Модель коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании для детей дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косенко Ирина Викторовна

Разработанная модель для дошкольников с нарушениями зрения  способствует овладению детьми  сенсорными эталонами, конкретизации зрительного образа, обобщению предметных представлений, формированию способов обследования, пространственной ориентировки , следовательно она может выступать средством формирования образов предметов как системного, многоуровневого образования. Также данная модель направлена на создание условий для гармоничного развития детей с нарушением зрения посредством рисования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_model_6.docx265.55 КБ

Предварительный просмотр:

Модель коррекционно-развивающей работы в дополнительном  образовании для детей  дошкольного возраста с нарушением  зрения в соответствии с ФГОС ДО

Косенко И.В., педагог

дополнительного образования «Школа №842»

Рисование - это  возможность у ребёнка выразить себя в творчестве. Поэтому многие родители восхищённо рассматривают первые рисунки своего малыша, находя в них, несомненные признаки гениальности и они недалеки от истины! Рисунки ребёнка действительно уникальны, поскольку они рождены в удивительном, пока ещё свободном воображении не ограниченном условностями. Подобные способности можно обойти вниманием - и тогда они с годами сами собой сойдут на нет. Поэтому педагогам детскую склонность к рисованию необходимо поддерживать и развивать.

Педагоги и психологи подчёркивают, что  работа пальцами развивает речь. В рисунке ещё проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребёнку легче поведать о нём, вот почему мастера уточняют: рисовать детям так же нужно, как и разговаривать.

Детское рисование вызывает интерес исследователей различных наук. Психологи  через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка. В рисунках детей выражается и их двигательный опыт, и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления,  и отношение ребёнка к изображаемому. По словам  известного скульптора В.С. Мухиной - рисование является одним из важных видов детской деятельности, выражает определённые результаты психического развития ребёнка.

Дети любят рисовать цветными карандашами, фломастерами, красками. Возможность использовать цвет в рисунках формирует у ребёнка определённое отношение к этому выразительному средству. На определённом этапе в рисунках появляются цвета, которые ребёнок использует чаще и больше, они доминируют в его работах. Использование разнообразных художественных средств ребёнком  в изодеятельности, говорит о творческости и  раскрывает внутренний мир автора.

Изобразительная деятельность – одно из эффективных средств развития ребёнка-дошкольника, так как в её процессе он учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать сходства и отличия различных предметов окружающего мира, изучать большое количество иллюстративного материала, что служит основой для последующего отображения объектов с натуры.

Дети с проблемами зрения испытывают определённые трудности и задача педагогов не упустить сензитивный период в развитии ребёнка.

Анализ научно – методической литературы показал, что у детей с нарушением зрения страдают все уровни образов предметов (сенсорно-перцептивный, представленческий и вербально-логический). Однако,  изучение образов как системного многоуровневого образования в возрастном аспекте их становления в зависимости от степени, глубины  и времени наступления зрительного дефекта является актуальным на современном этапе совершенствования качества образования.

Разработанная нами модель для дошкольников с нарушениями зрения  способствует овладению детьми  сенсорными эталонами, конкретизации зрительного образа, обобщению предметных представлений, формированию способов обследования, пространственной ориентировки , следовательно она может выступать средством формирования образов предметов как системного, многоуровневого образования. Также данная модель направлена на создание условий для гармоничного развития детей с нарушением зрения посредством рисования.

При нарушенном зрении отбор признаков и формирование образа иногда базируется на некоторых случайных свойствах и качествах предмета. Это в значительной мере объясняется бедностью чувственного опыта и трудностью сохранения образов в памяти. Нарушается их предметность, целостность, обобщённость, скорость формирования и правильность (адекватность).

Зрительная депривация сказывается и на развитии аналитико – синтетической деятельности. Неполное отражение свойств и признаков предметов затрудняет мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сохранения их в памяти.

Неполноценность зрительного восприятия у дошкольников отрицательно сказывается на формировании образов предметов как многоуровневом системном образовании, что проявляется в обеднении образов, нарушении их целостности, обобщённости, ограничивая познавательные возможности и социализацию этих детей.

