Роль проектной деятельности по русским сказкам в нравственном развитии ребенка раннего возраста.
статья

Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. А. Н. Толстой

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль проектной  деятельности  по русским сказкам в нравственном  развитии ребенка раннего возраста»

Сказка - великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается

перед нами тысячелетняя история народа.

А. Н. Толстой 

В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей.

Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.

Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний.

Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам даем возможность успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе; достигать взаимопонимания с родителями, приобретать новые положительные эмоции.

Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:

- развивают связную речь;

- развивают слух и произношение;

- формируют понятие «добро и зло»;

- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.

В раннем возрасте ребенок знакомится с самыми известными русскими сказками.  Из них малыш узнает о дружбе, доброте и находчивости. Курочка Ряба, Колобок, «Репка», «Маша и медведь» «Три медведя», «Теремок» давно уже стали любимыми героями детворы. Каждая сказочная история - это увлекательное приключение героев, в котором добро всегда побеждает зло. Эти сказки запомнятся ребенку на долгие годы.

В течение вот уже четырех лет мы разрабатываем и реализуем проекты по сказкам в своей группе: 2018-2019 учебный год - «Наши любимые сказки»; 2019-2020 учебный год - «Сказки для самых маленьких»; 2020-2021 учебный год - «Путешествие в сказку»; 2021-2022учебный год - «Мои первые сказки».

Цель проектов: Создать условия для развития познавательных способностей и развития речи детей.

Тактические цели

1.Создать положительный эмоциональный настрой.

2. Сформировать у детей представления о русской народной сказке, воспитывать интерес к сказкам через различные виды деятельности (творческую и познавательную).

Задачи проектной деятельности:

1. Прививать любовь к сказкам. Доставить детям радость и удовольствие.

2. Учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам и действиям героев.

3. Активизировать речь, обогащать словарный запас. Побуждать детей вступать в диалог.

4. Через сказку развивать творчество, воображение, доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

5. Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок, способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками. Поддерживать интерес детей к играм – драматизациям.

В результате реализации проекта дети:

- узнают сказку по иллюстрациям и по героям;

- рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, отвечают на вопросы воспитателя;

- называют сказку, прослушав отрывок из нее.

В целом проекты с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеют прогрессивный характер и позволяют  создавать выразительный образ в игре, имитировать характерные действия персонажей, обогащать эмоционально-чувственную сферу детей.  Дают толчок для развития диалогической речи, памяти и воображения, развития познавательных способностей и кругозора детей, воспитывают любовь и добро к окружающему миру.

Перечень используемой литературы:

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005
  3. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
  4. Мерзлякова  С.И., Фольклор-музыка-театр, М:, «Владос», 1999
  5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 2-3 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014. 
  7. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду: кн. для воспитателей детского сада.-М.:Академия,1972.-76с.
  8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Сфера,2009.-87с.
  9. Фокина Э.Д. Русский фольклор детям.-СПб.:Питер,2007.-144с.
  10. Журавлева В.Н. Проектная деятельность  дошкольников - Волгоград: Учитель, 2009.- 202с.
  11. Голуб Г. Б., Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. 
  12. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. —
  13. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду.
  14. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru

https://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра...

русские народные сказки для детей раннего возраста по программе "Детство"

знакомство детей раннего возраста с художественной литературой через русские народные сказки...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мне...

Презентация "Книжка из фетра по Русским народным сказкам для детей раннего возраста"

Ранний возраст ребенка - самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.Маленький, не ...

Мастер-класс по аппликации "Теремок для зверят" по сюжету русской народной сказки для детей раннего возраста.

В презентации подробно описано, как можно провести аппликацию с детьми раннего возраста. Учить детей создавать изображения из нескольких частей (стена, крыша, окно) соблюдая определенную последователь...

Мастер-класс по аппликации "Теремок для зверят" по сюжету русской народной сказки для детей раннего возраста.

В презентации подробно описано, как можно провести аппликацию с детьми раннего возраста. Учить детей создавать изображения из нескольких частей (стена, крыша, окно) соблюдая определенную последователь...