АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Терентьева Ольга Фёдоровна
Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Выполнила:

Терентьева Ольга Фёдоровна

учитель-логопед

муниципального бюджетного образовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №5»

группы общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста

города Югорска

2015-2016 уч г.

Проект по развитию артикуляционной моторики  «Веселый язычок»

«Язычок наш, не ленись»

Арт. гимнастике – привет,

лучшее её в мире нет!

Что укрепит лучше рот

и поможет речи?

Арт. гимнастике – почёт,

вы уж мне поверьте!

(Неуймина Т.Б.)

Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,

есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!

Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,

язычок мы укрепим и тогда заговорим

очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!

Пояснительная записка

Актуальность:

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить: Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Мой весёлый язычок».

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, логопед, воспитатели, родители.

Направление: практико-ориентированный.

Сроки реализации: сентябрь 2015 г. – март 2016 года.

Цели проекта:

  • Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики.
  • Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда с детьми 5-6 лет.

Задачи для детей:

  1. Формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
  2. Выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
  3. Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься;
  4. Заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей;
  5. Вести просветительскую работу среди педагогов и родителей дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению.

Задачи для педагогов:

  1. Провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;
  2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
  3. Развивать познавательные способности и творческое мышление детей.
  4. Учить коллективному сочинению сказки.
  5. Разработать комплексы утренней артикуляционной гимнастики в соответствии развитию лексико-грамматических категорий.
  6. Составить сборник заданий и игр по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики.

Задачи для родителей:

  1. Анализ методической литературы по данной теме
  2. Использование артикуляционной гимнастики в процессе на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

План выполнения проекта

 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

1. Подготовительный этап

  • Диагностика состояния арт. моторики у детей;
  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Определение темы, цели и задач, содержание проекта;
  • Прогноз результата деятельности.
  • Разработка конспектов занятий с детьми
  • Разработать комплексы утренней артикуляционной гимнастики в соответствии развитию лексико-грамматических категорий.
  • Составление перспективного плана проведения артикуляционных игр педагогов и родителей с детьми.
  • Подготовка консультации для родителей «Что такое артикуляционная гимнастика?»
  • Подготовка консультации для воспитателей «Знакомство с артикуляционной гимнастикой» «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.
  • Разработать комплексы утренней артикуляционной гимнастики в соответствии развитию лексико-грамматических категорий.
  • Родительские собрания: знакомство с проектом «Веселый язычок!»

 Подготовка наглядного материала:

письменные консультации, стенды информации; буклет на тему «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»современные, многофункциональные игры для развития артикуляционного аппарата детей.

 Основной этап

  • Провести  Семинар – практикум: «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» для родителей на средних группах
  • Проведение подгрупповых занятий на тему «Сказки о Весёлом язычке» (знакомство и выполнение артикуляционной гимнастики)
  • Индивидуальные консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика? »
  • Консультации для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.
  • Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые игры? », «Как проводить с ребенком речевые игры».
  • Консультации для родителей «Значения  артикуляционной  гимнастики  и правила её выполнения».
  • Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.

 Заключительный этап

  • Диагностика арт. моторики у детей;
  • Анализ проделанной работы по проекту «Веселый язычок! »
  • Подобрать и систематизировать сказки и игровые упражнения по развитию артикуляционного аппарата, изготовить методический сборник для проведения артикуляционной гимнастики.

Ожидаемый результат

  • Подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
  • Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков родного языка у детей;
  • Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Средства достижения поставленных задач:

  • Использование артикуляционной гимнастики в процессе НОД, на прогулке, в Повседневной жизни ребенка;
  • Информационные листы для родителей;
  • Разработка приемов для развития артикуляционной моторики;
  • Анализ методической литературы по данной теме.

На подготовительном этапе подобрала и систематизировала сказки и игровые упражнения по развитию артикуляционного аппарата,

На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей старшего  дошкольного возраста.

Подобрала и систематизировала сказки и игровые упражнения по развитию артикуляционного аппарата, изготовила методический сборник для проведения артикуляционной гимнастики

Работа с родителями

  • Индивидуальные консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика? »
  • Проведение совместной утренней артикуляционной гимнастики с воспитателями.
  • Проведение индивидуальных консультаций для родителей, рекомендации по развитию речи, фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
  • Рисование иллюстраций к сказке о весёлом язычке.
  • Подготовка практического материала для выполнения домашнего задания «Иллюстрации к сказке о весёлом язычке»
  • Выставка рисунков «Моя сказка о весёлом язычке»(награждения почетными грамотами участников в выставке «Моя сказка о весёлом язычке»)
  • Информационные листы для родителей
  • Самостоятельная работа родителей и детей в индивидуальной тетради  при выполнении домашнего задания.