Коррекционная направленность модели, включает в себя общеразвивающие методы и нетрадиционные техники, способствует обучению детей коррекционно – компенсаторным способам и приёмами аналитико – синтетической деятельности, восприятию предметов на полисенсорной основе, расширению и обогащению образов предметов у детей с нарушением зрения.

Модель коррекционно – развивающей работы по формированию образов предметов у детей с нарушением зрения с использованием средств изобразительной деятельности обеспечивает комплексность  и оптимизацию педагогического процесса с учётом индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей детей.

Наличие полисенсорности  (перцептивные действий, наглядность т.д) на занятиях по изобразительной деятельности, взаимосвязь с тифлопедагогом помогут детям сформировать чёткие образы предметов и явлений окружающей деятельности.

Форма осуществления дополнительной образовательной программы по изобразительной деятельности:

  • Традиционные: занятия (фронтальные, по подгруппам)
  • Нетрадиционные: досуги, выставки, праздники и др.

                  E:\DCIM\100CANON\IMG_1467.JPG

                       E:\DCIM\100CANON\IMG_1464.JPG

Модель коррекционно-развивающей работы для детей  дошкольного возраста с нарушением  зрения

Развитие готовности сохранных анализаторов  к восприятию признаков и свойств окружающей действительности.Формирование сенсорных эталонов.

Развитие зрительного, осязательного, слухового, обонятельного восприятия.

Формирование навыка обследования предметов на полисенсорной основе.

Развитие моторики. Развитие зрительно-двигательной координации. Совершенствование орудийных действий.

Повышение речевой активности детей. Расширение словаря детей за счёт слов- названий предметов, их признаков. Развитие у ребёнка понимания обращённой к нему речи.

Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование умений у детей анализировать предмет, выделяя его главные и второстепенные признаки.

Отображение образов в предметно, сюжетном рисовании/ аппликация с натуры по представлению, по замыслу с использованием нетрадиционных технологий и элементов тифлографики.

Активизация серно-перцептивных процессов, представлений о предметах, вербально-логических процессах.

Предупреждение возможных и коррекции имеющихся недостатков образов предметов, закрепление сформированных образов.

Коррекционная направленность изобразительной деятельности на формирование образов предметов

Формы, методы и приёмы коррекционно-развивающей работы

Коррекционные занятия

Комбинированные занятия

Ознакомление с окружающим миром

Логопедические занятия

Занятия по изобразительной деятельности

Экскурсии, прогулки

Самостоятельная деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

Игры с силуэтными и контурными изображениями

Работа с трафаретами

Сравнение предметов по форме, величине, цвету

Работа с картиной

Пальчиковые игры

Игры на сравнение предметов, ассоциации

Отгадывание и составление загадок

Словесные дидактические игры

Составление разрезных картинок

Игры на активизацию осязания, обоняния, слуха

Использование картинно-графических алгоритмов, обследование предметов

Игры-драматизации и инсценировки

Сравнение реальных предметов с их изображением

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности и элементов тифлографики

Работа с неполными, неоконченными изображениями

Коллективные работы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
  2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
  3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.
  4. Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
  5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010
  6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
  7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011
  8. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
  9. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
  10. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  11. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009
  12. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. - М.: ВЛАДОС, 2011.
  13. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009.
  14. Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2009
  15. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015
  16. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
  17. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
  18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
  19. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
  20. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
  21. Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009
  22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 2009
  23. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
  24. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.
  25. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
  26. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
  27. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009
  28. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста "Новый Год" в соответствии с ФГОС

В данном материале представлен материал, который будет полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, для планирования работы по тематической недели "Новый Год". Материал состав...

Циклограмма календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы по программе «От рождения до школы», разработанной в соответствии с ФГОС (вторая группа раннего возраста)

В циклограмме представленна индивидуальная работа с детьми, в режимных моментах и в совместной деятельности в течении всего дня....

«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...

«Особенности организации коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Выступление на РМО инструкторов по физической культуре. Деловая игра "Здоровье - это здорово". Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков з...

Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"

Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»...

Методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотив...