.

 2. Образование и употребление уменьшительной формы существительных.

3. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже.

4. Практическое употребление простых предлогов «НА, ПОД, В, ИЗ», в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.

5. Подбор определений к словам – предметам.

6. Составление предложений по схемам сущ И.п. + глагол +сущ. В.п.

   

Распространение предложений путём введения однородных членов.  Составление описательных загадок. Разучивание загадок и стихов.

Чтение рассказа Е.Чарушина «Корова», беседа. Рассматривание картины «Корова и телята», Составление описательного рассказа. Коллективное составление плана рассказа по картине по частям, обобщающий рассказ одним. 

Звук О. Определение последнего гласного звука в словах, подбор слов с заданным первым звуком (А, У, И, О).

Анализ и синтез сочетаний из двух- трёх  гласных звуков.

Дикие животные

1

1. Образование и употребление сущ  Т.п. ед и мн.ч.

2. Образование и практическое  употребление сущ. с уменьшит – ласкат. суффиксами ед. и мн. Числа.

3. Согласование сущ. И прилаг. В роде, числе.

4. Практическое употребление предлогов «НА, В, ПОД» в сочетании с падежными формами сущ.

5. Распространение предложений путём введения однородных определений

6. Составление предложений по схемам сущ И.п. + глагол +сущ. В.п.

Составление короткого описательного рассказа по план – схеме.

 Отгадывание, заучивание  загадок.

Рассматривание картины «Кто как зимует? беседа,  рассказ по картине по плану. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (элементы драматизации) по  сказке «Колобок». Пересказ по ролям.

Звуки У - О.

Дифференциация на слух (изолированно, в слогах, в словах) часто смешиваемые звуки У –О.Подбор в предложение слово с заданным начальным звуком(У, О). Анализ и синтез сочетаний из двух- трёх - четырёх  гласных звуков.

Зима

1

1.Практическое употребление предлогов «НА, С» в сочетании с падежными формами сущ.

2. Упражнение в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде, числе по вопросам «какая?», «какой?».

3. Практическое знакомство с родственными словами.

4. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

5. Образование, употребление относительных прилагательных.

6. Прилагательные – антонимы.

Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным словам.

Составление рассказа по личному опыту «Снежная горка» Заучивание стих – й, загадок. . Установление причинно - следственных связей, при сравнении осени и зимы.

Звуки У - О.

Дифференциация на слух (изолированно, в слогах, в словах) часто смешиваемые звуки У –О. Анализ и синтез сочетаний из двух- трёх - четырёх  гласных звуков.

Зимующие птицы

1

1. Образование, употребление мн.ч. сущ. (Деревья, перья, крылья) и их Р.п 

2. Упражнение в ответах на вопросы «Чем?»

3. Расширение словаря приставочными глаголами

 4. Упражнение в согласовании числительных с существительными

5. Упражнение в подборе прилагательных к существительному согласовывая их в роде, числе по вопросам «какая?», «какой?»

6. Использование предложений с разными конструкциями: с однородными подлежащими

предлогов «НА», в сочетании с падежной формой существительного.

Составление предложений разной конструкции по серии сюжетных картинок и объединение их в рассказ.

Отгадывание загадок и умение обосновать свою отгадку. Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану.

Звуки А – О - У – И.

Дифференциация на слух звуков А, У, И, О в начале и конце слов, определение на слух наличие/ отсутствие заданного гласного звука в слове. Подбор слов с заданным звуком по наглядной опоре.

Новый год

1

1.Практическое употребление предлогов «НА,  ПОД» в сочетании с падежными формами сущ –х.

2. Упражнение в подборе прилагательных к существительному.

3. Распространение предложений путём введения однородных определений.  

Закрепление умения строить предложения по сюжетной картине. Объединение их в рассказ. Распространение предложений определениями.

Заучивание с детьми стихов, диалогов

Звуки А – О - У – И.

Определение гласного звука (А, О, У, И) в середине односложного слова с помощью зрительного слова (мак, кот, дуб, лист) определение на слух наличие/ отсутствие заданного гласного звука в слове.

Домашние птицы

1

1. Образование, употребление названий детёнышей домашних птиц в ед, ч. И мн. Ч.

2.Образование относительных прилагательных

3. Упражнение в согласовании числительных с существительными   

4. Употребление предлога «У», « С»

в ответе на вопрос «Кто у кого?», «Кто с кем?»