Работа с детьми

Календарно-тематический план на 2015-2016 уч. г.

месяц

Тема

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

"Сказка про Язычок"

"Утро Язычка"

"Белочка"

"Катин Мяч"

ноябрь

"Машина"

"На дворе"

"Лесные новости"

"Множество забот"

декабрь

" У бабушки с дедушкой"

"Пузырь и соломинка"

"Храбрый комар"

"Загадочная бабочка"

январь

Зимние каникул

"Веселая змейка"

"Заяц-огородник"

"Сказка о кляксе"

февраль

"Дом, который построил рот"

"Как Язычок лепил снеговика"

"Веселый Язычок"

"Денискина зарядка"

март

"Зоопарк"

"Веселая артикуляционная гимнастика"

"Сказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке"

"Приключения Язычка"

апрель

"Ленивый котенок"

"Волк и три поросенка"

"Как Язычок отдыхал на море"

"Невоспитанный мышонок"

май

"Как Язычок гулял в лесу"

"Веселый лягушонок"

"Как Язычок купался в ванне"

"Кто поможет воробью"

Работа с педагогами

Месяц

Содержание

сентябрь

Диагностика состояния артикуляционной моторики у детей.

Тестированиепо теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

октябрь

Консультация «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.

ноябрь

Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

декабрь

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики у детей.(папки-передвижки, картотеки)

январь

НОД на развитие артикуляционной моторики у детей.

февраль

Мастер-класс для родителей «Трудности трудных звуков»

март

Диагностика артикуляционной моторики у детей.

  • Практический результат проекта
  •  Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
  • Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке.
  • Выставка рисунков «Моя сказка о весёлом язычке» (награждения почетными грамотами участников в выставке «Моя сказка о весёлом язычке»)
  • Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики у детей. (папки-передвижки, картотеки)
  • Разработать памятки  по выполнению артикуляционной гимнастики.
  • Разработать буклеты на тему «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Список литературы

  1. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с. (Библиотека Логопеда).  
  2. Анищенкова Е.С. - Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников
  3. Анищенкова Е.С. - Речевая гимнастика для развития речи дошкольников
  4. Новиковская О.А. - Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4-7 лет...
  5. У. М. Сидорова - Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ
  6. В А.Костыгина - Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика
  7. Костыгина В. Н. - Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика
  8. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко - Артикуляционная, пальчиковая гимнаст ...
  9. Т. А. Куликовская - Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
  10. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999. - 208 с.
  11.  Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.
  12. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.
  13.  Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.
  14. А.А. Гуськов. Развитие речедвигательной  координации детей.                             Т.Ц. Сфера, 2014г.
  15. Ю.В. Иванова. Дошкольный логопункт.Т.Ц. Сфера, 2003г.
  16.  Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201о. – 32с.
  17.  Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
  18. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл. 8с.
  19. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.
  20. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с
  21. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.
  22. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е.
  23. Нищева Н. В. Веслая артикуляционная гимнастика---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201о. – 32с.
  24. Е.А. Пожиленко.  Артикуляционная гимнастика.Санкт-Петербург,2007г.
  25. В.Г. Невская. Речевые игры и упражнения. Т. Ц. Сфера, 2013г.
  26. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999. - 208 с.
  27. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2. – с. 66 – 74.
  28. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

Приложение №1

Тестирование

 по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

1.Что такоекинема?

а) простой комплекс движений артикуляционных органов;

б) сложный комплекс движений артикуляционных органов;

в) движение артикуляционных органов.

2. Артикуляционная гимнастика – это

а) гимнастика любых мышц языка;

б) совокупность движений языка и губ;

в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

3.Цель артикуляционной гимнастики:

а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.

4.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:

а) лёжа;

б) стоя;

в) сидя.

5. Статические упражнениянаправлены

а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

б) на координацию движений органов артикуляции.

6.Динамические упражнения направлены

а) на увеличение силы голоса;

б) на подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

7.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять

а) 2-3 раза;

б) 10-15 раз;

в)  1 раз.

8. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать

а) подробно;

б) поэтапно;

в) конкретно.

Информационные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей"

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей....

Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данной брошюре даны практические советы практикующего логопеда. На данный момент работаю учителем-дефектологом и большинство моих энергозатрат востребованны немного в других коррекционных направлени...

Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...