"Формирование эмоционально-положительного отношения к близким, сверстникам, окружающему миру, через социально-нравственное воспитание у детей с задержкой психического развития"
статья на тему

Бенусова Елена Васильевна

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием до школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование эмоционально-положительного отношения к близким, сверстникам, окружающему миру, через социально-нравственное воспитание у детей с задержкой психического развития»

     Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием до школы.
    В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
     Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность преживваний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.                                                                          В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определённым образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания отношения к окружающим и к самому себе начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребёнка, безусловно, не могут не задержать его личностного формирования, формирования направленности на других.
    Можно предположить, что дефицит эмоциональных контактов дошкольников с ЗРП со взрослыми, сверстниками, их ущербность не могут не затруднять или не искажать его личное становление. На формирование эмоционального отношения к близким людям у ребенка с ЗРП большое влияние оказывает специфика детско-родительских отношений.

     Психологи выделяют 4 типа оценочных отношений родителей к детям. Я ими воспользовалась, в описании они могут быть представлены следующим образом:
1. Справедливо-требовательное, поощряющее. Взрослые е захваливают ребенка, проявляют к нему уважение, что вызывает с его стороны активное стремление заслужить похвалу и одобрение.
2. Нетребовательное, восторженно-опекающее. Детей необоснованно захваливают, взрослые повышают значимость своих требований за счет удовлетворения потребностей ребенка: обещание вознаграждения, учет ситуативных желаний.
3. Формально-требовательное, не поощряющее. Мотивации требования нет. Порицания преобладают над одобрениями и похвалой. Эмоциональные контакты сведены до минимума.
4. Несправедливо-требовательно, дезориентирующее. Для этого типа отношений характерна резкая смена тепла и холода в отношениях, преобладание отрицательных эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Примеры ситуаций для определения типа оценочных отношений к детям:
1. Воспитательница сказала Вам, то ваш сын или дочь хорошо вёл себя на занятии, был внимателен, старался и поэтому смог сделать красивую аппликацию – петушка. Вы поверите воспитательнице? Что вы скажете своему ребенку?
2. Сегодня воспитательница сказала следующее: Ваш ребенок взял новую игру – мозаику и обращался с ней очень неаккуратно : измял картинки, разбросал фишки. Собирать отказался. Что вы скажете своему ребенку?  А если он не делал этого, кому вы поверите – ему или воспитательнице?

Примеры ситуаций, направленных на определение характера мотивации требований мвмы к ребенку:
1. Вы смотрите по телевизору интересную передачу. Ребенок играет в этой же комнате. Бегает, шумит. Ваша реакция на происходящее?
2. В магазине игрушек ребенок требует у Вас купить понравившуюся ему игрушку. Вы не считаете нужным сделать покупку. Как вы объясните это ребенку?

Ориентация на семью.
1. Ты мешаешь всем смотреть кино - играй потише.
2. Нам ещё нужно купить продукты, а денег мало, на все не хватит.

Ориентация на "Я" ребёнка.
1. Сейчас ты не будешь мешать нам, а потом я разрешу тебе посмотреть мультфильмы.
2. Сейчас я тебе эту машину не куплю, вот папа получит зарплату, тогда он и купит.

Отсутствие доминирующей мотивации.
1. Если ты не прекратишь, я тебя накажу.
2. Если ты не прекратишь так себя вести, я больше никаких игрушек никогда не куплю.

Отсутствие мотивации.
1. Веди себя хорошо.
2. Я эту куклю тебе не куплю. Все. Ориентация на семью.
1. Ты мешаешь всем смотреть кино - играй потише.
2. Нам ещё нужно купить продукты, а денег мало, на все не хватит.

Ориентация на "Я" ребёнка.
1. Сейчас ты не будешь мешать нам, а потом я разрешу тебе посмотреть мультфильмы.
2. Сейчас я тебе эту машину не куплю, вот папа получит зарплату, тогда он и купит.

Отсутствие доминирующей мотивации.
1. Если ты не прекратишь, я тебя накажу.
2. Если ты не прекратишь так себя вести, я больше никаких игрушек никогда не куплю.

Отсутствие мотивации.
1. Веди себя хорошо.
2. Я эту куклю тебе не куплю. Все.


В плане общения ребёнка со взрослыми наиболее эффективной является мотивация требований с ориентацией на семейный коллектив и на "Я" ребёнка. Ребёнку понятны требования взрослого, он учится прогнозировать, предполагать возможные последствия своих действий для окружающих. Личность ребёнка не подавляется авторитетом взрослого. Мотивация 3го и 4го типов не несёт в себе сколько-нибудь определённой информации ребёнку. Родители чаще всего используют угрозу в своих требованиях ("Я тебя накажу"), приказ ("Перестань сейчас же!"), обвинение и т.д. При этом требования к ребёнку категоричны, побуждают к немедленному их выполнению. Взрослые не утруждают себя объяснением своих требований к ребёнку, не заботятся о том, чтобы они были понятны им, а следовательно усвоены. Взрослые главным образом ориентируются на собственное "Я".

