Опыт работы "Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через игру"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Андреева Галина Ильинична

Творческое воображение - одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображения одна из главных задач дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx129.56 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, культуры и спорта администрации

Поронайского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска

 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»

                                                                                                           Автор работы:  

                                                                                   Андреева Галина Ильинична                                                

педагог-психолог

МБДОУ №1 г. Поронайск

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ …………………………………………………...3                                                                                                                        

2.РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ………………………………………………………...6                                                                                                      

3.РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ………………………………………………………...12                                                                

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………14

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………15  


        «Воображение ребенка развивается постепенно,

в процессе накопления им жизненного опыта,

и все образы деятельности воображения,

как бы причудливы они ни были,

основываются на впечатлениях реальной жизни»  

                                                                                                        Л.С. Выготский

РАЗДЕЛ 1.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1. Сведения об авторе опыта

Андреева Галина Ильинична

 Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г. Поронайска

 Педагогический стаж: 36 лет

 Должность: педагог-психолог

 Специальность: педагог-психолог

Контактный телефон: 89241932770

1.2. Тема опыта: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через игру»

1.3. Условия возникновения, становления опыта

            Представленный опыт работы формировался на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г. Поронайска в течение трех лет с детьми старшего дошкольного возраста на основе интеграции двух образовательных областей: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие (творческая деятельность).

            Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить образовательную программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. В дошкольном возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, и если в этот период воображение не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности

  Наиболее конструктивным решением проблемы, по нашему мнению, является создание психолого-педагогических условий, то есть комплекса мер, включающих содержание, методы, организационные формы обучения и воспитания, с целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

            Новизна представленного опыта заключается в комбинировании существующих приемов и практическом применении новых игровых технологий на развитие творческого воображения.  

1.4. Актуальность опыта 

           Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Творческое воображение - одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображения одна из главных задач дошкольного воспитания.

            Изучением особенностей развития творческого воображения в дошкольном возрасте занимались такие ученые как, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Р.А. Жукова, А.В. Карманова, А.Т. Кириллова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Л.Ю. Субботина, Н.А. Шинкарева. Исследования показывают, что в дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В норме к старшему дошкольному возрасту у ребенка воображение представлено в двух основных формах: - произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи; - возникновение воображаемого плана ее реализации.  

            Анализ литературных источников, осмысление сформулированной выше проблемы в контексте психологического развития творческого воображения старшего дошкольника позволил выявить ряд противоречий между:

- потребностью общества в творчески активных личностях и недостатком практики дошкольных учреждениях в теоретико-методологической литературе;

- между необходимостью в технологиях развития творческого воображения дошкольников и их недостаточной разработанностью.

            Таким образом, выявленные противоречия позволили обозначить проблему опыта работы: поиск наиболее эффективных методов, приемов и применение новых игровых технологий на развитие творческого воображения в психологической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1.5. Теоретическое обоснование

            Воображение — это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний.

          Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие мира природы, — все это является продуктом творческого воображения.

            Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

           Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». Э.В. Ильенков считал, что суть воображения – способность «схватывать» целое раньше части. Смысл воображения заключается в умении из отдельного намека, признака, особенности предмета строить целостный образ. В.В. Давыдов называл творческое воображение центральным психологическим «завоеванием» дошкольного детства. О.М. Дьяченко, отмечала, что образы воображения опираются на представления памяти.

             Воображение классифицируется по видам:

            Активное воображение, практически деятельное воображение, служит признаком творческого типа личности, которая постоянно находится в поиске. Познания ее не статичны, а постоянно обогащаются и приводят к новым результатам. Эти достижения, в свою очередь, вдохновляют человека к новым поискам.

            Пассивное воображение, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения). Пассивное воображение не ставит целью использование его результатов и возникает вне зависимости от желания человека. В свою очередь, пассивное воображение можно разделить на преднамеренное и непреднамеренное.

            Репродуктивное воображение воссоздает образ по описанию. Присутствует элемент фантазии, но он очень незначительный. Примером его может быть представление картин сюжета прочитанного произведения.

            В продуктивном воображении образ действительно создается человеком по отдельным чертам, а непросто примитивно копируется или воссоздается. Данный вид воображения называется творческим. Результатами творческого воображения могут быть как материальные, так и виртуальные образы. Они имеют социальную ценность, поскольку они преображают существующую реальность.

           Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей. Эффективным методом развития творческого воображения является игровая деятельность.

