КОНСПЕКТ занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я И МОИ ПРАВА"
план-конспект занятия (старшая группа)

Собко Мария Анатольевна
КОНСПЕКТ занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я И МОИ ПРАВА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moi_prava.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по социально-правовому воспитанию

для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы

Тема «Я И МОИ ПРАВА"

Цель занятия:

 - формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

 - способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;        

- дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей;

 - объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии;

 - вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям;

 - дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

 - воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;

 - воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

 Предварительная работа:

- Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит», В. Н. Катаева «Цветик – Семицветик». Русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Колобок» и т.д.                                                                         

 - Рассматривание иллюстраций к сказкам.

 Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, пожмем друг- другу руки, назовем свои имена. Так знакомятся взрослые люди.

 Воспитатель: Дети, сегодня у нас очень интересное занятие. Я хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в республике.

- Как  называется наша республика? ( Башкортостан)

- Кто мне скажет, как называется наш город? (Уфа)

Показ слайдов

 - Наша республика очень красивая. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами. В Башкортостане дружно живут люди разных национальностей со своими обычаями и традициями. Каждый житель нашей республики обладает определенными правами  и обязанностями.

 Воспитатель: Что же такое права и обязанности? На земле людей  очень много и человек не может делать что хочет, потому что надо уважать друг друга и подчинятся определенным правилам. Вот так появились всеобщие права и  обязанности человека.

 Воспитатель: Ребята, давайте сядем. Вот волшебный сундучок, все наши права хранятся там. Перед тем как открыть сундук,  внимательно посмотрите  друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся.

 Воспитатель: Правильно, молодцы. Так же мы отличаемся друг от друга именем. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик.

Воспитатель: Кроме имени у человека есть еще фамилия и отчество. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

 Воспитатель: Правильно. Чтобы различать людей с одинаковыми именами. Например: у нас в группе тоже два Артема, мы их различаем по фамилии.

 Воспитатель: К сверстнику, брату, сестре, другу можно обращаться по имени, а к старшим людям по имени и отчеству и на «Вы». Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

Игра «Назови соседа ласково»

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру: «Назови соседа ласково» (вы будете называть ласково имя друга, который сидит рядом).

 Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и посмотрим что там находиться. Ой, здесь какой-то документ. Что это за документ? (рассказ о документах).

 

Воспитатель: Самый главный документ у детей - Свидетельство о рождении. Кто видел свое свидетельство о рождении?  Свидетельство о рождении является самым первым документом человека. Его оформляют при рождении ребёнка. Свидетельство о рождении есть у всех (показ свидетельства о рождении).Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию. Как можно узнать чье это свидетельство о рождении? Прочитать имя и фамилию.

Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино».

 Воспитатель: Как Вы думаете, почему Почтальон Печкин не отдал посылку коту Матроскину? ответы детей

 - А какой документ должен быть у Дяди Фёдора? ответы детей

- Какие данные о человеке мы можем узнать из свидетельства о рождении?

 ответы детей

 Воспитатель: Правильно! Свидетельство о рождении необходимо человеку на протяжении всей жизни! А сможете ли вы по свидетельству о рождении купить сотовый телефон, отправиться путешествовать по разным странам? ответы детей

- А какой документ для этого нужен? ответы детей

 Воспитатель: Паспорт - это самый главный документ у взрослых.  Давайте посмотрим, чей это паспорт? Как догадались? По фотографии. Сравним, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении. Что записывают в оба документа (имя, фамилию и отчество человека). А чем они отличаются. В паспорте много страничек, в нём подробно записаны многие данные о человеке. Самое главное, на любом важном документе должна стоять печать. Давайте посмотрим, на свидетельстве о рождении и в паспорте есть печать? Да.

Просмотр отрывок из мультфильма «Простоквашино».

 Воспитатель: Что случилось с Дядей Фёдором?

 - Как Вы думаете, почему?

 - Куда нужно обратиться Дяде Фёдору, чтобы поправить своё здоровье? 

 - Какие документы для этого необходимы? Свидетельство о рождении, и обязательно медицинский полис. (Показ медицинского полиса.)

 - Страховой медицинский полис -  тоже важный документ. Он даёт вам право на получение лечения.  Когда мы с вами идем в поликлинику, мы всегда берем с собой эти важные документы: свидетельство о рождении и медицинский полис.

- Ребята, а какой важный момент должен быть в документе? Печать.

                                                   Беседа по картинкам.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие картины я нашла в нашем сундучке (картинки о здоровом образе жизни).

 - Что на этих картинках изображено? Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье)

 - А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы)

 - Молодцы! А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи)

 -Конечно, о вашем здоровье позаботится врач.

 -Получается, что вы имеете право на … (лечение)

                                Игра «Кто быстрее?»

  -А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в портфель то, что необходимо школьнику (играют 2 человека).

 -Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим портфелем пойдёте? (в школу)

 -Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)

 - Как называется школьный стол?(парта)

 - Значит, на что вы имеете право? (на учёбу, на образование)

Физкультминутка «Юные спортсмены»:

Любим спортом заниматься.

Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)

Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)

Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)

Просмотр слайдов, с эпизодами из любимых сказок.

 Воспитатель: В сказках часто нарушают права героев, сейчас будем смотреть мультфильмы, а вы скажете, какое право нарушили.

 1)  Мультфильм «Волк и семеро козлят», волк нарушил право на жизнь. Вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

Воспитатель: Что случилось? Что сделал  волк?

 2) Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка».

 Воспитатель: Про что мультфильм? Право ребенка на родителей.

 3)Право на жилище ( «Три поросенка»)

 Воспитатель: За что поросята наказали волка? Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома безопасно. Подумайте, какое право здесь еще нарушено?

                                Игра "Разрешается - запрещается"

 Воспитатель: Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.

 1. Если бьет дряной драчун,

Слабого мальчонку.

Обижать слабого  мальчонка

Строго… (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это…. (разрешается).

3. Рисовать и петь учиться,

играть и учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

4. Вот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

5. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

6. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

7.  С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

Воспитатель: Молодцы, правильно. Вот как много у вас всяких прав.   

 Итог занятия.

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним всё, о чём говорили на занятие. Я буду вам показывать рисунки, а вы скажете, о каком праве идет речь.

-  Свидетельство о рождении? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

- У   каждого есть право на……(дом)

- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование). У   каждого есть право……(образование).

- Мама с ребенком. О чем напоминает этот рисунок? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

- Доктор Айболит. О каком праве напоминает этот рисунок?

Воспитатель: Молодцы, умницы, вы отлично ответили на вопросы. Вам понравилось наше занятие? Да.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...

Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»

1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я и мои права»

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию«Я и мои права!»Цель занятия:-  формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- способствовать развитию...

Конспект психокоррекционного занятия для детей с задержкой психического развития 6-7 лет на тему «Зима»

Задержка психического развития это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пр...

Конспект занятия для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «День победы»

Конспект занятия для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (6-7 лет)«День победы»...