Роль проектной деятельности по русским сказкам в нравственном развитии ребенка раннего возраста.
статья
Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. А. Н. Толстой
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль проектной деятельности по русским сказкам в нравственном развитии ребенка раннего возраста»
Сказка - великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа.
А. Н. Толстой
В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей.
Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.
Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний.
Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам даем возможность успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе; достигать взаимопонимания с родителями, приобретать новые положительные эмоции.
Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:
- развивают связную речь;
- развивают слух и произношение;
- формируют понятие «добро и зло»;
- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
В раннем возрасте ребенок знакомится с самыми известными русскими сказками. Из них малыш узнает о дружбе, доброте и находчивости. Курочка Ряба, Колобок, «Репка», «Маша и медведь» «Три медведя», «Теремок» давно уже стали любимыми героями детворы. Каждая сказочная история - это увлекательное приключение героев, в котором добро всегда побеждает зло. Эти сказки запомнятся ребенку на долгие годы.
В течение вот уже четырех лет мы разрабатываем и реализуем проекты по сказкам в своей группе: 2018-2019 учебный год - «Наши любимые сказки»; 2019-2020 учебный год - «Сказки для самых маленьких»; 2020-2021 учебный год - «Путешествие в сказку»; 2021-2022учебный год - «Мои первые сказки».
Цель проектов: Создать условия для развития познавательных способностей и развития речи детей.
Тактические цели
1.Создать положительный эмоциональный настрой.
2. Сформировать у детей представления о русской народной сказке, воспитывать интерес к сказкам через различные виды деятельности (творческую и познавательную).
Задачи проектной деятельности:
1. Прививать любовь к сказкам. Доставить детям радость и удовольствие.
2. Учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам и действиям героев.
3. Активизировать речь, обогащать словарный запас. Побуждать детей вступать в диалог.
4. Через сказку развивать творчество, воображение, доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
5. Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок, способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками. Поддерживать интерес детей к играм – драматизациям.
В результате реализации проекта дети:
- узнают сказку по иллюстрациям и по героям;
- рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, отвечают на вопросы воспитателя;
- называют сказку, прослушав отрывок из нее.
В целом проекты с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеют прогрессивный характер и позволяют создавать выразительный образ в игре, имитировать характерные действия персонажей, обогащать эмоционально-чувственную сферу детей. Дают толчок для развития диалогической речи, памяти и воображения, развития познавательных способностей и кругозора детей, воспитывают любовь и добро к окружающему миру.
Перечень используемой литературы:
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005
- Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
- Мерзлякова С.И., Фольклор-музыка-театр, М:, «Владос», 1999
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ушакова О.С. «Развитие речи детей 2-3 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду: кн. для воспитателей детского сада.-М.:Академия,1972.-76с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Сфера,2009.-87с.
- Фокина Э.Д. Русский фольклор детям.-СПб.:Питер,2007.-144с.
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность дошкольников - Волгоград: Учитель, 2009.- 202с.
- Голуб Г. Б., Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. —
- Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду.
- Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru
https://www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра...
русские народные сказки для детей раннего возраста по программе "Детство"
знакомство детей раннего возраста с художественной литературой через русские народные сказки...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мне...
Презентация "Книжка из фетра по Русским народным сказкам для детей раннего возраста"
Ранний возраст ребенка - самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.Маленький, не ...
Мастер-класс по аппликации "Теремок для зверят" по сюжету русской народной сказки для детей раннего возраста.
В презентации подробно описано, как можно провести аппликацию с детьми раннего возраста. Учить детей создавать изображения из нескольких частей (стена, крыша, окно) соблюдая определенную последователь...
Мастер-класс по аппликации "Теремок для зверят" по сюжету русской народной сказки для детей раннего возраста.
В презентации подробно описано, как можно провести аппликацию с детьми раннего возраста. Учить детей создавать изображения из нескольких частей (стена, крыша, окно) соблюдая определенную последователь...
«Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
Художественная литература...