Вежливость воспитывается вежливостью.
консультация

Захаренко Дарья Дмитриевна

«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет

 считаться с другими, это тот, кому собственная

вежливость не только привычна и легка, но и

приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и

 со старшим и с младшим годами и по положению».

Д.С. Лихачев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost_vospityvaetsya_vezhlivostyu.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Вежливость воспитывается вежливостью».

«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет

 считаться с другими, это тот, кому собственная

вежливость не только привычна и легка, но и

приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и

 со старшим и с младшим годами и по положению».

Д.С. Лихачев.

Важный элемент человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатель обращает внимание на обучение детей вежливости, учит их правилам речевого этикета.

 «Дети – увеличительные стекла зла», - как – то заметил Л.Н.Толстой. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последние для детей привычнее, это норма.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения  и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

Вежливость – способ применения этикета.

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым.

Современный подход к ребенку, как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме родители.

В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого, речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное.

У этикета есть словесные и несловесные средства (волшебные слова, волшебные взгляды, рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки).  Важно обучить детей всему, что связано с этикетом. Но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.

Самых распространенных «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе», всего - то около 30.

 

Каким правилам вежливости мы можем научить детей?

Здороваться. В первую очередь взрослые сами должны быть вежливыми. Большинство родителей учит своих малышей махать рукой на прощание и говорить  «пока».  Но и здороваться ребенку придется часто: с родными, друзьями, воспитателями и учителями.

С детства тренируйте этот  полезный навык  в игровой форме, с куклами, мишками. Обыгрывайте разные ситуации. Так ребенок быстрее научится здороваться. Играйте с малышом в «магазин»,  « гости,»  «больницу,» школу».

Говорить « спасибо».

Говорить « пожалуйста».

Учить говорить «извините».

Учить не перебивать

Уважать правила другого дома.

Не обсуждать других на людях.

Самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета, после личного примера взрослых, является игра, особенно ролевая, игра как способ практического осмысления, этикетных норм и применения знаков речевого этикета.

Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, правильного и неправильного речевого поведения. Любая совместная деятельность дает детям возможность формировать положительное отношение к партнерам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым»

1.        В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2.        Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3.        Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов. Не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

4.        Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5.        Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

6.        Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т.п.

7.        Учите вежливости вежливо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость - воспитывается вежливостью.

"Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели"Н.И. Пирогов...

Статья: "Вежливость воспитывается вежливостью".

 В детском саду мы воспитатели, особое внимание обращаем на воспитание вежливости, учим правилам р...

"Вежливость воспитывается вежливостью" Рекомендации для родителей

Именно с детского возраста закладываются первые ростки в воспитании вежливости. Недаром говориться: "Какого семя, таково и племя"....

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. ...