Анализируя реакции на аналогичные проблемные ситуации, мы можем отметить, что родители, у которых преобладает справедливо-требовательное отношение к детям, чаще используют стимулирующую оценку-похвалу. Они дают объективную оценку достижениям и поведению ребёнка, радуются вместе с ним, гордятся его успехами. В ответах родителей прослеживается уважение к личности ребёнка, нет подавления его своим авторитетом, происходит общение на равных. В случае отрицательного поступка ребёнка взрослые высказывают своё отношение к содеянному, выражают неудовольствие и сожаление по поводу поведения своего сына или дочери. Своим высказыванием родители пытаются показать последствия поступка ребёнка. Они не только оценивают его, но и мотивируют свою оценку, используя её не прямо, а косвенно, побуждают ребёнка к самооценке. Если они и решаются на наказания, то они бывают связаны с временным лишением ребёнка доброжелательного отношения близких или совместной деятельности с ними. Все родители, относящиеся к этой группе, поверили бы ребёнку, отрицающему совершение плохого поступка.
Родители, с преобладанием восторженно-опекающего отношения к детям, щедры на похвалу в случае положительного поступка ребёнка, однако часто необоснованно захваливают его. Оценка не всегда бывает объективной или используется чаще всего похвала-демонстрация, то есть деятельность ребёнка превращается в демонстрацию того, что он делает лучше других. В ситуации отрицательного поступка ребёнка родители дают объективную оценку содеянному, однако мотивы часто не раскрывают. Оценка сопровождается иногда нравоучениями типа: "Ты поступил плохо! Так делать нельзя!". Наказания, как правило не бывает, родители ограничиваются порицаниями и замечаниями. В целом при таком виде оценочных отношений преобладают положительные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми. Большая часть родителей поверят ребёнку, что он не совершал отрицательного поступка.
В семьях с преобладанием формально-требовательного отношения родители используют в основном похвалу-констатацию. Одобрения их чаще всего однотипны и назидательны. Ребёнок для них- существо несмышленое, полностью подвластное их авторитету. Высказывая своё неодобрение, родители очень часто используют осуждение личности ребёнка в целом, а не только его поступка. Оценка может сопровождаться угрозой. Почти все родители этой группы в случае отрицания ребёнком своего поступка поверят не ему, а воспитателю.
И наконец, в семье с несправедливо-требовательными отношением к ребёнку родители адекватно не оценивают ни положительных, ни отрицательных поступков ребёнка. Взрослые используют исключительно оценку-назидание, игнорируют всякую похвалу и назидание. В случае же отрицательного поступка ребёнка прибегают к угрозе наказания. Родители в любом случае поверят воспитателю, а не своему ребёнку. В семье чаще преобладают отрицательные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми.



Результаты свидетельствуют:

- дети с ЗПР в большой степени подвластны подчинению авторитету взрослого.
- на ребёнка не ориентируются как на развивающуюся личность.
- родители не всегда адекватно оценивают поступки ребёнка, что ведёт к нравственной дезориентации его поведения, одобрения чаще всего однотипны и упрощены, порицания чаще несут осуждение личности ребёнка, а не его поступка, сопровождаются угрозами и наказаниями.
- отсутствие мотивации требований дезориентирует ребёнка, он лишается возможности прогнозировать последствия своих действий для окружающих.
- общение в целом носит отрицательный эмоциональный характер.
- значительный процент детей с ЗПР находится в эмоциональной изоляции от взрослого (мамы), испытывает дефицит в ласке и тепле.
-родители детей с ЗПР при встречах-расставаниях не используют возможности для тесного контакта с ребёнком, налаживания с ним положительных взаимоотношений, развития его как личности.
- встречи-расставания родителей и детей происходят в форме обязанности, отягощающей взрослых.
Результаты исследования убедительно демонстрируют специфику общения детей с ЗПР с близкими родственниками, в частности с матерью. Дефицит положительных эмоциональных контактов, безусловно, отягощает их психическое развитие. Поэтому формирование положительного эмоционального отношения к близким, сверстникам, окружающему миру в дошкольном учреждении будет недостаточно эффективной без психолого-педагогической коррекции эмоциональных контактов родителей с детьми в семье.

В моей группе одной из форм активного развития семейной культуры являются встречи в Семейной гостиной. "Хозяева" в ней - родители, готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они представляют вместе с детьми. "Гости" - родители, у которых проблемы семейных отношений и воспитания детей. Неформальное объединение позволяет снять напряжение, организовать активный процесс общения, предоставляет возможность для творческих проявлений участников взаимодействия как взрослых, так и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития

«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития     ...

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я и мои права»

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию«Я и мои права!»Цель занятия:-  формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- способствовать развитию...

КОНСПЕКТ занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я И МОИ ПРАВА"

КОНСПЕКТ занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я И МОИ ПРАВА"...

Особенности сенсорного воспитания у детей с задержкой психического развития

В дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания, внимание детей акцентируется на восприятие формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение ...

Воспитание у детей с задержкой психического развития интереса к социальной действительности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Данная статья познакомит педагогов и родителей с тем, как помочь "особенным" деткам э...

Особенности сенсорного воспитания у детей с задержкой психического развития

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...