Главные вкладки

    План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему:
    Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я и мои права»

    Мухаметдинова Альфира Яхиевна

     

    Конспект занятия по социально-правовому воспитанию

    «Я и мои права!»

    Цель занятия:

    -  формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

    - способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;         - дать детям знания о том, что у каждого чело­века есть свое имя, которое отличает его от других людей;

    - объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии;

    - вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям;

    - дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь                                                                                                           - развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

    - воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;

    - воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

     

    Предварительная работа:

    - Чтение сказок К. И. Чуковского «Айболит», В. Н. Катаев «Цветик – Семицветик», русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Колобок» и д. р                                                                            

    - Рассматривание иллюстраций к сказкам;

    Ход занятия:

     

    Воспитатель:  Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг, пожмем друг- другу руки назовем свои имена. Так знакомятся взрослые люди.

     

    Воспитатель: Дети сегодня у нас очень интересное занятие. Я  хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в республике.

    - Как  называется наша республика? ( Башкортостан)

    -Кто мне скажет, как называется наш город? (Уфа)

    Показ слайдов

    - Наша Республика очень красивая. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами. В Башкортостане дружно живут люди разных национальностей – со своими обычаями и традициями. Каждый житель нашей республики обладает определенными правами  и обязанностями.

    Воспитатель: Что же такое права и обязанности? На земле людей  очень много и человек не может делать что хочет, потому что надо уважать друг друга и подчинятся определенным правилам. Вот так появились всеобщие права и  обязанности человека.

     

    Воспитатель: Ребята давайте сядем. Вот волшебный сундучок, все наши права хранятся там. Перед тем как открыть сундук,  внимательно посмотрите  друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся.

     

    Воспитатель: Правильно, молодцы. Так же мы отли­чаемся друг от друга именем. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик.

     

    Воспитатель: Кроме имени у человека есть еще фамилия и отчество. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

     

    Воспитатель: Правильно. Чтобы различать людей с одинаковыми именами. Например: у нас в группе тоже два Артема, мы их различаем по фамилии.

     

    Воспитатель: К сверстнику, бра­ту, сестре, другу можно обращаться по имени, а к старшим людям по имени и отчеству и на «Вы». Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявля­ете тем самым уважение к нему.

     

    Игра «Назови соседа ласково»

    Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру: «Назови соседа ласково» (вы будете называть ласково имя друга, который сидит рядом).

    Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и посмотрим что там находиться. Ой, здесь какой-то документ. Что это за документ?(имя нужно ещё и для документов, написать письмо и тд.. Рассказ о документах)

    Воспитатель: Самый главный документ у детей - Свидетельство о рождении. Скажем все вместе, свидетельство о рождении. Кто видел свое свидетельство о рождении?  Свидетельство о рождении является самым первым документом человека. Его оформляют при рождении ребёнка. Свидетельство о рождении есть у всех. (Показ свидетельства о рождении.) Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию. Как можно узнать чье это свидетельство о рождении? Прочитать имя и фамилию.

     

    Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино». 

     

    Воспитатель: Как Вы думаете, почему Почтальон Печкин не отдал посылку коту Матроскину? ответы детей

    - А какой документ должен быть у Дяди Фёдора? ответы детей

    -Какие данные о человеке мы можем узнать из свидетельства о рождении?

    ответы детей

    Воспитатель: Правильно! Свидетельство о рождении необходимо человеку на протяжении всей жизни! А сможете ли Вы по свидетельству о рождении купить сотовый телефон, отправиться путешествовать по разным странам? ответы детей

    - А какой документ для этого нужен? ответы детей

    Воспитатель: Паспорт - это самый главный документ у взрослых.  Давайте посмотрим, чей это паспорт? Как догадались? По фото. А как еще можно узнать, чей паспорт. Прочитайте, что написано. Кому он принадлежит? В паспорт, что записывают? (имя, фамилию и отчество). Сравним, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении. Что записывают в оба документа (имя, фамилию и отчество человека). А чем они отличаются. В паспорте много страничек, в нём подробно записаны многие данные о человеке. Самое главное, на любом важном документе должна стоять печать, как говорил почтальон Печкин. Давайте посмотрим, на свидетельстве о рождении и в паспорте есть печать?

