Дидактические игры по познавательному развитию первая младшая возрастная группа
картотека (младшая группа)

Чуева Наталья Сергеевна

дидактические игры по познавательному развитию первая младшая группа. Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx79.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Картотека

дидактических игр по познавательному развитию

Возрастная группа: первая младшая

Составила воспитатель Чуева Н.С.

С. Яр-Сале

Содержание:

  1. Кто в домике живет?
  2. Найди мишку
  3. Сравнение игрушек
  4. Где кукла Ляля?
  5. Узнай и назови овощи
  6. Овощи и фрукты
  7. Обитатели бабушкиного двора
  8. Кто как голос подает
  9. Кто это?
  10. Посуда
  11. Что за чем?
  12. Положи предмет
  13. Одень куклу
  14. Кто за елкой
  15. Чего не хватает?
  16. Чей детеныш?
  17. Какие бывают птицы?
  18. Сравнивание парохода и лодочки
  19. Найди отличия
  20. Что изменилось?
  21. Кто что делает?
  22. Найди предметы для повара
  23. Васькин поясок
  24. Что мы видели на прогулке
  25. Одень куклу на прогулку
  26. Какие бывают листья
  27. Цветочная поляна
  28. Угадай по описанию
  29.  Лото
  30.  Кому что нужно для работы
  31.  Из чего сшито
  32.  Кому что нужно для работы 2
  33.  Найди свой домик
  34.  Чего не хватает 2?
  35.  Домино
  36.  Найди по описанию

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №1

Вид: дидактическая игра  по познавательному развитию

Название: «Кто в домике живет?»

Цель: Учить детей знакомиться друг с другом, запоминать имена.

Материал и оборудование: домик игрушечный.

Ход: Воспитатель рассказывает детям сказку «Теремок», а после этого предлагает детям поиграть в игру. — Сейчас мы с вами поиграем. Вот здесь будет домик. Подойдет Катя, постучится, как мышка стучалась в теремок, и спросит: «Кто-кто в домике живет?» (Предлагает Кате повторить.) — Никто ей не ответил, и стала Катя жить в домике. Идет Марина, постучала в домик.

М а р и н а   — Кто-кто в домике живет?

К а т я  — Я — Катя, а ты кто?

М а р и н а  — А я — Марина, пусти меня в дом, будем

Вместе жить.

Впустила Катя Марину в дом, и стали они вместе жить. Тут идет Сережа, постучал в домик.

С е р е ж а  — Кто-кто в домике живет?

К а т я —  Я — Катя.

М а р и н а —  Я — Марина, а ты кто?

С е р е ж а —  Я — Сережа, пустите меня в дом, будем вместе жить.

И так дальше приходят дети и называют свои имена. Игра проводится и на прогулке, и в группе до тех пор, пока дети не запомнят имена друг друга.

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 19.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №2

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Найди мишку»

Цель: Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; находить ее изображение на картинках.

Материал и оборудование: Картинки сизображением разных игрушек (заяц, грузовик, кукла, 2-3 изображения мишки), мольберт.

Ход: Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем, указывая на них, просит детей показать мишку: «Здесь, на картинках, тоже есть мишки, но они спрятались среди других игрушек, найдите их». Дети по очереди могут подойти и указать на картинки с изображением мишки.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 34.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №3

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Сравнение игрушек»

Цель: Формировать у детей умение сравнивать знакомые предметы, называть их цвет, величину.

Материал и оборудование: Неваляшки (игрушки) - большая и маленькая, обязательно разных цветов.

Ход:Воспитатель. (Покачивает игрушку, раздаётся звук.)

Кукла я интересная, вам теперь уже известная,

Я верчусь туда-сюда и кручусь вокруг себя.

Радует мой музыкальный звук.

Скажите, как меня зовут?

