"Ранняя профориентация дошкольников - путь к успеху"
методическая разработка (старшая группа)

Анисимова Ирина Вячеславовна

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannyaya_proforientatsiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников – путь к успеху»

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Именно этот возраст можно рассматривать, как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.                

На протяжении нескольких лет, я увлечена организацией сюжетно - ролевых игр, так как вижу в них много ценного и важного при воспитании моих маленьких непосед. Умение дружить, договариваться, развитие детской инициативности и самостоятельности, а так же развитие способностей и творческого воображения. Стремлюсь не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребёнок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретёт знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Ранняя профориентация призвана: 

  • Дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях
  • Сформировать эмоционально положительное отношение к труду и профессиональному миру
  • Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности с тем, чтобы позже – в более старшем возрасте – ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления  творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.В профориентационной сюжетно-ролевой игре дети имитируют производственные сюжеты, профессиональную социальную среду, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос, пожарный) побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника).

Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, нами создана  определенная предметно – развивающая среда:

  • Библиотека с подборкой книг о профессиях, которую мы дополнили картотекой пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; картотекой сюжетно – ролевых игр;
  • Подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал;
  • Сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
  • Силами детей и родителей изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей»;
  • Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр, изготовили  ширму - витрину "Аптека", "Банкомат";

 Родители увидели заинтересованность детей данной темой и стали активными помощниками в подготовке атрибутов и оборудования к сюжетно-ролевым играм.

В своей работе  так же использую электронные игры, созданные творческой группой педагогов нашего детского сада для раздела "Экономика для малышей", по развитию финансовой грамотности.

Чтобы каждый ребенок мог найти игру по своим предпочтениям и способностям, мы решили рассказать о профессиях поделив их на типы по объектам труда: человек, техника, художественный образ, знаковая система, природа.

  Сначала мы знакомим ребят со всеми 5-ю типами профессий.  С помощью различных игр, мы обыгрываем, прорабатываем отдельно каждый тип. Затем в игровых упражнениях представления обо всех типах профессии обобщаются, систематизируются, дети начинают различать профессии, ориентируются в них.  Игры «Кто где работает», «Если бы не было профессии», «Изобрази профессию», «Подбери профессию», «Какой тип профессии», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний» и другие.

Интерактивные игры дублируются настольно – печатными с красочными карточками, данное разнообразное позволяет охватить больше детей.

Мы увидели, что иногда простое проведение в комплексе дидактических и сюжетных игр не удовлетворяет потребность детей в познании новой профессии, необходимо более подробно и шире её рассмотреть, поэтому  активно стала осуществляться проектная деятельность. Ведь современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. Это позволяет нам принимать участие в конкурсах на разных уровнях:

  • В нашем детском саду уже много лет существует детское радио "Калейдоскоп талантов", и традиционным стал конкурс «Юный журналист», в рамках которого дети знакомятся с профессиями журналист, репортер, оператор. Ребята берут интервью у работников детского сада. Это настолько стало увлекательным занятием, что почти каждый ребенок взял интервью у родителей, и родители с огромным удовольствием поделились видеороликами на страничках сообщества нашей группы.
  • на окружном и региональном уровне, стал увлекательным Чемпионат «Будущие профессионалы 5+», мы стали призёрами в номинации «Дизайн». Воспитанники показали своё мастерство в профессиях свит- и фуд-флористов, а так же мыловары. Мы организовали опытно - экспериментальную деятельность. Свит и фуд флористы очень популярные и современные профессии, о которых не так много информации, наши дети  были увлечены сбором вкусных букетов. А мыло которое у нас получилось мы подарили малышам нашего детского сада.
  •  Так же считаю актуальным, развитие инженерно - технического мышления, а это связано с профессиями инженера, конструктора. Появление нового конструктора ФАНКЛАСТИК, вдохновило детей на постройки сюжетов: дома, заводы, парки развлечений, спортивные сооружения. Приняли участие в  Фестивале детского и молодёжного научно-технического творчества «КосмоФест» - 2021, благодаря которому дети побывали в роли конструкторов космических ракет.
  • Считаю инновационным свой опыт, так как интегрирую сюжетно - ролевую игру в организованную образовательную деятельность, тем более что тематические недели позволяют это легко сделать. Данная форма повышает познавательный  интерес и эффективность в решении образовательных и воспитательных задач.

Как показывает опыт в данной теме, в результате планомерной систематической работы в этом направлении, мы видим, что:

  • У детей формируются представления об основных типах профессий и качествах, необходимых для них.
  • Дети учатся отражать свои знания в сюжетно –ролевых играх отмечая отличительные признаки профессий
  • Формируется представление о востребованных в обществе профессиях

Мы видим, что детям это интересно, родителей это увлекает, социальные партнеры видят в этой работе профориентационную направленность, нацеленную в перспективе на подготовку профессиональных кадров. И это даёт уверенность в возможности всем вместе как можно дальше шагнуть в мир будущих профессионалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педсовета на тему «Профориентация дошкольников – путь к успеху обучения в школе!» подготовила методист ДОП «Сказка» Чупикова А.А.

Сообщение для педсовета в ГБОУ Школа № 2083 10 апреляна тему  «Профориентация дошкольников – путь к успеху обучения в школе!»подготовила методист ДОП «Сказка» ...

Проект «Талантливый дошкольник-путь к успеху»

Ребенок не может в полной мере раскрыть свои способности в детском саду. Ему необходимы условия, соответствующие его потребностям, интересам и темпу развития. Требует совершенствования методика поиска...

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИГР И ПОСОБИЙ В ДОУ

Ранняя профориентация – это фундамент для профессиональных предпочтений. Формирование представлений у детей дошкольного возраста о мире труда и профессий – это актуальный и необходимы...

Проект: ранняя профориентация дошкольников в ДОУ « Дети будущего» Лесенка успеха 2023г. муниципальный этап

Пояснительная записка«Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным».(Гельвеций К.)Основной идеей о...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети будущего» Лесенка успеха 2023 муниципальный этап

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети будущего».Тема: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети бу...