     

    Просмотр отрывок из мультфильма «Простоквашино».

     

    Воспитатель: Что случилось с Дядей Фёдором?

    - Как Вы думаете, почему?

    - Куда нужно обратиться Дяде Фёдору, чтобы поправить своё здоровье? 

    - Какие документы для этого необходимы? Свидетельство о рождении, и обязательно медицинский полис. (Показ медицинского полиса.)

    -Страховой медицинский полис -  тоже важный документ. Он даёт Вам право на получение лечения.  Когда мы с Вами идем в поликлинику мы всегда берем с собой эти важные документы: свидетельство о рождении и медицинский полис.

    -Ребята, а какой важный момент должен быть в документе?

     

                                                       Беседа по картинкам.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие картины я нашла в нашем сундучке (вывешиваю на доску картинки о здоровом образе жизни).

    - Что на этих картинках изображено? Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье)

    - А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы)

    - Молодцы. А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи)

    -Конечно, о вашем здоровье позаботится врач.

    -Получается, что вы имеете право на … (лечение)

                                    Игра «Кто быстрее?»

     -А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в портфель то, что необходимо школьнику (играют 2 человека).

    Выбираю двух человек, собирают портфели.

    -Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим портфелем пойдёте? (в школу)

    -Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)

    - Как называется школьный стол?(парта)

    -Значит, на что вы имеете право? (на учёбу, на образование)

     

    Физкультминутка «Юные спортсмены»:

    Любим спортом заниматься.

    Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)

    Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

    Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)

    Руки быстро поднимать

    Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)

    Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)

     

    Просмотр слайдов, эпизодами из любимых сказок.

    Воспитатель: В сказках часто нарушают права героев, сейчас будем смотреть картины из мультфильмов, а вы скажете, какое право нарушили.

    1)  мультфильм «Волк и семеро козлят», Волк нарушил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

    Воспитатель: Что случилось? Что сделал  волк?

    2) «Мама для мамонтенка».

    Воспитатель: Про что мультфильм? Право ребенка на родителей.

    3)Право на жилище ( «Три поросенка»)

    Воспитатель: За что, поросята наказали волка? Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома безопасно. Подумайте, какое право здесь еще нарушено?

                                  

                                    Игра "Разрешается - запрещается"

    Воспитатель: Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.

    1. Если бьет дряной драчун,

    Слабого мальчонку.

    Обижать слабого  мальчонка

    Строго… (запрещается)

    2. С мамой дети должны жить,

    Не грустить и не тужить -

    Это…. (разрешается).

    3. Рисовать и петь учиться,

    играть и учиться,

     Если заболел – лечиться,

     Это – (разрешается).

    4. Вот трудится ребенок,

     Мало у него силенок,

     Ноги подгибаются.

     В детстве тяжкая работа (запрещается).

    5. Вместе дружно в мире жить,

     с разными детьми дружить –

     Это (разрешается).

    6. Этот слабый горбит спину,

     Перед сильным преклоняется.

     Быть рабом у господина

     Строго (запрещается).

    7.  С мамой дети должны жить,

     Ей цветы всегда дарить –

     Это (разрешается).

    Воспитатель: Молодцы, правильно. Вот как много у вас всяких прав.   

     

    Итог занятия.

    Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним всё, о чём говорили на занятие. Я буду вам показывать рисунки, а вы скажете, о каком праве идет речь.

    -  Свидетельство о рождении? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

    - У   каждого есть право на……(дом)

    - О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование). У   каждого есть право……(образование).

    - Мама с ребенком. О чем напоминает этот рисунок? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

    - Доктор Айболит. О каком праве напоминает этот рисунок?

    Воспитатель: Молодцы, умницы, вы отлично ответили на вопросы. Вам понравился наше занятие?