(Неваляшка) Неваляшки бывают разные - зелёные, жёлтые, красные, маленькие и большие... Все очаровательные такие! Давайте рассмотрим эту игрушку. Что есть у куколки? (Голова, туловище.)Какой формы туловище? (Круглое.) Подойди сюда, Юля, покажи ребятам, какое оно круглое. А голова какой формы? (Тоже круглая.) Какое туловище по величине? (Большое.) А голова какая по величине? (Маленькая.) Какого цвета наша неваляшка? (Зелёная.) Ещё какого цвета бывают неваляшки? (Красного, синего.) Воспитатель достаёт из коробки неваляшек разных цветов и размеров. Все ли неваляшки одинаковые? (Все разные.) Чем они отличаются? (По цвету и величине.)

Воспитатель приглашает подойти к себе разных детей для показа по просьбе воспитателя тех или иных неваляшек.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 75.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №4

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Где кукла Ляля?»

Цель: Расширять у детей представления об игрушках; различать их по внешнему виду и называть.

Материал и оборудование: Коробка с игрушками, кукла.

Ход: Воспитатель показывает ребенку куклу и говорит, что ее зовут Ляля. Обращает внимание на то, как кукла одета, какого цвета у нее платье, бантик, туфельки. Затем кукла прячется в коробку с остальными игрушками, и ребенка просят найти именно ее среди других игрушек. Если ребенок ошибается и приносит не ту куклу, ему следует объяснить, чем принесенная кукла отличается. Например, размером, цветом платья, длиной волос и т.д. Занимаясь с мальчиком, можно вместо куклы использовать машинку, мишку, зайчика и др.

Источник:          Маханёва М.Д. Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет Москва 2006, с. 23.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №5

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название:  «Узнай и назови овощи»

Цель: Учить детей узнавать и называть овощи; понимать и правильно выполнять задания педагога; повторять за воспитателем несложные фразы.

Материал и оборудование: Кукла, кастрюля, плита, корзина, муляжи овощей.

Ход: Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи. «Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их»,— говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор, капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. «Дети,— продолжает воспитатель,— кукла Машенька решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту. Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе, Машенька, принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети, кто хочет принести Машеньке картошку».

Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.

«Иди, Митя, найди в корзине картошку,— приглашает педагог ребенка,— Что у тебя в руке?.. Валера, что достал Митя?.. Отнеси, Митя, картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку... и т.д.

Источник:         В.В.Гербова, А.И.Максаков. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – 2-е изд., М.: Просвещение, 1986.с.49.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №6

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Овощи и фрукты»

Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах; понимать и правильно выполнять задания педагога; развивать внимание.

Материал и оборудование: Коробка, корзина, муляжи овощей и фруктов.

Ход: Сначала дети вместе с воспитателем рассматривают муляжи овощей и фруктов, которые воспитатель достает из корзины (овощи) и коробки (фрукты). После того как овощи и фрукты будут названы, воспитатель раздает их детям. Затем воспитатель ставит корзину и коробку на стульчики в разных местах комнаты. Дети рассматривают свои муляжи овощей и фруктов. В начале игры дети ходят по комнате. По сигналу воспитателя они складывают свои муляжи овощей в корзину, а фруктов – в коробку. Если дети ошибаются, воспитатель вместе с ними исправляет ошибку. При повторении игры дети обмениваются муляжами овощей и фруктов, а воспитатель меняет местами коробку и корзину.

Источник: Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 67.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №7

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Обитатели бабушкиного двора»

Цель: Формировать у детей представления о домашних животных; умение вести ролевой диалог.

Материал и оборудование: Домик, деревья, забор и домашние животные (утка, поросенок, корова, кошка).

Ход:Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что это за животные.

Воспитатель. Вот коровка, Буренушка. Как коровка мычит? Му-у-у! (Дает ребенку игрушечную корову.)

Коровушка, коровушка,

Рогатая головушка!

Малых деток не бодай,

Молока им лучше дай!

Подходите, дети, к коровушке, она молочка даст. (Воображаемые действия.) Вот на пороге сидит моя любимая кошечка Мурка. Она любит, когда ее гладят. Как она мурлычет? Мур-р-р! (Дает ребенку игрушечную кошку.)

Мур-мур-мур, —

Мурлычет кошка, —

Ты погладь меня немножко!

