"Нравственное воспитание" (методичские рекомендации)
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Ильчук Инна Викторовна

Нравственное воспитание ребенка 4-5 лет связано с накоплением опыта поведени, основанного на правилах вежливости. это усиливает потребность в общении со сверстниками. если общение почему-либо не складывается ребенок испытывает дискомфорт, но понять, почему не складывается контакт, не может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Нравственное воспитание ребенка.

                                 (методические рекомендации)

Задачи:

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, рассказывая о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; пробуждать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, класть на место.

Воспитывать бережное отношение к животным, птицам.

Методические рекомендации.

Нравственное развитие ребенка 4–5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя. В то же время ему небезразлично, если товарищи проявляют к нему внимание, помогают, приглашают поиграть и т. д. Это усиливает потребность в общении со

сверстниками. Если общение почему-либо не складывается, ребенок испытывает дискомфорт, но понять, почему не налаживается контакт, не может. В одних случаях дети просто не умеют играть. И их нужно этому научить. В других случаях они проявляют грубость по отношению к товарищам. Тогда воспитатель должен дать детям образцы правильного поведения, хвалить их за положительные поступки.

Пятый год жизни отличается приобщением детей к более широкому кругу видов деятельности. Опыт нравственного поведения переносится из одного вида деятельности в другой. Игра остается ведущей деятельностью, поэтому поведение в ней является определяющим для формирования умения самостоятельно выполнять правила в других видах деятельности. Дети данного возраста в большинстве случаев в ходе игры проявляют доброжелательность, делятся игрушками со сверстниками. Малыши по предложению кого-либо из играющих объединяют свои игрушки: «Давай я с тобой поделюсь». – «Ладно. Это общее». Наблюдения показывают, что отказ поделиться игрушкой не всегда вызывает ссору: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Если отказ не вызывает отрицательной реакции и дети играют дружно, нарушать игру не следует, но напомнить, что нужно делиться игрушками, необходимо. При этом важно дать детям возможность вспомнить, что, когда что-либо просишь, надо говорить «пожалуйста», а получив просимое, следует сказать «спасибо».

В большинстве своем дети этого возраста отличаются возросшей самостоятельностью. Взрослый уже не подсказывает игровые действия, а предлагает на выбор сюжеты игр и роли или поддерживает предложения детей. Дошкольники многократно повторяют игровые действия в соответствии с ролью. Например, играя в дочки-матери, они будят своих кукол, ведут их в детский сад, затем забирают домой, кормят и укладывают спать. У детей появляется специфическая игровая речь в соответствии с ролью: «Соседи, можно у вас взять одно печенье?» – «Вот, возьмите». Наблюдая за игрой, воспитатель обращает внимание на «вежливые» слова, которые используют дети. Можно поинтересоваться у ребенка, как он относится к своей «дочке»: «Ты любишь свою дочку? Как ты ее баюкаешь? Как ласково называешь ее?». Следует отметить, что в условиях игры дети чаще проявляют доброжелательность, чем в обычной жизненной ситуации. Это объясняется тем, что игра требует активного взаимного общения, значимость которого велика для ребенка. Поэтому игра создает особые условия, благоприятные для актуализации нравственных норм.

На пятом году жизни, несмотря на силу влияния взрослого, дети реже обращаются к воспитателю за советом, так как уже умеют самостоятельно решать некоторые проблемы взаимоотношений. Это свидетельствует об определенном уровне складывающихся коллективных отношений, умении самим решать возникающие недоразумения. В период освоения правил дети часто жалуются друг на друга, желая проверить себя, получить поддержку педагога. Поэтому не следует сводить такие жалобы к злонамеренным действиям. Но и поощрять их не нужно. Это стремление детей в ряде случаев может перерасти в желание наказать товарища с помощью воспитателя. Поэтому так важна последовательная и вдумчивая позиция взрослого по преодолению недружелюбного поведения детей, которое может стать для некоторых из них нормой отношений.

Развитие коллективистских начал в детской среде позволяет педагогу опираться на самостоятельность дошкольников, их способность поддерживать и реализовывать правила нравственного поведения в общении друг с другом.

На этой возрастной ступени, когда дети все больше и больше осознают правила и нормы коллективной жизни, важна определенность и последовательность в предъявлении к ним требований. Это необходимо для того, чтобы у них складывалось четкое представление о том, как следует поступать в каждой конкретной ситуации.

Как уже говорилось выше, товарищеские отношения, проявляющиеся уже на четвертом году жизни, постепенно оформляются в избирательные, устойчивые дружеские отношения. Воспитателю важно обращать на это внимание, привлекать для образца конкретные жизненные примеры, художественную литературу.

Дети очень общительны. Это качество постепенно проявляется в стремлен™ играть вместе. Замкнутость детей, отсутствие свойственной им жизнерадостности, возможно, говорят о слабом развитии речи, игровых умений. Любое стремление этих детей общаться со сверстниками необходимо поддерживать, отмечать их успехи, осторожно вводить в игровую деятельность. Для обучения детей правилам общения можно использовать приемы, помогающие распознавать эмоциональное состояние другого человека. Например, можно прочитать такой рассказ:

«В группу пришла новая девочка. „Это Люба, она будет с вами играть и дружить“, – сказала Анна Ивановна. Дети посмотрели на новенькую и занялись своими делами. Люба по-стояла-постояла и решила подойти к Маше. „Она такая красивая“, – подумала Люба. Маша ей очень понравилась. „Давай вместе играть“, – предложила Люба. „Я уже играю“, – сказала Маша, одевая куклу. – А ты мне мешаешь“. Люба отошла. Никто на нее не обращал внимания. Она грустно стояла в стороне, готовая заплакать. Это заметил один мальчик, весь в веснушках. Он подошел к Любе: „А меня зовут Костя. Идем играть в машины. Я шофер, ты будешь пассажиром. Возьми этих кукол, они будут твоими детьми. Я вас повезу в детский сад“. Любе уже не хотелось плакать, она улыбалась».

Беседа с детьми по прочитанному рассказу дает возможность указать им на переживания других, на потребность во внимании со стороны товарищей. Можно предложить дошкольникам внести изменения в поведение персонажей, с которыми они не согласны. (Маша должна принять Любу в игру, ведь Люба новенькая и никого не знает и т. д.) Предложения детей дают им возможность самостоятельно оценивать поступки, называя их содержание (принять в игру, помочь новенькой, поделиться игрушками). Можно обсудить и действия Кости, начав с вопроса: «Когда человек улыбается?». (Когда он чему-нибудь (кому-нибудь) рад, ему хорошо.) Затем, стимулируя оценку Костиного поведения, следует поинтересоваться у детей: «Кто, когда и почему стал улыбаться в этом рассказе?».


Развитие симпатии, внимание к товарищу, понимание его приходят постепенно. В этом могут помочь следующие игры:

Игра «Угадай, что я делаю»

Педагог показывает детям знакомые действия (шьет, забивает гвоздь, рисует и т. д.), а они отгадывают их. Затем действия загадывают дети.

Игра «Угадай, что со мной»

С помощью жестов, мимики воспитатель выражает то или иное внутреннее состояние (радость, грусть, обиду), а дети стараются отгадать его. Угадав, они пытаются помочь обиженному, развеять грусть другого, разделить радость. Потом дошкольники изображают те же состояния.


Рассматривание вместе с детьми иллюстраций в книгах, репродукций помогает им научиться различать эмоциональное состояние другого. Умение выражать сочувствие, помогать товарищу дети из игры постепенно переносят в реальные ситуации. Большое значение в понимании состояния другого имеет умение объяснить это состояние. Этому способствует как достаточно развитая речь детей, так и появление наглядно-образного мышления.

Многим детям свойственна нравственная черствость, жестокость, равнодушие, стремление обидеть слабого. Часто это связано с опытом, полученным детьми вне детского сада. Они могли на себе испытать жестокость, равнодушие. К таким ребятам нужно особое внимание: следует доброжелательно, ласково общаться с ними, поощрять их благожелательные проявления, стремление оказать помощь другому. Важно предупреждать грубость детей по отношению к товарищу.