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ya_i_moi_prava.docx23.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное учреждение

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    коррекционный детский дом № 2 для детей

    с ограниченными возможностями здоровья г. Уфы

    Конспект

    занятия по социально-правовому

    воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы

    Тема «Я и мои права»

                                                                     Воспитатель:

                                                                                                Мухаметдинова А.Я.

    Уфа- 2017

    Конспект занятия по социально-правовому воспитанию

    «Я и мои права!»

    Цель занятия:

    -  формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

    - способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;         - дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей;

    - объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии;

    - вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям;

    - дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь                                                                                                           - развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

    - воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;

    - воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности. 

    Предварительная работа:

    - Чтение сказок К. И. Чуковского «Айболит», В. Н. Катаев «Цветик – Семицветик», русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Колобок» и д. р                                                                            

    - Рассматривание иллюстраций к сказкам;

    Ход занятия:

    Воспитатель:  Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг, пожмем друг- другу руки назовем свои имена. Так знакомятся взрослые люди.

    Воспитатель: Дети сегодня у нас очень интересное занятие. Я  хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в республике.

    - Как  называется наша республика? ( Башкортостан)

    -Кто мне скажет, как называется наш город? (Уфа)

    Показ слайдов

    - Наша Республика очень красивая. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами. В Башкортостане дружно живут люди разных национальностей – со своими обычаями и традициями. Каждый житель нашей республики обладает определенными правами  и обязанностями.

    Воспитатель: Что же такое права и обязанности? На земле людей  очень много и человек не может делать что хочет, потому что надо уважать друг друга и подчинятся определенным правилам. Вот так появились всеобщие права и  обязанности человека.

    Воспитатель: Ребята давайте сядем. Вот волшебный сундучок, все наши права хранятся там. Перед тем как открыть сундук,  внимательно посмотрите  друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся.

    Воспитатель: Правильно, молодцы. Так же мы отличаемся друг от друга именем. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик.

    Воспитатель: Кроме имени у человека есть еще фамилия и отчество. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

     

    Воспитатель: Правильно. Чтобы различать людей с одинаковыми именами. Например: у нас в группе тоже два Артема, мы их различаем по фамилии.

    Воспитатель: К сверстнику, брату, сестре, другу можно обращаться по имени, а к старшим людям по имени и отчеству и на «Вы». Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

    Игра «Назови соседа ласково»

    Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру: «Назови соседа ласково» (вы будете называть ласково имя друга, который сидит рядом).

    Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и посмотрим что там находиться. Ой, здесь какой-то документ. Что это за документ?(имя нужно ещё и для документов, написать письмо и тд.. Рассказ о документах)

    Воспитатель: Самый главный документ у детей - Свидетельство о рождении. Скажем все вместе, свидетельство о рождении. Кто видел свое свидетельство о рождении?  Свидетельство о рождении является самым первым документом человека. Его оформляют при рождении ребёнка. Свидетельство о рождении есть у всех. (Показ свидетельства о рождении.) Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию. Как можно узнать чье это свидетельство о рождении? Прочитать имя и фамилию.

    Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино». 

    Воспитатель: Как Вы думаете, почему Почтальон Печкин не отдал посылку коту Матроскину? ответы детей

    - А какой документ должен быть у Дяди Фёдора? ответы детей

    -Какие данные о человеке мы можем узнать из свидетельства о рождении?

    ответы детей

    Воспитатель: Правильно! Свидетельство о рождении необходимо человеку на протяжении всей жизни! А сможете ли Вы по свидетельству о рождении купить сотовый телефон, отправиться путешествовать по разным странам? ответы детей

    - А какой документ для этого нужен? ответы детей

    Воспитатель: Паспорт - это самый главный документ у взрослых.  Давайте посмотрим, чей это паспорт? Как догадались? По фото. А как еще можно узнать, чей паспорт. Прочитайте, что написано. Кому он принадлежит? В паспорт, что записывают? (имя, фамилию и отчество). Сравним, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении. Что записывают в оба документа (имя, фамилию и отчество человека). А чем они отличаются. В паспорте много страничек, в нём подробно записаны многие данные о человеке. Самое главное, на любом важном документе должна стоять печать, как говорил почтальон Печкин. Давайте посмотрим, на свидетельстве о рождении и в паспорте есть печать?

    Просмотр отрывок из мультфильма «Простоквашино».

    Воспитатель: Что случилось с Дядей Фёдором?

    - Как Вы думаете, почему?

    - Куда нужно обратиться Дяде Фёдору, чтобы поправить своё здоровье? 

    - Какие документы для этого необходимы? Свидетельство о рождении, и обязательно медицинский полис. (Показ медицинского полиса.)

    -Страховой медицинский полис -  тоже важный документ. Он даёт Вам право на получение лечения.  Когда мы с Вами идем в поликлинику мы всегда берем с собой эти важные документы: свидетельство о рождении и медицинский полис.

    -Ребята, а какой важный момент должен быть в документе?

                                                       Беседа по картинкам.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие картины я нашла в нашем сундучке (вывешиваю на доску картинки о здоровом образе жизни).

    - Что на этих картинках изображено? Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье)

    - А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы)

    - Молодцы. А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи)

    -Конечно, о вашем здоровье позаботится врач.

    -Получается, что вы имеете право на … (лечение)

                                    Игра «Кто быстрее?»

     -А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в портфель то, что необходимо школьнику (играют 2 человека).

    Выбираю двух человек, собирают портфели.

    -Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим портфелем пойдёте? (в школу)

    -Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)

    - Как называется школьный стол?(парта)

    -Значит, на что вы имеете право? (на учёбу, на образование)

    Физкультминутка «Юные спортсмены»:

    Любим спортом заниматься.

    Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)

    Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

    Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)

    Руки быстро поднимать

    Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)

    Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)

    Просмотр слайдов, эпизодами из любимых сказок.

    Воспитатель: В сказках часто нарушают права героев, сейчас будем смотреть картины из мультфильмов, а вы скажете, какое право нарушили.

    1)  мультфильм «Волк и семеро козлят», Волк нарушил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

    Воспитатель: Что случилось? Что сделал  волк?

    2) «Мама для мамонтенка».

    Воспитатель: Про что мультфильм? Право ребенка на родителей.

    3)Право на жилище ( «Три поросенка»)

    Воспитатель: За что, поросята наказали волка? Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома безопасно. Подумайте, какое право здесь еще нарушено?

                                   

                                    Игра "Разрешается - запрещается"

    Воспитатель: Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.

    1. Если бьет дряной драчун,

    Слабого мальчонку.

    Обижать слабого  мальчонка

    Строго… (запрещается)

    2. С мамой дети должны жить,

    Не грустить и не тужить -

    Это…. (разрешается).

    3. Рисовать и петь учиться,

    играть и учиться,

     Если заболел – лечиться,

     Это – (разрешается).

    4. Вот трудится ребенок,

     Мало у него силенок,

     Ноги подгибаются.

     В детстве тяжкая работа (запрещается).

    5. Вместе дружно в мире жить,

     с разными детьми дружить –

     Это (разрешается).

    6. Этот слабый горбит спину,

     Перед сильным преклоняется.

     Быть рабом у господина

     Строго (запрещается).

    7.  С мамой дети должны жить,

     Ей цветы всегда дарить –

     Это (разрешается).

    Воспитатель: Молодцы, правильно. Вот как много у вас всяких прав.  

    Итог занятия.

    Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним всё, о чём говорили на занятие. Я буду вам показывать рисунки, а вы скажете, о каком праве идет речь.

    -  Свидетельство о рождении? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

    - У   каждого есть право на……(дом)

    - О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование). У   каждого есть право……(образование).

    - Мама с ребенком. О чем напоминает этот рисунок? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

    - Доктор Айболит. О каком праве напоминает этот рисунок?

    Воспитатель: Молодцы, умницы, вы отлично ответили на вопросы. Вам понравился наше занятие?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

    Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

    Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

    Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....

    Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

    Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...

    Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»

    1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...

    Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)

    Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....