5. Использование предложений с разными конструкциями: с однородными подлежащими

 

Упражнение в составлении предложений разной конструкции и объединении их в описательный рассказ  «Птичий двор».

Отгадывание загадок и умение обосновать свою отгадку.

Звук Ы. Звучание, артикуляция, положение в слове, зрительный символ, выделение в потоке,  в сочетании звуков, словах.

Звуки И – Ы. Дифференциация на слух и произносительно (изолированно, в слогах, в словах) часто смешиваемые звуки И – Ы. Анализ и синтез сочетаний из четырёх  гласных звуков (АЫУИ, УАИЫ).

Одежда.

Головные уборы.

1

1. Практическое усвоение способов словообразования с использованием  сущ. с умен – ласкательными суффиксами.  

2. Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

 3.  Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного

5. Образование, практическое употребление существительных

в ед. и мн. числе в косвенных падежах.

6. Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:

 Подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (В,п сущ)

 Работа с деформированным предложением.

Составление, дополнение предложения до 3 – 4 - х слов. Анализ полученного предложения.

 Усвоение навыка составления короткого описательного рассказа.

Звук М. Термин «согласный» звук. Особенности артикуляции, зрительный символ. Выделение звука (на слух) в потоке и сочетании звуков, в начале слов.

Выделение слов со звуком М из стихотворений и маленьких рассказов. Анализ, синтез обратных слогов АМ, УМ, ИМ с помощью зрительных символов. Анализ, синтез прямых слогов МА, МУ, МО, МЫ с помощью зрительных символов.

Дом.

Семья

1

1.Упражнение в использовании Дат. Падежа ед. и мн. Ч. Сущ.

   Очки дать бабушке,

    а также Род. Пад.

  Сумка мамы

2. Усвоение наиболее доступных антономических отношений.

3.Притяжательные прилагательные.

4. Слова – признаки действия.

5.Активизация существительных. с уменьшит.- ласкательными

суффиксами.

6.Употребление личных местоимений вместо имён собственных.

Упражнение  в кратком рассказывании о близких и объединение небольших рассказов в один рассказ о своей семье.

Составление рассказа из 5 – 6 предложений по сюжетной картине «Семья», небольшой рассказ из личного опыта «Дома вечером».

Звук В. Артикуляция, выделение в потоке, в начале слов. Определение наличие / отсутствие звука В в слове. Отбор слов со звуком В из стихотворений и рассказов. Добавление слов в рифмовки.

Анализ, синтез прямых слогов ВА, ВУ, ВО, ВЫ с помощью зрительных символов.

Мебель

1

1.Родовая принадлежность существительных среднего рода.

2. Употребление личных местоимений вместо имён собственных.

3. Активизация приставочных глаголов в речи детей.

4. Употребление предлогов ПО, К, ОТ, ЗА.

Закрепление составления предложений с союзом А при сравнении предметов. Составление рассказа – описания о предметах мебели по план – схеме.

Отгадывание загадок.

Звук Н. Артикуляция, выделение в потоке, в начале слов. Определение наличие / отсутствие звука Н в слове. Анализ, синтез прямых и обратных слогов НА, НУ, ОН Отбор слов со звуком Н из стихотворений и рассказов.

Наш город

1

1. Активизирование,  существительных множественного числа

   (дома, окна),

Род п. мн.ч. существ. Мн.ч. с окончаниями _ов,  -ев, - ей           (домов, улиц, парков)

2. Расширение активного глагольного словаря приставочными глаголами

(идти – перейти, ехать – поехать – приехать, строить – построить)

 3.Согласование прилагательных с сущ. В роде, числе, падеже.

4. Употребление наречий – антонимов.

5. Употребление предлогов ПО, К, ОТ, ЗА.

Упражнение в составлении рассказов о своём городе с использованием фотографий.

 Развитие логического мышления, умение сравнивать 2  предметов по их признакам (сравнение жилого дома – магазина)

Звук Ф. Артикуляция. выделение в потоке, в начале и середине слов. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ФА, ФО, ОФ.

День защитника Отечества

1

1.Практическое усвоение способов словообразования с использованием  сущ. в ед. и мн. Ч.

2. Наречия /слова- признаки действия/ в практических упражнениях.