Поощряя дружеские проявления, отмечая негативные, воспитатель учит детей самостоятельно оценивать поступки. Для того чтобы не возбуждать ссор, педагог должен сначала сам описать поступок, а затем предложить детям оценить его. (Тот, кто это сделает, поступит правильно или неправильно.) Потом он может попросить «нарушителя» оценить свое поведение. Постепенно можно переходить от оценки к самооценке, стимулируя поиск детьми верного и обоснованного ответа. Все эти приемы способствуют формированию правильного поведения, закреплению его в сознании ребенка, а также неприятию недозволенного. Проиллюстрируем сказанное на примере.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как играли Света и Маша. Света попросила у Маши кастрюльку: «Дай мне одну кастрюльку, я тоже сварю кукле обед». Маша не дала, хотя у нее было две кастрюли. Света обиделась, и игра расстроилась.

Воспитатель просит детей определить, кто поступил правильно, а кто нет. Затем он предлагает им продолжить игру и играть дружно.

Дети играют в больницу. Врач обнаружил, что нет стетоскопа: «Скажите, кто взял трубку. А то я не буду принимать больных». Игра вот-вот прервется. Но дети увидели, что новый мальчик этой трубкой «выслушивает» мишку. Все выражают свое возмущение. Воспитатель предлагает детям объяснить новенькому правило, которое он нарушил. («Ничего нельзя брать без разрешения». «Надо попросить, сказав „пожалуйста“».) Воспитатель формулирует правило, предлагает мальчику извиниться, а детям пригласить его в игру.


В игре можно научить детей выполнять обязанности дежурных, месте с дошкольниками воспитатель вспоминает, что обычно делает нянечка, чтобы приготовить столовую к обеду. Потом дети играют в столовую: готовят обед, расставляют тарелки и т. д. В ходе игры они поправляют друг друга. Включение детей в практическую деятельность начинается с организации парного дежурства. Осознание, что они выполняют «взрослую» работу, важную и нужную для всех, добавляет в их деятельность новые мотивы. У детей развивается интерес к новым обязанностям, появляется чувство ответственности. Кроме того, они оказывают помощь друг другу в новом виде деятельности. Оценка действий детей воспитателем ориентирует их в самоконтроле и самооценке. В первое время дети жалуются воспитателю, замечая ошибки товарища. Педагог предлагает им самостоятельно исправить ошибки сверстников. Постепенно дети начинают оказывать друг другу помощь.

Включение детей в труд взрослых, освоение новых трудовых навыков и умений, трудовые контакты с товарищами изменяют взаимоотношения со сверстниками и отношение ко взрослым: дошкольники начинают понимать то, что они могут заботиться о взрослых, помогать им.

В 4–5 лет у детей начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен». Формированию чувства долга способствует переключение детей с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Воспитатель должен пояснить, почему и что «сейчас мы должны сделать». При этом нужно дать детям время внутренне подготовиться к завершению игры и переходу к другому виду деятельности.

Существенным направлением в развитии и воспитании детей является освоение ими на основе правил и норм нравственности слов-понятий. Воспитатель постоянно напоминает дошкольникам о правилах поведения, сопровождая каждый факт называнием того или иного нравственного качества (добрый, стыдный, трудолюбивый, ленивый и т. д.). Хотя для ребенка эти слова ограничены по своему содержанию, но он уже активно начинает ими пользоваться.

Биполярность нравственных понятий (добро – зло) всегда требует противопоставлений. Если совершен негативный поступок, возникает вопрос: «А как надо, как правильно?». Даже если дети такой вопрос не осознают, не высказывают его, он все равно существует. Поэтому, обсуждая отрицательный (с точки зрения нравственных позиций) поступок, всегда желательно наглядно показать его противоположность. Подбирая тексты для чтения детям, надо иметь это в виду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

   Большое   значение  в  современных  условиях  приобретает  поиск  и  разработка  инновационных подходов  к  патриотическ...

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Рекомендации к социально-нравственному развитию детей

Рекомендации к социально-нравственному развитию детейв младшей группеПредставления, умения, навыкиДиагностические методикиРебёнок и взрослые Понимает различия взрослых людей по половому при...

Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательном процессе ДОУ.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей. Воспитатель в группе является носителем экологической ...

Методические рекомендации по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Рекомендации для воспитателей детских садов по  нравственно-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста ...

Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Основные задачей нравтственно-патриотического воспитания является  формирование нравственно полноценного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края;  ...