От тепла и ласки

Я зажмурю глазки!

Примечание. Дети исполняют роли животных, повторяя слова роли вместе с воспитателем так, как умеют.

Источник:         Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. с. 24.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №8

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Кто как голос подает»

Цель: Расширять у детей представления о домашних животных; развивать умение подражать голосам этих животных.

Материал и оборудование: Игрушки, изображающие животных: петушка, кошку, собачку, гуся; ширмочка.

Ход:ВАРИАНТ 1

Воспитатель показывает детям разные игрушки, изображающие животных: петушка, кошку, собачку, гуся и т.д. (до четырех игрушек). Перед ним на столе стоит небольшая ширмочка, куда все звери и птицы «прячутся». Затем воспитатель показывает по очереди игрушку, а дети соответственно подражают голосам этих животных.

ВАРИАНТ 2

Воспитатель имитирует голосом определенные звуки, издаваемые разными животными, и просит детей найти среди игрушек, стоящих перед ним на столе, тех животных, чей голос он угадал.

Источник: Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. с.24.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №9

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Кто это?»

Цель: Формировать у детей представления о частях тела человека, развивать внимание.

Материал и оборудование: Зеркало.

Ход:Воспитатель просит ребенка подойти к зеркалу и посмотреть на отражение свое и того, кто с ним играет. У ребенка спрашивают, кого он узнал в зеркале. Взрослый предлагает малышу погладить свои руки, ноги, пальцы, голову... А давай поиграем в интересную игру «Нос—нос». Малыш, повторяя за взрослым, показывает нос—нос, нос—рот, нос—уши, нос—рука, нос—живот. Затем взрослый задает несколько вопросов, с помощью которых выясняется назначение отдельных частей человеческого тела. («Зачем руки, пальцы, глаза, нос, волосы?» и т.д.)

Воспитатель. Вот видишь, каждая часть тела зачем-то нам нужна и без нее нам трудно будет жить. А все эти части вместе и составляют человека. Мы с тобой живые, и нас нельзя разобрать по частям, как неживую игрушку, например машинку или велосипед.

Источник:         Маханёва М.Д. Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет Москва 2006, с. 28.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №10

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Посуда»

Цель: Расширять у детей представления о посуде; находить сходство и различия в предметах, уметь группировать, объединять предметы по сходным существенным признакам в одно родовое понятие «посуда».

Материал и оборудование: Карточки с изображением предметов посуды (кроме тарелок) и других предметов, к посуде не относящихся

Ход: Воспитатель раздает детям разные картинки с изображением предметов посуды (кроме тарелок) и других предметов, к посуде не относящихся. Предлагает детям принести ему только те предметы, о которых мы можем сказать, что это — посуда. Предлагает также детям посмотреть на картинки и сказать, каких предметов посуды нет. Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им вспомнить, из чего они едят суп, кашу.

Источник:        Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004, с.75.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №11

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Что за чем?»

Цель: Учить детей классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону, развивать внимание, память, речь; обогащать словарный запас; воспитывать желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Материал и оборудование: Картинки с изображением зимней одежды и обуви; кукла, ее зимняя одежда и обувь.

Ход:Воспитатель показывает картинки с изображением зимней одежды и обуви не в той последовательности, как их нужно надевать, и сопровождает показ словами: «Сначала надевают ботинки. Правильно? (Ответы детей.) А что сначала?». (Дети отвечают: «Колготки», педагог показывает соответствующую картинку.) Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены в правильной последовательности. Затем воспитатель дает кукле зимнюю одежду и обувь и предлагает одеваться на прогулку.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 152.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №12

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Положи предмет»

Цель: Учить детей различать и называть предметы мебели, ориентироваться в пространстве группы.

Материал и оборудование: Предметы (игрушка, книжка, карандаш и т. д.)

Ход: Воспитатель раздает каждому ребенку по одному предмету (игрушка, книжка, карандаш и т. д.) и просит отнести этот предмет к определенному предмету мебели: «Положи книгу на стол, положи карандаш на стул, отнеси игрушку к шкафу» и т. д.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 167.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №13

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Одень куклу»

Цель:Упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название; в умении употреблять в речи названия предметов верхней одежды.

