Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я и мои права»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Мухаметдинова Альфира Яхиевна

 

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию

«Я и мои права!»

Цель занятия:

-  формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;         - дать детям знания о том, что у каждого чело­века есть свое имя, которое отличает его от других людей;

- объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии;

- вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям;

- дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь                                                                                                           - развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;

- воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

 

Предварительная работа:

- Чтение сказок К. И. Чуковского «Айболит», В. Н. Катаев «Цветик – Семицветик», русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Колобок» и д. р                                                                            

- Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Ход занятия:

 

Воспитатель:  Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг, пожмем друг- другу руки назовем свои имена. Так знакомятся взрослые люди.

 

Воспитатель: Дети сегодня у нас очень интересное занятие. Я  хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в республике.

- Как  называется наша республика? ( Башкортостан)

-Кто мне скажет, как называется наш город? (Уфа)

Показ слайдов

- Наша Республика очень красивая. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами. В Башкортостане дружно живут люди разных национальностей – со своими обычаями и традициями. Каждый житель нашей республики обладает определенными правами  и обязанностями.

Воспитатель: Что же такое права и обязанности? На земле людей  очень много и человек не может делать что хочет, потому что надо уважать друг друга и подчинятся определенным правилам. Вот так появились всеобщие права и  обязанности человека.

 

Воспитатель: Ребята давайте сядем. Вот волшебный сундучок, все наши права хранятся там. Перед тем как открыть сундук,  внимательно посмотрите  друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся.

 

Воспитатель: Правильно, молодцы. Так же мы отли­чаемся друг от друга именем. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик.

 

Воспитатель: Кроме имени у человека есть еще фамилия и отчество. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

 

Воспитатель: Правильно. Чтобы различать людей с одинаковыми именами. Например: у нас в группе тоже два Артема, мы их различаем по фамилии.

 

Воспитатель: К сверстнику, бра­ту, сестре, другу можно обращаться по имени, а к старшим людям по имени и отчеству и на «Вы». Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявля­ете тем самым уважение к нему.

 

Игра «Назови соседа ласково»

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру: «Назови соседа ласково» (вы будете называть ласково имя друга, который сидит рядом).

Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и посмотрим что там находиться. Ой, здесь какой-то документ. Что это за документ?(имя нужно ещё и для документов, написать письмо и тд.. Рассказ о документах)

Воспитатель: Самый главный документ у детей - Свидетельство о рождении. Скажем все вместе, свидетельство о рождении. Кто видел свое свидетельство о рождении?  Свидетельство о рождении является самым первым документом человека. Его оформляют при рождении ребёнка. Свидетельство о рождении есть у всех. (Показ свидетельства о рождении.) Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию. Как можно узнать чье это свидетельство о рождении? Прочитать имя и фамилию.

 

Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино». 

 

Воспитатель: Как Вы думаете, почему Почтальон Печкин не отдал посылку коту Матроскину? ответы детей

- А какой документ должен быть у Дяди Фёдора? ответы детей

-Какие данные о человеке мы можем узнать из свидетельства о рождении?

ответы детей

Воспитатель: Правильно! Свидетельство о рождении необходимо человеку на протяжении всей жизни! А сможете ли Вы по свидетельству о рождении купить сотовый телефон, отправиться путешествовать по разным странам? ответы детей

- А какой документ для этого нужен? ответы детей

Воспитатель: Паспорт - это самый главный документ у взрослых.  Давайте посмотрим, чей это паспорт? Как догадались? По фото. А как еще можно узнать, чей паспорт. Прочитайте, что написано. Кому он принадлежит? В паспорт, что записывают? (имя, фамилию и отчество). Сравним, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении. Что записывают в оба документа (имя, фамилию и отчество человека). А чем они отличаются. В паспорте много страничек, в нём подробно записаны многие данные о человеке. Самое главное, на любом важном документе должна стоять печать, как говорил почтальон Печкин. Давайте посмотрим, на свидетельстве о рождении и в паспорте есть печать?

 

Просмотр отрывок из мультфильма «Простоквашино».

 

Воспитатель: Что случилось с Дядей Фёдором?

- Как Вы думаете, почему?

- Куда нужно обратиться Дяде Фёдору, чтобы поправить своё здоровье? 

- Какие документы для этого необходимы? Свидетельство о рождении, и обязательно медицинский полис. (Показ медицинского полиса.)

-Страховой медицинский полис -  тоже важный документ. Он даёт Вам право на получение лечения.  Когда мы с Вами идем в поликлинику мы всегда берем с собой эти важные документы: свидетельство о рождении и медицинский полис.

-Ребята, а какой важный момент должен быть в документе?

 

                                                   Беседа по картинкам.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие картины я нашла в нашем сундучке (вывешиваю на доску картинки о здоровом образе жизни).

- Что на этих картинках изображено? Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье)

- А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы)

- Молодцы. А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи)

-Конечно, о вашем здоровье позаботится врач.

-Получается, что вы имеете право на … (лечение)

                                Игра «Кто быстрее?»

 -А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в портфель то, что необходимо школьнику (играют 2 человека).

Выбираю двух человек, собирают портфели.

-Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим портфелем пойдёте? (в школу)

-Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)

- Как называется школьный стол?(парта)

-Значит, на что вы имеете право? (на учёбу, на образование)

 

Физкультминутка «Юные спортсмены»:

Любим спортом заниматься.

Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)

Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)

Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)

 

Просмотр слайдов, эпизодами из любимых сказок.

Воспитатель: В сказках часто нарушают права героев, сейчас будем смотреть картины из мультфильмов, а вы скажете, какое право нарушили.

1)  мультфильм «Волк и семеро козлят», Волк нарушил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

Воспитатель: Что случилось? Что сделал  волк?

2) «Мама для мамонтенка».

Воспитатель: Про что мультфильм? Право ребенка на родителей.

3)Право на жилище ( «Три поросенка»)

Воспитатель: За что, поросята наказали волка? Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома безопасно. Подумайте, какое право здесь еще нарушено?

                              

                                Игра "Разрешается - запрещается"

Воспитатель: Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.

1. Если бьет дряной драчун,

Слабого мальчонку.

Обижать слабого  мальчонка

Строго… (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это…. (разрешается).

3. Рисовать и петь учиться,

играть и учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

4. Вот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

5. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

6. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

7.  С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

Воспитатель: Молодцы, правильно. Вот как много у вас всяких прав.   

 

Итог занятия.

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним всё, о чём говорили на занятие. Я буду вам показывать рисунки, а вы скажете, о каком праве идет речь.

-  Свидетельство о рождении? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

- У   каждого есть право на……(дом)

- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование). У   каждого есть право……(образование).

- Мама с ребенком. О чем напоминает этот рисунок? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

- Доктор Айболит. О каком праве напоминает этот рисунок?

Воспитатель: Молодцы, умницы, вы отлично ответили на вопросы. Вам понравился наше занятие?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ya_i_moi_prava.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

коррекционный детский дом № 2 для детей

с ограниченными возможностями здоровья г. Уфы

Конспект

занятия по социально-правовому

воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы

Тема «Я и мои права»

                                                                 Воспитатель:

                                                                                            Мухаметдинова А.Я.

Уфа- 2017

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию

«Я и мои права!»

Цель занятия:

-  формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;         - дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей;

- объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии;

- вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям;

- дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь                                                                                                           - развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;

- воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности. 

Предварительная работа:

- Чтение сказок К. И. Чуковского «Айболит», В. Н. Катаев «Цветик – Семицветик», русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Колобок» и д. р                                                                            

- Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг, пожмем друг- другу руки назовем свои имена. Так знакомятся взрослые люди.

Воспитатель: Дети сегодня у нас очень интересное занятие. Я  хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в республике.

- Как  называется наша республика? ( Башкортостан)

-Кто мне скажет, как называется наш город? (Уфа)

Показ слайдов

- Наша Республика очень красивая. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами. В Башкортостане дружно живут люди разных национальностей – со своими обычаями и традициями. Каждый житель нашей республики обладает определенными правами  и обязанностями.

Воспитатель: Что же такое права и обязанности? На земле людей  очень много и человек не может делать что хочет, потому что надо уважать друг друга и подчинятся определенным правилам. Вот так появились всеобщие права и  обязанности человека.

Воспитатель: Ребята давайте сядем. Вот волшебный сундучок, все наши права хранятся там. Перед тем как открыть сундук,  внимательно посмотрите  друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Так же мы отличаемся друг от друга именем. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик.

Воспитатель: Кроме имени у человека есть еще фамилия и отчество. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

 

Воспитатель: Правильно. Чтобы различать людей с одинаковыми именами. Например: у нас в группе тоже два Артема, мы их различаем по фамилии.

Воспитатель: К сверстнику, брату, сестре, другу можно обращаться по имени, а к старшим людям по имени и отчеству и на «Вы». Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

Игра «Назови соседа ласково»

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру: «Назови соседа ласково» (вы будете называть ласково имя друга, который сидит рядом).

Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и посмотрим что там находиться. Ой, здесь какой-то документ. Что это за документ?(имя нужно ещё и для документов, написать письмо и тд.. Рассказ о документах)

Воспитатель: Самый главный документ у детей - Свидетельство о рождении. Скажем все вместе, свидетельство о рождении. Кто видел свое свидетельство о рождении?  Свидетельство о рождении является самым первым документом человека. Его оформляют при рождении ребёнка. Свидетельство о рождении есть у всех. (Показ свидетельства о рождении.) Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию. Как можно узнать чье это свидетельство о рождении? Прочитать имя и фамилию.

Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино». 

Воспитатель: Как Вы думаете, почему Почтальон Печкин не отдал посылку коту Матроскину? ответы детей

- А какой документ должен быть у Дяди Фёдора? ответы детей

-Какие данные о человеке мы можем узнать из свидетельства о рождении?

ответы детей

Воспитатель: Правильно! Свидетельство о рождении необходимо человеку на протяжении всей жизни! А сможете ли Вы по свидетельству о рождении купить сотовый телефон, отправиться путешествовать по разным странам? ответы детей

- А какой документ для этого нужен? ответы детей

Воспитатель: Паспорт - это самый главный документ у взрослых.  Давайте посмотрим, чей это паспорт? Как догадались? По фото. А как еще можно узнать, чей паспорт. Прочитайте, что написано. Кому он принадлежит? В паспорт, что записывают? (имя, фамилию и отчество). Сравним, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении. Что записывают в оба документа (имя, фамилию и отчество человека). А чем они отличаются. В паспорте много страничек, в нём подробно записаны многие данные о человеке. Самое главное, на любом важном документе должна стоять печать, как говорил почтальон Печкин. Давайте посмотрим, на свидетельстве о рождении и в паспорте есть печать?

Просмотр отрывок из мультфильма «Простоквашино».

Воспитатель: Что случилось с Дядей Фёдором?

- Как Вы думаете, почему?

- Куда нужно обратиться Дяде Фёдору, чтобы поправить своё здоровье? 

- Какие документы для этого необходимы? Свидетельство о рождении, и обязательно медицинский полис. (Показ медицинского полиса.)

-Страховой медицинский полис -  тоже важный документ. Он даёт Вам право на получение лечения.  Когда мы с Вами идем в поликлинику мы всегда берем с собой эти важные документы: свидетельство о рождении и медицинский полис.

-Ребята, а какой важный момент должен быть в документе?

                                                   Беседа по картинкам.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие картины я нашла в нашем сундучке (вывешиваю на доску картинки о здоровом образе жизни).

- Что на этих картинках изображено? Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье)

- А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы)

- Молодцы. А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи)

-Конечно, о вашем здоровье позаботится врач.

-Получается, что вы имеете право на … (лечение)

                                Игра «Кто быстрее?»

 -А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в портфель то, что необходимо школьнику (играют 2 человека).

Выбираю двух человек, собирают портфели.

-Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим портфелем пойдёте? (в школу)

-Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)

- Как называется школьный стол?(парта)

-Значит, на что вы имеете право? (на учёбу, на образование)

Физкультминутка «Юные спортсмены»:

Любим спортом заниматься.

Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)

Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)

Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)

Просмотр слайдов, эпизодами из любимых сказок.

Воспитатель: В сказках часто нарушают права героев, сейчас будем смотреть картины из мультфильмов, а вы скажете, какое право нарушили.

1)  мультфильм «Волк и семеро козлят», Волк нарушил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

Воспитатель: Что случилось? Что сделал  волк?

2) «Мама для мамонтенка».

Воспитатель: Про что мультфильм? Право ребенка на родителей.

3)Право на жилище ( «Три поросенка»)

Воспитатель: За что, поросята наказали волка? Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома безопасно. Подумайте, какое право здесь еще нарушено?

                               

                                Игра "Разрешается - запрещается"

Воспитатель: Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.

1. Если бьет дряной драчун,

Слабого мальчонку.

Обижать слабого  мальчонка

Строго… (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это…. (разрешается).

3. Рисовать и петь учиться,

играть и учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

4. Вот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

5. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

6. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

7.  С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

Воспитатель: Молодцы, правильно. Вот как много у вас всяких прав.  

Итог занятия.

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним всё, о чём говорили на занятие. Я буду вам показывать рисунки, а вы скажете, о каком праве идет речь.

-  Свидетельство о рождении? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

- У   каждого есть право на……(дом)

- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование). У   каждого есть право……(образование).

- Мама с ребенком. О чем напоминает этот рисунок? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

- Доктор Айболит. О каком праве напоминает этот рисунок?

Воспитатель: Молодцы, умницы, вы отлично ответили на вопросы. Вам понравился наше занятие?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...

Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»

1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...

Конспект комплексной совместной коррекционно-музыкальной деятельности с детьми в группе компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста «Весёлое путешествие»

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, обучение родителей приемам взаимодействия с детьми; закрепление и обобщение с детьми пройденного материала по темам «Транспорт&raqu...

Конспект психокоррекционного занятия для детей с задержкой психического развития 6-7 лет на тему «Зима»

Задержка психического развития это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пр...

КОНСПЕКТ занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я И МОИ ПРАВА"

КОНСПЕКТ занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я И МОИ ПРАВА"...