            Особенности организации игры для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

             А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович считают, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, управляющий развитием: в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. Играя, дети не замечают, что заняты серьезным делом – развитием воображения.

            Игра соответствует природе ребенка, и поэтому, какую бы систему воспитания и образования дошкольника мы не взяли для рассмотрения, в ней всегда в большей или меньшей степени будет применяться игра. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

        Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста имеют развивающие игры. Они интересны для детей и эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе развивающих игр, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Именно игры способствуют развитию творческого воображения, сообразительности, логики, конструкторских способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий.

            Развивающие игры имеют значение для сформированности познавательной активности, и для формирования дружного детского коллектива, самоконтроля. Именно развивающие игры являются не только радостным и увлекательным занятием, но и необходимым, подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для его полноценного включения в предстоящую учебу.

             Таким образом, игра дает старшему дошкольнику возможность реализовать свой творческий потенциал. Играя, дети не стремятся к точному и легкомысленному копированию реальности, но привносят в свои игры много своих изобретений, фантазий, комбинаций. Свобода воображения, неограниченные возможности сочетания, подчиненные интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником этой глубокой и неисчерпаемой радости.

             В настоящее время игра востребована и актуальна. 

        1.6. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в изучении игр как одной из эффективных средств развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и включении ее в содержание развивающей работы в условиях реализации ФГОС ДО. 

РАЗДЕЛ 2.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

      2.1. Цель: создание условий для эффективного развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

2.2. Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.  

2.Систематизировать работу по организации образовательного процесса с использованием игр как основы формирования познавательных действий и развития творческого воображения.

3. Оценить эффективность игр в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

4.Разработать сборник мероприятий с использованием игр для детей, педагогов, родителей «Играя, развиваем»

   2.3. Организация учебно-воспитательного процесса:

         Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задач развития творческого воображения детей, является организация образовательного процесса в ДОУ. Образовательный процесс – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО.

          Главная особенность организации образовательной деятельности в нашем ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности. При этом процесс обучения остается, но реализуется посредством использования различных форм и методов работы с детьми, с учетом решения поставленных задач, контингента детей.

          Организовывая образовательный процесс таким образом, мы стараемся, чтобы формы и методы работы с детьми, выбранные педагогом, были направлены на ребенка, при этом придерживаемся позиции «рядом» или «вместе с детьми».

              На сегодняшний день игра — это операция знания, средство совершенствования и обогащения, путь упражнений, заданий, и, следовательно, развитие творческих и познавательных способностей ребенка. Педагогически грамотно организованная игра является эффективным средством развития творческого воображения, мышления и речи.

           Все виды игр, в свою очередь, решают обучающие, развивающие и воспитательные задачи:

  • повышение мотивации к образованию;
  • закрепление знаний по теме и усвоение новых;
  • развитие творческих умений;
  • Развитие таких качеств, как активность, самостоятельность, инициативность;
  • формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия со сверстниками.

2.4. Содержание образования

        Базой для данной деятельности стал МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска. В опытной работе приняли участие дети старшего дошкольного возраста.

Работа по формированию опыта осуществлялась в три этапа:

I этап - подготовительный

- изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и психологии;

-знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования;

- проведение психологической диагностики детей;

- определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов;

- определение основных форм работы с детьми;

- разработка перспективного плана по использованию игр в старшей логопедической группе (см. Приложение Б);

- разработка перспективного плана по использованию развивающих игр в подготовительной логопедической к школе группе (см. Приложение В);

- разработка конспектов ООД с использованием развивающих игр;

- разработка сборника мероприятий с использованием игр для детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей «Играя, развиваем» (См. Приложение Г).

II этап– основной

         Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

  • организованная образовательная деятельность
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

III этап – аналитический

        На данном этапе работы был проведен анализ эффективности влияния игры на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

        На основе данных результатов подготовительного этапа были разработаны:

  • для детей:

- перспективный план по использованию игр в старшей группе;

- перспективный план по использованию игр в подготовительной группе;

- конспекты ООД с использованием игр;

- картотека игр для развития творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста.

  • для педагогов:

 -  консультации;

 - буклеты;

- памятки;

 -  открытые занятия;

 -   мастер-класс;

- семинар-практикум.

  • для родителей:

 - консультации;        

 - памятки;

- буклеты;

 -  мастер-класс;

- семинар-практикум.

2.5. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

            Успешность работы во многом зависит от того, как организована система работы с детьми. Именно поэтому нами была выстроена система методов, приемов и форм целенаправленного воздействия на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

            Развивающие игры включают в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая развивать в детях фантазию, логическое мышление, желание мыслить системно.

            Методы:

 - репродуктивный (повторение и уточнение, указание к действию, упражнения);

 - объяснительно-иллюстративный (рассматривание, демонстрация наглядных средств, рисунки детей, энциклопедии, тактильно-мышечная наглядность, мультимедийные презентации, пояснение, словесные инструкции, похвала, подчеркивание достижений, ситуация успеха);

- продуктивный (применение знаний в практической деятельности – работа с раздаточным материалом, решение задач, игровые упражнения);

- эвристический (проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий);                         - проблемно-поисковый (развивающие и дидактические игры и упражнения).

- методы стимулирования деятельности и поведения, которые создают ситуацию успеха: - поощрение; похвала; награда.

            Приемы, обеспечивающие познавательную активность детей во время образовательной деятельности с помощью создания игровой мотивации, использование воображаемых ситуаций.

 - приемы, повышающие интерес к занятию, активизирующие внимание детей (сравнение и классификация);

- приемы развивающего обучения (проблемные вопросы к детям, наглядные схемы, установление причинно-следственных связей);

 - игровые приемы (использование дидактической цели, которая ставится в форме игровой задачи).

Развитие творческого воображения происходит через разные формы организации совместной деятельности детей и взрослого:

- в организованной образовательной деятельности (где ведущая роль принадлежит педагогу);

- в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым;

- через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной творческой деятельности.

Формы работы с детьми: подгрупповые, индивидуальные, парное обучение под руководством педагога-психолога; мини-тренинги; проектная деятельность; интеллектуальные викторины; экскурсии в школу; выставки детских рисунков.

Средства обучения:

  • Технические средства обучения: ПК, аудиозаписи, мультимедиа презентации.
  • Учебно-наглядные: схемы, технологические карты, наглядно-демонстрационный материал, дидактические пособия и другое.

Согласно принципам ФГОС ДО уровень развития способностей и творческого потенциала детей зависит от выполнения определённых условий, которые напрямую зависят от принципов, с помощью которых осуществляется педагогический процесс:

– образовательный процесс организуется на основе индивидуальных потребностей конкретного ребёнка, который сам выбирает основу своего образования и становится полноправным участником образовательного процесса;

– в ходе осуществления образовательного процесса осуществляется сотрудничество педагога и детей во всех областях этого процесса;

– педагог создаёт атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно и свободно, возможность использовать полученные знания в различных видах игровой, познавательной и самостоятельной деятельности;

– в ходе образовательной деятельности для каждого ребёнка создаются условия для самостоятельного принятия решений и самовыражения;

вовлекаем эмоции, чувства и ощущения воспитанников в образовательный процесс, стимулируем его речевые, когнитивные, творческие способности;

 педагог создает ситуации, в которых он не является центральной фигурой, добытые знания детей в большей степени связанны с их интересами.

        Игровая технология позволяет выполнить все эти условия. Во время проведения и организации игр можно с успехом решить практически все образовательные и развивающие задачи.

Главный принцип развивающих игр – подумай и выполни сам – узнаешь множество открытий.

Для того, чтобы эффективно организовать психологические игры, мы придерживаемся определенных принципов и условий:

  • все задания должны быть безопасными;
  • задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
  • задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
  • гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны;
  • следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
  • дети должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся;
  • роль педагога в игре - направлять детей на правильное выполнение заданий, но окончательные выводы дети делают самостоятельно.

           Средствами развития творческого воображения в опыте являются преобладающие виды деятельности: игровая и творческая (когнитивно-преобразовательная и как создание принципиально нового, социально значимого продукта), в их интеграции.

            В опыте представлены игры:

            Дидактические игры - являются формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время, уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Например, «Что перепутал художник?», «На что похоже?», «Как это можно использовать?», «Давайте пофантазируем». Игры развивают воображение, мышление, зрительное внимание и восприятие, активизируется умственная деятельность, концентрируется внимание, умение анализировать и объяснять свой выбор.