Материал и оборудование:Картинки с изображением шапок, шарфов, варежек, ботинок синего и красного цвета, и картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход:Воспитатель предлагает детям выбрать одежду для девочки красного цвета и одежду для мальчика синего цвета.

Воспитатель. Что это? (Шапка.) Какая шапка? (Красная.) Кому отдадим красную шапку (Девочке.) Это какая шапка? (Синяя.) Кому отдадим синюю шапку? (Мальчику.) Давайте обуем девочку и мальчика. Саша, найди ботинки для мальчика. (Находит синие ботинки.При затруднении воспитатель помогает.) Оля, а ты найди ботинки для девочки. (Находит.) Что это? (Варежки.) Кому эти варежки дадим? (Мальчику.) Какие это варежки? (Синие.) А эти варежки кому дадим? (Девочке.) Какие это варежки? (Красные.) Что еще нужно повязать детям? (Шарфы.) Настя, найди шарф для девочки. (Находит.) Какой это шарф? (Красный.) Миша, найди шарф мальчику. Какой это шарф? (Синий.)

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 156.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №14

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Кто за елкой»

Цель: Учить детей называть животных и выделять их характерные особенности.

Материал и оборудование: Карточка с изображением елки, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка; игрушки: лиса, заяц, волк.

Ход: Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена елка, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка. Сообщает, что звери пришли к елке встречать Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за елкой и громко спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за елкой.

Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают, что по хвостам можно узнать зверей. На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т. д.

Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки (воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.

Источник: Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. с.96.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №15

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: « Чего не хватает? »

Цель: Закрепить знания детей об обобщающих понятиях «мебель», «игрушки».

Материал и оборудование: Карточки с предметными картинками с изображением мебели и игрушек, по три картинки на каждой, одно место пустое; отдельные картинки предметов мебели и игрушек.

Ход: Воспитатель раздает детям большиекарточки, у себя оставляет маленькие.

У вас большие карточки. Назовите, что на них нарисовано. Катя, что нарисовано на твоей карточке? (Стол, стул, кровать.) Как все это можно назвать одним словом? (Мебель.) Так воспитатель спрашивает всех детей.

Вы видите, что одно место на большой карточке не заполнено. Нужно будет его заполнить. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы скажете, для каких больших карточек они подходят. Воспитатель показывает картинку с изображением шкафа.

Что это, ребята? (Шкаф.) Шкаф — это мебель или игрушка? (Мебель.) Кому нужен шкаф? У кого на карточке не хватает мебели? (Мне нужен шкаф.) Почему тебе нужен шкаф? (Потому что шкаф — это мебель.)

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не заполнят свои карточки.

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 38.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №16

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Чей детеныш?»

Цель: Расширять у детей представления о животных и их детенышах; развивать связную речь.

Материал и оборудование: Карточки с изображением животных(кошки, собаки, козы, коровы) и их детенышей.

Ход: Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собаки, козы, коровы. Дети называют животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает поиграть в игру: «Чьи детки?», когда надо подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

Источник: Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. с.26

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №17

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название:  «Какие бывают птицы?»

Цель: Упражнять детей в умении находить нужную птицу, способствовать запоминанию названий птиц.

Материал и оборудование:Картинки с изображениями птиц (ворона, воробей, синица, снегирь).

Ход:Воспитатель раздает детям картинки с изображениями птиц (ворона, воробей, синица, снегирь).

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик - он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

-        Ребята, покажите мне картинку, где нарисован снегирь. (Дети показывают)

Чики, чики, кички,

Летели две синички,

Собою невелички.

-        А где у нас синички? А теперь покажите, кто кричит: «Кар-кар!». Дети как зовут эту птицу? (Ворона.)

-        «Чик-чирик» - кто это? Как зовут эту птицу? (Воробей.)

Затем воспитатель просит Машу показать снегиря, Петю - воробья и т. д.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 118.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №18

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: « