Главные вкладки

    Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
    методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Кондрашова Татьяна Михайловна

    Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование игровых приёмов и форм работы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrektsionn1.docx14.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коррекционно-развивающие игры как средство  формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    При разучивании и отработке артикуляционных укладов эффективным является приём «обыгрывания» отдельных артикуляционных движений или поз и всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно-игровую ситуацию. Ко всем упражнениям различных артикуляционных комплексов (для постановки свистящих, шипящих звуков, соноров и др.) могут быть подобраны соответствующие игровые вводные упражнения, задающие ту или иную игровую ситуацию. Это могут быть и небольшие стихотворения или сказки «о весёлом язычке» с опорой на наглядность. Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на создание эмоционально-игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определённую длительность или кратность. Например: игровое условие для упражнения «Чашечка» - сделай языком чашечку, подержи её, чтобы она не упала и не разбилась, в это время ребенок удерживает артикуляционную позу до 10-15 секунд. Ко многим артикуляционным упражнениям могут быть подобраны сразу несколько условно-игровых вводных, например: для обыгрывания подъёма широкого языка вверх, к альвеолам: «Штора на окне», «Парус», «Подъёмный мост» и тд. Варьирование игровых вводных упражнений позволяет обеспечивать необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений, что особенно важно в работе с детьми со стертой дизартрией. Для индивидуальной работы с ребёнком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный артикуляционный уклад на счет 1,2,3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребёнка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удержание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).

            Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:

    -мимические упражнения;

    -упражнения для губ;

    -упражнения для языка

    -фонетическая зарядка

    При формировании речевого дыхания, постановке звука, развитии фонематического восприятия, также могут широко применяться игровые приёмы и упражнения . Предлагаю использовать в работе некоторые варианты и модификации игровых заданий. Основной принцип построения этих игровых упражнений заключается в следующем. Перед ребенком ставится определённая задача, при этом возможность решения её зависит от правильности выполнения предложенного речевого задания: правильного продуцирования звука, слога, слова. Для автоматизации звука в изолированном произношении, с гласными, дифференциации могут быть использованы следующие игровые упражнения: «Улитка», «Ступеньки», «Лабиринт», «Полянка», «Узоры» и другие. В работе по автоматизации звуков часто используем коррекционно-развивающие игры.  Цель этих игр должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных речевых процессов или способностей ребенка. Коррекционно-развивающие игры способствуют автоматизации исправленных звуков, коррекции  фонематического слуха, развитию  чувства  ритма и рифмы, реабилитации  нарушенной слоговой структуры, компенсаторному развитию лексико-грамматических категорий, активизации и развитию высших психических функций.

    Желание выполнить игровую задачу, является сильным стимулом для детей в исправлении звукопроизношения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

    Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

    Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

    Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...

    Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    Данный материал поможет родителям и педагогам правильно организовать работу по  развитию речевых навыков дошкольников....

    Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

    «Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...