Сенсорное воспитание дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Будакова Нина Игоревна

Сенсорное воспитание дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_doshkolnikov.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание дошкольников

Формирование восприятия и представлений ребенка ключевой момент полноценного развития. Для этого не нужно устраивать полноценных уроков. Достаточно предоставить ребенку разнообразные материалы.

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие. Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.  Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.

Сенсорное восприятие – это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Данное определение звучит сложно, а на самом деле все просто. Сначала происходит ощущение (изучение) предмета. Затем восприятие этого предмета органами чувств. После восприятия мы анализируем полученную информацию и сопоставляем ее с тем, что уже видели, слышали, ощущали. И в завершение этого действия составляем представление о предмете. Чем больше информации, тем полнее наше представление о данном предмете.

В дошкольный период ребенок делает качественный рывок в становлении высших психических процессов. У него появляются ощущения, непроизвольное внимание, устная речь и многое другое.
В силу возраста ребенок осваивает предметную деятельность. Поэтому для него имеет значение только те характеристики объекта, которые важны для манипулирования: например, чтобы взять большой мяч нужно задействовать две руки, маленький — одну руку. То есть величину дошкольник хорошо понимает. А вот цвета ребенок плохо связывает, так как эта характеристика не имеет значения для манипуляций предметом. Поэтому ребенок не выделяет оттенки и не всегда правильно их связывает с объектом. Сенсорная культура — это знания ребенка о свойствах предмета. Подобная сфера является частью интеллектуального развития. Важна она и для формирования психических функций. Именно поэтому у детей с проблемами в развитии сенсорная интеграция является ведущим методом коррекции. С помощью разных материалов стимулируется восприятие ребенка и это вызывает усиленную работу головного мозга. Каждому дошкольнику нужно сенсорное воспитание. Для этого используют лепку, рисование, конструирование и другие практические занятия.

Сенсорное восприятие лежит в основе интеллектуального, физического и эстетического развития ребенка. Так же оно способствует:

  • развитию наблюдательности, внимания, воображения, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, а также предметно-познавательной сферы деятельности;
  • расширению словарного запаса ребенка;
  • усвоению сенсорных эталонов;
  • освоению навыков учебной деятельности.

Поэтому, успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы ребенка в большей степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

С рождения ребенок познает мир. Любимые игрушки, интересные окружающие предметы, новые звуки и мелодии, разнообразие вкусов. Чаще всего усвоение этих знаний происходит без контроля и руководства взрослых, так сказать «стихийно». И новые познания малыша оказываются поверхностными. На этом этапе развития приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание направлено на формирование и развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений), с помощью которых они приобретают опыт ориентирования во внешних свойствах предметов и явлений. Задача воспитателя - научить дошкольников точно полно и расчленено воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, форма, величина, размещение в пространстве, высота звуков и т.п.) Восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений возникает в сознании человека при непосредственном воздействии объектов на анализаторы Процесс перехода от ощущения к восприятию - это переход к сложному отражению мира, которое увеличивает возможности человека относительно приспособления и активного его преобразования. Развитие восприятия является сложным процессом, который предполагает усвоение ребенком определенных сенсорных эталонов, которые являются результатом общественного опыта; овладение способами обследования предметов.

Современная методика сенсорного воспитания направлена прежде всего на формирование познавательной активности ребенка. Для этого она должна обладать процедурой обследования в зависимости от его цели. Перед конструированием, например, главное внимание обращают на строение, основные узлы креплений, рассматривают предмет с разных сторон для определения его формы. Перед рисованием внимание детей сосредотачиваются на контуре предмета. Для этого воспитатель предлагает обвести пальцем или ладонью его внешнюю часть, движением руки в воздухе воспроизвести форму. Характер обследования предметов зависит от следующей продуктивной деятельности детей.

При организации деятельности дошкольников выделяют следующие основные моменты:

а) восприятие целостного предмета, создания общего впечатления о нем;

б) выделение основных частей предмета, определение их свойств;

в) определение пространственного размещения одних частей относительно других (выше, ниже, слева, справа);

г) выделение мелких частей предмета и выяснения их пространственного размещения по основным;

д) повторное целостное восприятие предмета, закрепление впечатление.
В этой последовательности обследуют самые разнообразные предметы, поэтому такое обследование называют обобщенным.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

  1. В младенчестве – высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.
  2. В раннем детстве – восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными.
  3. В дошкольном возрасте – это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Как знакомить ребенка с признаками предметов? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока»:

  1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).
  2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).
  3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).

Работа с сенсорным развитием детей – процесс длительный и весьма трудоемкий. Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме. В развитии ребенка дошкольного возраста ведущая роль принадлежит взрослому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание дошкольников"

В статье говорится о том, как влияет сенсорное воспитание на развитие дошкольников....

Сенсорное воспитание дошкольников с отклонениями в развитии

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать в мелодию или в звучащую речь. Разви...

Активная консультация для воспитателей ДОУ. "Сенсорное воспитание дошкольников"

Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопроса, но и по...

Особенности сенсорного воспитания дошкольников

Консульация для воспитателей об особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста...

Работа по самообразованию "Сенсорное воспитание дошкольников"

Работа по самообразованию "Сенсорное воспитание дошкольников"...

Сенсорное воспитание дошкольников младшего возраста.

Принципы сенсорного воспитания. Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.• Интеграция воспитательных задач • Обучение детей организованное и систематическое....

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...