3. Будущее сложное время глаголов /буду служить/

4. Составление предложений по схемам сущ И.п. + глагол

   

 Заучивание с детьми стихов. Беседа по картине «На границе», составление плана рассказа .

Отгадывание загадок и умение обосновать свою отгадку.

Звуки М - Н. Дифференциация на слух (изолированно, в словах), с помощью зрительных символов. Анализ и синтез прямых слогов (МА, НУ).

8 Марта
1

1. Активизация названий профессий и глаголов, связанных с трудом мамы и бабушки на работе и дома.

2. Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существит., согласовывая их в роде, числе, падеже.

3.Употребление личных местоимений вместо имён собственных.

4. Притяжательные прилагательные.

5. Слова – признаки действия.

Формирование

самостоятельного высказывания детей в ответах на вопрос: «Что бы ты сделал, если бы мама заболела?».

Заучивание стих – й.

Звук Б. Артикуляция,  выделение в потоке, в начале и середине слов. Анализ, синтез прямых  слогов БА, БО, БУ. Определение с помощью символов первый согласный и последующий гласный в односложных словах (БАК, БЫК, БОК, БУК)

Весна

1

1. Расширение глагольного словаря: упражнение в использовании приставочных глаголов(тает – оттаивает – подтаивает; греет – пригревает); в подборе глаголов к существительному, согласовывая их в ед. и мн. Числе.

2. Упражнение в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде.

3. Образование, изменение относительных прилагательных.

4. Прилагательные с ум. – ласкат. Суффиксами.

Составление простых распространённых предложений с опорой на зрительный образ. Анализ, схема  предложения. Составление рассказа по картине по составленному плану. Рассматривание картины А.Саврасова «Грачи прилетели». Развитие умения устанавливать и объяснять причинно – следственные связи, зависимость поведения людей, животных от изменений в природе.

 Звук П. Артикуляция,  выделение в потоке в словах. Анализ, синтез прямых и обратных  слогов ПУ, АП. Определение с помощью символов конечного согласного звука в словах, наличие/ отсутствие звука П в словах. Выбирание слов из стихов.

Перелётные птицы

1

1.Упражнение в образовании всех форм мн.ч. сущ.

 2. Расширение глагольного словаря: упражнение в использовании приставочных глаголов

3. Упражнение в подборе глагола к сущ.

 4. Упражнение в использовании предложений разной конструкции, в ответах на вопросы «где?», «чем?»,  «откуда?», «куда?».

5. Употребление сложных предложений с союзным словом «потому что».

Составление предложений по опорным словам.

Описывание птиц по предложенному плану.

 Развитие логического мышления, установление причинно – следственных связей, заключение выводов(исключение четвёртого лишнего с обоснованием ответа)

Звуки Б – П. Дифференциация на слух (изолированно, в словах) оппозиционных по звонкости – глухости. Определение на слух с помощью зрительных символов звуки Б-П в парах слов.

Анализ, синтез прямых и обратных  слогов ПА, БО.

Профессии

1

1.Упражнение в образовании названий профессий с помощью суффиксов – тель, - чик.

2. Закрепление умения использовать существительные в ед. и мн. Числе, употребление вин.п. существит.

3. Согласование сущ. С прилагат в роде, числе, падеже.

4. Личные местоимения с предлогом У: у меня, у него.

5. Усвоение будущего сложного времени глаголов.

Заучивание стих – й о профессиях.

Составление сложноподчинённых предложений с союзами что, чтобы. Развитие диалогической речи детей, умение использовать предложения разной конструкции при составлении рассказа по картине, из собственного опыта.

 Звук Д. Артикуляция,  выделение в потоке, словах. Анализ, синтез прямых слогов ДА, ДО, ДУ. Определение с помощью символов первый согласный и последующий гласный в словах. Определение позиции звука Д в слове (начало, середина). Анализ слов ИВА с помощью зрительных символов

3 Период

Транспорт

1

1. Упражнение в образовании всех форм мн.числа сущ.(крылья, поезда, и их Род.п.(лодок, водителей, шоферов),  родит. П. принадлежности (шофёр автобуса, кабина грузовика). 

2. Закрепление в активном словаре употребление приставочных глаголов передвижения, закрепление умения различать оттеночные значения приставок в глаголах (уехал, приехал, отъехал, подъехал, выехал, съехал)

3. Закрепление умения согласовывать имена существительные с именами числительными.

