Рекомендации к социально-нравственному развитию детей
методическая разработка (младшая группа) на тему

 

Рекомендации к социально-нравственному развитию детей

в младшей группе

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1.  Понимает различия взрослых людей по половому признаку (тётя, дядя, бабушка, дедушка).

 

 

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей.

 

 

 

 

  1. Различает эмоциональные состояния взрослых людей: радостный, грустный, сердитый.

 

 

  1. Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.

 

 

Задание: найди на картинке дядю (тётю, бабушку и т. д.). Положи сюда картинки, на которых изображены тёти, а сюда — дяди, бабушки — дедушки  и т. д.

 

Беседа с ребёнком с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Тётя может быть с бородой? У кого может быть борода? Дедушка носит платье?  Дядя красит губы? И т. д

 

Задание: в одну сторону положи картинки, где все радостные. В другую — где все грустные, в третью — где все сердитые.

 

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.

 

 

 

 

Ребёнок и сверстники

  1. Знает и различает изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).

 

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек.

 

 

 

  1. Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный.

 

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей  или  игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями. Понимает, что если кто-то плачет или огорчён, надо помочь ему.

 

  1. Может высказать свои предположения в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического характера.

 

  1. Знает, что в детском саду дети обращаются друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к другу, делиться игрушками; охотно вступает во взаимодействие с другими детьми в процессе игр, общих дел.

 

Задание: Выбрать картинки, где изображёны мальчики (девочки).

 

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? И т. д.

 

Д/и «Настроение». Детям предлагается набор  картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.

 

Обсуждение стихотворений А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок качается» (с использованием иллюстраций). Почему Таня плачет? Как ей можно помочь? Почему бычок боится? Как ему можно помочь? И т. д.

 

Детям предлагаются ситуации на выбор воспитателя, например, «Наш зайчик поранил лапку». Что делать?

 

 

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

 

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает свое имя, фамилию, пол.

 

2.  Узнаёт свои вещи, игрушки, книжки среди других вещей.

 

 

  1. Задаёт вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: «Для чего это?», «Почему?», «Как?», «Где?».

 

  1. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.

Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка?

Игровая ситуация: Пока вы все спали, приходила собачка, искала косточку, забралась в шкафчики, вытащила всю одежду, а я не помню — чья это одежда. Найдите свои вещи и уберите на место.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

 

 

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

 

Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует с ними. Ребёнок плохо различает людей по половому признаку. Не различает эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.

 

СРЕДНИЙ: Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых и детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких, товарищей, игровых персонажей. Большинство заданий выполняет верно.

 

ВЫСОКИЙ: Все задания выполняет правильно. Ребёнок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих.

Рекомендации к социально-нравственному развитию детей

в младшей группе

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1.  Понимает различия взрослых людей по половому признаку (тётя, дядя, бабушка, дедушка).

 

 

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей.

 

 

 

 

  1. Различает эмоциональные состояния взрослых людей: радостный, грустный, сердитый.

 

 

  1. Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.

 

 

Задание: найди на картинке дядю (тётю, бабушку и т. д.). Положи сюда картинки, на которых изображены тёти, а сюда — дяди, бабушки — дедушки  и т. д.

 

Беседа с ребёнком с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Тётя может быть с бородой? У кого может быть борода? Дедушка носит платье?  Дядя красит губы? И т. д

 

Задание: в одну сторону положи картинки, где все радостные. В другую — где все грустные, в третью — где все сердитые.

 

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.

 

 

 

 

Ребёнок и сверстники

  1. Знает и различает изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).

 

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек.

 

 

 

  1. Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный.

 

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей  или  игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями. Понимает, что если кто-то плачет или огорчён, надо помочь ему.

 

  1. Может высказать свои предположения в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического характера.

 

  1. Знает, что в детском саду дети обращаются друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к другу, делиться игрушками; охотно вступает во взаимодействие с другими детьми в процессе игр, общих дел.

 

Задание: Выбрать картинки, где изображёны мальчики (девочки).

 

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? И т. д.

 

Д/и «Настроение». Детям предлагается набор  картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.

 

Обсуждение стихотворений А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок качается» (с использованием иллюстраций). Почему Таня плачет? Как ей можно помочь? Почему бычок боится? Как ему можно помочь? И т. д.

 

Детям предлагаются ситуации на выбор воспитателя, например, «Наш зайчик поранил лапку». Что делать?

 

 

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

 

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает свое имя, фамилию, пол.

 

2.  Узнаёт свои вещи, игрушки, книжки среди других вещей.

 

 

  1. Задаёт вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: «Для чего это?», «Почему?», «Как?», «Где?».

 

  1. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.

Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка?

Игровая ситуация: Пока вы все спали, приходила собачка, искала косточку, забралась в шкафчики, вытащила всю одежду, а я не помню — чья это одежда. Найдите свои вещи и уберите на место.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

 

 

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

 

Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует с ними. Ребёнок плохо различает людей по половому признаку. Не различает эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.

 

СРЕДНИЙ: Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых и детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких, товарищей, игровых персонажей. Большинство заданий выполняет верно.

 

ВЫСОКИЙ: Все задания выполняет правильно. Ребёнок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы.     ...

"Формирование эмоционально-положительного отношения к близким, сверстникам, окружающему миру, через социально-нравственное воспитание у детей с задержкой психического развития"

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, стан...

Методические рекомендации по социально-нравственному развитию современного ребенка - дошкольника

Методические рекомендации направлены на развитие личности ребенка в сфере социально-нравственного воспитания.Адресованы педагогам дошкольных образовательных огганизаций....

Методические рекомендации по социально - нравственному воспитанию.

Методические рекомендации по социально - нравственному воспитанию посредством художественной литературы....