            Игры с элементами технологии ТРИЗ. ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Включение игр с элементами ТРИЗ способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше, например, в таких играх как «Давай поменяемся», «Фантазия», «Хорошо-плохо», «Объяснялки», «Частью чего является?», «Кто (что) это такое может быть?», «Наоборот», «Сказка – это хорошо или плохо?» «Собери квадрат (круг) по цвету и размеру», «Сравни что общего и чем отличаются?»; логические задания на операцию «отрицание», используя частицу «не», например, нарисуй не круг, нарисуй не квадрат, нарисуй треугольник не красного цвета. Полина и Марина играли во дворе с мячом и со скакалкой. Полина играла не с мячом, Марина – не со скакалкой. С чем играла каждая девочка? Лев, слон и бегемот жили в разных домиках. Лев жил не в красном и не в синем домике. Слон жил не в красном и не в оранжевом домике. В каких домиках жили звери?

            Игры – конструирование на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Все игры представляют собой различные геометрические фигуры, каждая игра имеет свой комплект элементов из которых можно сложить определенные плоскостные силуэты, а также дают возможность создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры (например, квадрат в играх «Танграм» - составление силуэтов животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры и «Монгольская игра» дает возможность составить изображения экзотических животных: носорога, жирафа и других; круг в играх «Волшебный квадрат» - составление разнообразных стилизованных силуэтов кораблей, животных, игрушек, предметов домашнего обихода и так далее и «Вьетнамская игра» - конструирование силуэтов различных животных и птиц; овал в игре «Колумбово яйцо» можно конструировать – силуэты птиц; «Листик» — это фигура, напоминающая схематическое изображение сердца или форму листа растения – дает возможность составить всевозможные силуэты, передавая многообразие окружающего предметного мира, различных видов транспорта. Полученные силуэтные изображения своей выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки). Геометрические конструкторы являются эффективным средством умственного и творческого развития детей. Они развивают творческое воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, пространственное воображение и сенсорные способности.

            Игры - нетрадиционная техника кляксография – это толчок, к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативности, выражения индивидуальности. А также техника кляксография имеет огромное значение в формировании личности человека: развивает интеллектуальные способности, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и фантазировать, способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства. Играет важную роль в общем психическом развитии, доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку. Например, таких играх как «Волшебные кляксы», «Три краски», «Волшебная ниточка», «На что похожи наши ладошки?», «Веселые превращения».

        Для того, чтобы игра выполнила свою задачу – предоставляем детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действий. В игровой деятельности мы стараемся обеспечить специальные условия игр на всех этапах – от подготовки до завершения.

1.Мотивируем детей. Заинтересовываем дошкольников игровой ситуацией, что все задания они будут выполнять в играх самостоятельно. Например, в занятии «Путешествие в творческую мастерскую» главная цель – помочь Буратино узнать, что такое творить чудеса с предметами, в занятии «Путешествие по лабиринту» - собрать бусы из геометрических фигур и составить из них узор по схеме.

2. Не торопим детей и не решаем за них. Даем детям достаточно времени, чтобы подумать и выполнить задание, не торопим их и не подсказываем. Если дети обращаются за помощью (а эта возможность предоставляется одним из правил), то задаем наводящие вопросы. Например, «А что такое фантазии? Отличаются ли фантазии девочек от мальчиков? Как мы можем определить одинаковые или различные фантазии у девочек и мальчиков?» Не говорим прямо, а намекаем на то, что должно быть результатом.

            Если дети не догадываются, задаем вопросы, например: «Как вы думаете, что нужно сделать?»

3. Поздравляем детей с достижением цели игры. На заключительном этапе проверяем, правильно ли дети выполнили задания, хвалим и поздравляем их с тем, что они достигли цели игр. Важно, чтобы дети завершили выполнения игровых заданий в радостном настроении.

4. При подведении итога игр используем несколько вопросов (в их разных формулировках), которые позволят поговорить о разных сторонах игры и сконцентрировать внимание детей на важных для их личностного и социального развития аспектах. Приведем примеры таких вопросов.

            Ответ на вопрос: «Какое задание было самым трудным?» Подумайте, ребята, и расскажите всем! Позволяет оценить индивидуальные различия детей в восприятии трудности заданий. Хотя бывает и так, что дети говорят, что все было интересно и легко. В процессе игры, наблюдая за детьми, отмечаем для себя, какие задания оказываются для дошкольников более трудными.

            Таким образом, развивающие игры очень разнообразны по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задания, задания от простого к сложному, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления являются эффективным средством развития творческого воображения. С их помощью отмечается и положительная динамика развития познавательной активности дошкольников.

2.6. Длительность работы над опытом: 2018 г. – 2021г.