4. Наречия – антонимы.

5. Употребление предлогов ПО, К, ОТ, ЗА,

Упражнение в использовании предложений разной конструкции при составлении рассказа по картине, по своим рисункам.

Составление предложения по опорным словам (пароход, плыть, капитан, палуба). 

Отгадывание загадок с обоснованием своего ответа.

Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану.

Звук Т. Артикуляция,  выделение в потоке, словах. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ТА, УТ. Анализ слов ТУТ, ТАМ с помощью зрительных символов. Определение позиции звука Т в слове (начало, середина, конец)). Анализ слов ПОТ, ВОТ, ТОТ с помощью зрительных символов.

Сад – Огород

1

1. Согласование существительных с числительными.

2. Активизация приставочных глаголов речи детей.

3. Прилагательные с протитивоположным значением.

4. Относительные прилагательные.

5. Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что).

Составление описательных рассказов – загадок по плану.  Отгадывание загадок с обоснованием своего ответа.

Звуки Д – Т. Дифференциация на слух (изолированно, в словах) оппозиционных по звонкости – глухости. Определение на слух с помощью зрительных символов звуки Т-Д в словосочетаниях.

Анализ, синтез прямых и обратных  слогов ТА, ТУ, ДЫ. Анализ слов ДОМ с помощью зрительных символов.

Насекомые

1

1. Употребление предлогов ПОД, НАД, С, СО, ИЗ.

2. Активизация приставочных глаголов речи детей.

3. Слова – признаки действия.

4. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже.

5. Выделение предлога как отдельное служебное слово.

 

Пересказ рассказа «Майский жук» по опорным картинкам с элементами усложнения (дополнения эпизода).

Составление рассказов - описаний   по плану.  

Звук Г. Артикуляция,  выделение в потоке, словах. Анализ, синтез прямых  слогов ГА, ГУ. Анализ слов ДЫМ, ДУГА с помощью зрительных символов. Определение позиции звука Г в слове (начало, середина).

Аквариумные и пресноводные рыбы

1

1. Прилагательные с уменьшительными суффиксами.

2. Образование однокоренных слов

3. Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ.

4.Обогащение речи словами - антонимами.

5. Употребление имён существительных с предлогами.

 

Рассматривание картины «Пресноводные рыбы». Составление рассказа о пресноводных рыбах по план – схеме. Рассматривание и составление рассказа по серии картин «Воришки».

Звук К. Артикуляция,  выделение на слух. Анализ, синтез прямых и обратных слогов КА, КУ, ОК. Анализ слов МАК, КОТ, МУКА с помощью зрительных символов. Определение позиции звука К в слове (начало, середина, конец). Анализ слов БАК, БЫК.

Цветы

1

1. Подбор определений к существительным.

2. Согласование существительных с числительными.

3. Существительные П.п. мн.ч. с предлогом на.

4. Определение количества слов в предложении в собственной и чужой речи.

5. Выделение предлога как отдельное служебное слово.

Разучивание стихотворений. Составление описательных рассказов с опорой на наглядность по заранее составленному плану. Составление  предложения к схеме. Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.

Звуки Г – К. Дифференциация на слух (изолированно, в словах - паронимах) оппозиционных по звонкости – глухости. Анализ, синтез прямых и обратных  слогов ГУ, ГА, АК. Определение на слух позиции звуков К – Г в словосочетании с помощью зрительных символов.

 Анализ, синтез слов КОМ, КОТ с помощью зрительных символов.

День Победы

1

1. Активизация приставочных глаголов.

2. Упражнение в употреблении родственных слов.

3. Закрепление умения образовывать названия профессий с помощью суффиксов – чик, - ист.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Составление сложноподчинённого  предложений с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия(я хочу, чтобы)

Составление  простых распространённых предложений  из 5 – 7 слов предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний).

Звук Х. Артикуляция,  выделение на слух. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ХА, ХО, УХ. Анализ слов ПУХ, МОХ, МУХА с помощью зрительных символов. Определение позиции звука Х в слове (начало, середина, конец).

Звуки К – Г – Х.  Дифференциация на слух  и произносительно 3 акустически близких согласных звука. Определение позицию пары звуков в одном слове (хлопок). Подбор  в рифмовки или рассказ слова  с заданным звуком. Анализ, синтез слова ГУБЫ, ДУБЫ.

Лето

1

1. Подбор определений к существительным.

2. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже.

3. Усвоение будущего сложного времени глаголов.

4. Определение количества слов в предложении в собственной и чужой речи.

5.  Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что).

Составление предложений по картинкам. Загадывание детьми загадок о лете. рассматривание картины «Лето».  Составление плана, рассказывание по картине. Выделение из предложений слов – признаков предмета по вопросам КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ?

Заучивание стихов о лете. Составление  предложения к схеме.

Звук С. Артикуляция,  выделение на слух. Анализ, синтез слогов СА, СЫ, ОС, УС. Анализ слов СОМ, СОК, СУП, СЫН с помощью зрительных символов. Понятие «СЛОГ». Определение количества слогов в словах со звуком «С». Добавление слов со звуком «С» в тексты с учётом его позиции. Определение первого согласного и последующего гласного в 2- х, 3- хсложных словах (сынок, самокат)

Деревья

1

Образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Образование относительных прилагательных.

Согласование прилагательных и числительных с существительными.

Составление рассказа-описания .

Конструирование предложений по опорным словам.

Введение в предложения однородных членов.

Звук З. Звук С. Артикуляция,  выделение на слух. Анализ, синтез слогов ЗА, ЗЫ, ОЗ, УЗ. Понятие «СЛОГ». Определение количества слогов в словах со звуком «З». Добавление слов со звуком «З» в тексты с учётом его позиции. Определение

первого согласного и последующего гласного в 2- х, 3- хсложных словах.

Спорт

1

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Согласование существительных с числительными в роде,числе,падеже.

Употребление предлогов.

Образование однокоренных слов.

Образование относительных прилагательных.

Образование сложных слов.

Составление рассказа по картинке.

Звуки С-З. Дифференциация на слух (изолированно, в словах - паронимах) оппозиционных по звонкости – глухости. Анализ, синтез прямых и обратных  слогов СУ, СА, АС. Определение на слух позиции звуков С-З в словосочетании с помощью зрительных символов.

Музыкальные инструменты

1

Образование существительных и множественных чисел в разных падежах. Согласование существительных и прилагательных в числе ,роде,падеже.

Образование существительных с помощью  суффиксов профессий.

Составление рассказа.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по речевому развитию.

Диагностика

Выявление динамики речевого развития ребенка

36 часов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.:.« Детство - Пресс», 2005

2.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников. -СПб.: «Детство-Пресс», 2004

3.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005 4.Большакова СЕ. Логопедическое обследование ребенка. - М., 1995

5.Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.П. Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дощкольников с интеллектуальной недостаточностью СПб.,: «Каро», 2007

6.Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

7.Волкова Г.А. Методика психолого — логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: «Дет- Пресс» 2005

8.Волкова Л.С. Логопедия. М., «Владос», 2004

9.Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносителъных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: «Книголюб», 2005

10.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., «Айрис - пресс» ,2005

11.Исаева М.В. Подвижные игры и элементы спортивных игр дошкольников. М., 1995

12. Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., «Просвещение», 1978

13.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. — М.: « Просвещение», 1985

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс обследование звукопроизношения детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. М.,2002
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи для детей с ОНР. - М.: «ГНОМ и Д», 2000

44.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. М., «Академия», 2001

45.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2004

46.Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. СПб.: «Сага», 2006

47.Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: «Академия»,2001

  1. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис - пресс » ,2006
  2. Нищева. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада.СПб., «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2006

50.Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов - н/Д., «Феникс» ,2006

51.Погадаев Г.И. Физкульт- Ура!.М.: «Школьная пресса»,2003

52.Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: «КАРО», 2008

53.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. М., «Аркти», 2003

54.

55Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. М.: «Сфера» 2006

56.Степанова О.А, Организация логопедической работы в ДОУ. М., «Сфера» 2004

57.Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. М., «Ювента», 2007

58. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб., «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2000

59.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.,«ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2000

60.Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М. «Гном и Д», 2003

61.Узорова О. В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М. «АСТ. Астель», 2004

62.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) М. 1993

63.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. М., «Айрис - пресс» 2006

64.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. М., 1997

65.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: «Академа», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»

Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...

Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование...

Организация коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо- моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Цель: познакомить с опытом организации коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. В состав разработанной м...