Консультация "Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста"
консультация по психологии

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_trevozhnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление тревожности

у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии. Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной.

Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью включает пять взаимосвязанных направлений:

  1. Психологическое просвещение родителей.
  2. Психологическое просвещение педагогов.
  3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления тревожности у детей.
  4. Работа с детьми, направленная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях.
  5. Помощь и поддержка психолога за пределами обучающей ситуации.

Важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Первым шагом в работе психолога с тревожным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы: наблюдение, беседа и анкетирование родителей и воспитателей, проективные методики. Это позволит психологу разобраться в причинах тревожности ребенка и наметить дальнейшую работу с ним. Ее желательно проводить в трех направлениях:

1. Попытаться ликвидировать основные причины возникновения

тревожности, т.е. повысить самооценку, вселить уверенность:

- хвалить ребенка даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, но похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что его похвалили;

- нельзя сравнивать с другими детьми, лучше сравнить достижения ребенка с его же показателями неделю назад;

- избегать заданий, выполняемых на скорость - тревожных детей нельзя подгонять или торопить.

- обучать двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями.

2. Обучить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности:

- привлекать ребенка к совместному (в группе) обсуждению проблемы, хорошо, если ребенок вслух проговорит о том, чего он боится. Такие беседы помогают тревожным детям осознать, что и у их сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые, казалось, есть только у них;

- сочинение сказок и историй вместе со взрослым, научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх, поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний, успокоит.

3. Обучить детей специальным навыкам саморегуляции, которые помогут справиться с тревожностью:

- полезно применять рациональную психотерапию, т.е. показать, что тревогу испытывают все люди, что она необходима и помогает справиться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;

- постараться настроить ребенка на определенное эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого «приятные воспоминания»: «Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!»

- необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;

- обучать детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выход, задержка дыхания;

- «мысленная тренировка» - научить ребенка мысленно вначале с помощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершенного действия, так и до деятельности.

 Большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрослого (педагога и родителя), его умение подбодрить ребенка, вселить уверенность: вовремя брошенная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похлопывание по плечу – все это способствует повышению жизненного тонуса, снятию напряжения. Многие родители  тревожных детей часто сами испытывают напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.