2.7. Диапазон опыта охватывает образовательный процесс по познавательному развитию и художественно-эстетическому (творческая деятельность) детей старшего дошкольного возраста; представлен методикой «Дорисовывание фигур» (О.М.  Дьяченко); перспективным планом старших логопедических групп и перспективным планом подготовительных логопедических групп; сборником мероприятий с использованием игр для детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей «Играя, развиваем».

РАЗДЕЛ 3.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

3.1. Определение критериев для диагностирования успешности опыта

  В основу оценки успешности внедрения опыта положены 3 критерия:

1. Показатели развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

2.Совершенствование методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса (создание методического продукта деятельности педагога на основе анализа научно-методической литературы).

3.Эффективность распространения опыта работы.

3.2. Доказательность результативности опыта 

             Предложенные в опыте игры апробированы с детьми старшего дошкольного возраста.

            Для изучения уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и доказательства эффективности внедрения игр взята методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» (Приложение А).

Уровень развития творческого воображения воспитанников старших групп - 49 чел. 

тт

жжж

           Анализ данных на начальном этапе показывает, что высокий уровень развития творческого воображения не выявлен ни у одного ребенка, средний уровень выявлен у 21 чел. (43%), низкий уровень выявлен у 28 детей (57%).

Дети со средним уровнем развития дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Дети с низким уровнем развития фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметные изображения («это такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

            Из представленных результатов обследования можно сделать вывод, что большая часть воспитанников находятся на низком уровне развития творческого воображения. У них отмечаются такие трудности как,

-  неспособность к фантазированию и моделированию;

- малооригинальное цветовое решение;

- отсутствие заинтересованности и инициативности.        

            Данные выводы обусловлены с одной стороны особенностями возрастного периода, которому соответствует старший дошкольный возраст, с другой стороны, являются результатом недостаточной работы по развитию творческого воображения у воспитанников в образовательном процессе ДОУ. Результаты диагностики послужили основанием для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Соответственно возникла и необходимость целенаправленной систематической работы в данном направлении.

По результатам обследования была сформирована группа детей с низким уровнем развития творческого воображения (28 чел.), с которой проводилась развивающая работа через игры. После проведения развивающей работы на заключительном этапе была проведена повторная контрольная диагностика уровня развития творческого воображения детей подготовительных логопедических групп (2020–2021 уч. год).

            Из полученных данных мы видим (высокий уровень развития творческого воображения выявлен у 7 чел. (25%), средний уровень выявлен у 15 чел. (54%), низкий уровень выявлен у 6 чел. (21%)), что в процессе проведения формирующего этапа произошло заметное улучшение развития творческого воображения.

            Как видно из представленных данных в сравнительной гистограмме разница между показателями детей на разных этапах работы оказалась значительной.

Проанализировав, представленные данные по развитию творческого воображения воспитанников, можно сделать вывод, что проведенная нами развивающая работа оказалась эффективной.

Следовательно, цель нашей работы достигнута, задачи полностью решены.

3.2. Оценка результативности опыта

О результативности опыта работы говорят следующие наблюдения: воспитанники старших групп и подготовительных к школе групп научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы), проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Дети научились гибко использовать знания и творчески их применять в образовательной и свободной деятельности. Отсюда следует, что развивающая работа с использованием игр является эффективным средством развития творческого воображения. Занятия, проводимые с использованием игр, помогают добиться позитивной динамики в развитии творческого воображения.

По оценке воспитателей, в повседневной жизни ребята стали уверенными, организованными, внимательными, самостоятельными, решительными, инициативными, творческими.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.1. Конкретные выводы, предложения, вытекающие из опыта

Проведя данную работу, пришли к выводу, что организация образовательной деятельности с применением игр способствует развитию творческого воображения, познавательного интереса, а также формируются коммуникативные умения необходимые для успешного обучения в школе.

                Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, мы убеждены, что повышение эффективности развивающей работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста достигается за счет постоянного включения игр как наиболее интересных и занимательных для детей.  

                 4.2. Перспектива дальнейшего совершенствования опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике

            В перспективе предполагается расширение диапазона опыта через адаптацию игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста, включение развивающих игр в другие формы воспитательно-образовательного процесса (развлечения, интеллектуальные викторины), поиске новых методов, приемов и игровых технологий для развития творческого воображения.

                     Педагоги ДОУ должны обладать теоретической базой (основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики; общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей; основы теории физического, познавательного и личностного развития детей младшего и дошкольного возраста.).

Неоспоримым достоинством развивающих игр, представленных в опыте, является возможность активного включения в образовательный процесс не только педагогами-психологами, но и другими специалистами (учителями-логопедами, инструкторами по физическому воспитанию, педагогом дополнительного образования, музыкальным руководителям), воспитателями и родителями.

Методический продукт опыта представлен сборником «Играя, развиваем», в который вошли: картотека игр, конспекты ООД, семинаров-практикумов, мастер-классов, методические рекомендации по созданию условий развития творческого воображения в игровой деятельности для педагогов ДОУ, родителей воспитанников.

           

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно-правовые акты

1.Профессиональный стандарт педагога (педагог-психолог), утвержденный приказом Минтруда РФ от 24 июля 2015 г. № 514н

2. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013г. №1155

Официальные документы

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»        

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 Приказ министерства «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Книги под именем индивидуального автора (авторов)

Один автор:

6. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет: Игровые технологии [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Программа развития).

7. Ананьева, Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста [Текст]: конспекты занятий / Т.В. Ананьева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. – С.29-30, 42.

8. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2010.  – 124 с.

9. Баканова Е.И. Кляксы на ладошках: [рисуем двумя руками] / Е.И. Баканова. Москва. Издательство «ООО БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020. – 20 с.

10. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2014. - №11. – С. 32–38.

11. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника [Текст]: для занятий с детьми 5–7 лет / А.Н.  Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 25–69.

12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду [Текст] /  Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007.  – 96 с.

13. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская. М.: Центр педагогического образования, 2013. – 144 с.

14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 128 с.

15. Иванова, Э. Воображение и творчество ребенка [Текст] / Э. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2017. – 310. – С. 51–53.

16. Казакова, Т.Г.   Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. – М.: Норма, 2015. – 192 с.                          

17. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ.  – 2012. - №5. – С. 13–18.

18. Кириллова, Г.Д. Развитие воображения в детстве [Текст]: (ран. и дошкол. возраст): учеб. Пособие к спецкурсу / Г.Д. Кириллова; Орлов. гос. пед . ин-т. – Орел: Простор, 2009. – 119 с.            

19. Мазепина, Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах [Текст] / Т.Б. Мазепина. - Ростов н/Д Феникс, 2003. – 128 с. / серия «Мир вашего ребенка».

20. Прохорова, Л.Н. Развиваем творческое воображение с помощь ТРИЗ-технологий [Текст] /   Л.Н. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – С. 3–12, 58–97.              

21. Сидорчук, Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для работников дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, – АО «Первая образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – С. 9–56.

22. Соколова, Ю. Воображение / Илл. М. И. Литвиновой / Ю. Соколова. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 48 с.

23. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина, – Ярославль: «Академия развития», 2007. – 240 с., ил. – / Серия «Вместе учимся, играем».

24. Сутеев В.Г. Мы ищем кляксу: сказки [Текст] / В.Г. Сутеев. Москва. Издательство АСТ, 2018. – 127 с.

25. Федорова, Е.С. Загадочные кляксы [Текст]: для детей дошкольного возраста / Е.С. Федорова. - ООО Издательство «РАНОК», 2016. – 16 с., ил. - / Серия «Фантазеры».

26. Фесюкова, Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4 -7 лет [Текст] / Л.Б. Фесюкова.  – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008. – С 121–134.

Два автора:

27. Белошистая, А. В., Волшебные краски 3–5 лет [Текст]: Пособие для занятий с детьми / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: Аркти, 2008.  – 202 с.

28. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2015. - №2. – С. 107–114.

29. Иванова, О.А. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка [Текст] / О.А. Иванова, И.И. Васильева. - СПб.: Речь: Образовательные проекты: М.: Сфера, 2011. – С. 13–27.

30. Сажина Т. Поиграем-помечтаем [Текст] / Т. Сажина, Д. Гончар. – М.: издательство «ЭЙДОС», 2004.  – 89 с.

31. Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова, - Молодой ученый. – 2016. - №9. – С. 121–131.

Три автора:

32. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения [Текст]: сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко, – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 15–45.

33. Куражева, Н.Ю. «Цветик-семицветик» [Текст]: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5–6 лет / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вораева, А.С. Тузаева, – СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. – С. 60–70.

                                                                                                                       

Андреева Галина Ильинична «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через игру»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».

Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...

Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в играх

Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем творческого. Этот период является сензитивным для формирования фантазии...

Опыт работы по развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техник...

Игры и упражнения для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте творческое воображение постепенно становится произвольным. Ребенок в состоянии двигаться от замысла к его реализации....

«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить образовательную программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вм...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...