«Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Шереметова Елена Валентиновна

Семинар - практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_artikuryatsionnaya_gimnastika.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

  1. Актуальность

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 5 - 6годам: правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи.

При этом более 60 % детей дошкольного возраста  имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков.

Если не обращать внимания на нарушения речи, они закрепляются и негативно влияют в дальнейшем на обучение в школе.

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста  необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.

В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную гимнастику. У многих возникают трудности в правильном выполнении упражнений.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

2.  Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

3.  Требования к проведению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;
  • Артикуляционная гимнастика  выполняется стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений;
  • Вначале артикуляционная гимнастика  выполняется медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп гимнастики увеличивается;
  • Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет новых упражнений;
  • Каждое упражнение выполняется от 5до20 раз.

Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;

  •  Выполняется артикуляционная гимнастика  как индивидуально, так и со всей группой или небольшими подгруппами.

4. Названия органов артикуляции

Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо… 

5. Виды артикуляционных упражнений:

- Статические. Статические упражнения – предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд.

- Динамические. В динамических упражнениях заданиях движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.

6. Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.

Статические упражнения:

(Демонстрация картинок к каждому упражнению)

«Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать под счет до 5-10.

 «Хоботок» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.

 «Окно» - широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.

 «Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10.

«Чашечка» - из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.

 «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Динамические упражнения:

(Демонстрация картинок к каждому упражнению)

«Накажем непослушный язычок» - приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки

«пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Качели» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

«Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Выполнить 5 раз по 10 движений.

 «Чистим зубки» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

«Болтушка» - быстрые движения языком вперед назад.

«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д или дын-дын-дын. Сначала произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выполнить 3-5 раз. Рот широко открыть.

«Красим потолок» - улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза.

 «Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Футбол» - рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «шарики-орешки».

 «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.

7. Заключение.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. А хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата достигается ежедневным выполнением артикуляционной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены упражнения артикуляционной гимнастики для всех органов речевого аппарата, рекомендации к их выполнению. Для интереса детей к упражнениям весь материал сгруппирован в ви...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данной брошюре даны практические советы практикующего логопеда. На данный момент работаю учителем-дефектологом и большинство моих энергозатрат востребованны немного в других коррекционных направлени...

Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".

Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом  в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ

Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получ...

Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...