Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование игровых приёмов и форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionn1.docx | 14.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
При разучивании и отработке артикуляционных укладов эффективным является приём «обыгрывания» отдельных артикуляционных движений или поз и всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно-игровую ситуацию. Ко всем упражнениям различных артикуляционных комплексов (для постановки свистящих, шипящих звуков, соноров и др.) могут быть подобраны соответствующие игровые вводные упражнения, задающие ту или иную игровую ситуацию. Это могут быть и небольшие стихотворения или сказки «о весёлом язычке» с опорой на наглядность. Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на создание эмоционально-игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определённую длительность или кратность. Например: игровое условие для упражнения «Чашечка» - сделай языком чашечку, подержи её, чтобы она не упала и не разбилась, в это время ребенок удерживает артикуляционную позу до 10-15 секунд. Ко многим артикуляционным упражнениям могут быть подобраны сразу несколько условно-игровых вводных, например: для обыгрывания подъёма широкого языка вверх, к альвеолам: «Штора на окне», «Парус», «Подъёмный мост» и тд. Варьирование игровых вводных упражнений позволяет обеспечивать необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений, что особенно важно в работе с детьми со стертой дизартрией. Для индивидуальной работы с ребёнком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный артикуляционный уклад на счет 1,2,3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребёнка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удержание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).
Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:
-мимические упражнения;
-упражнения для губ;
-упражнения для языка
-фонетическая зарядка
При формировании речевого дыхания, постановке звука, развитии фонематического восприятия, также могут широко применяться игровые приёмы и упражнения . Предлагаю использовать в работе некоторые варианты и модификации игровых заданий. Основной принцип построения этих игровых упражнений заключается в следующем. Перед ребенком ставится определённая задача, при этом возможность решения её зависит от правильности выполнения предложенного речевого задания: правильного продуцирования звука, слога, слова. Для автоматизации звука в изолированном произношении, с гласными, дифференциации могут быть использованы следующие игровые упражнения: «Улитка», «Ступеньки», «Лабиринт», «Полянка», «Узоры» и другие. В работе по автоматизации звуков часто используем коррекционно-развивающие игры. Цель этих игр должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных речевых процессов или способностей ребенка. Коррекционно-развивающие игры способствуют автоматизации исправленных звуков, коррекции фонематического слуха, развитию чувства ритма и рифмы, реабилитации нарушенной слоговой структуры, компенсаторному развитию лексико-грамматических категорий, активизации и развитию высших психических функций.
Желание выполнить игровую задачу, является сильным стимулом для детей в исправлении звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение и особенности педагогической работы по воспитанию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Данный материал поможет родителям и педагогам правильно организовать работу по развитию речевых навыков дошкольников....
Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....
Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. ...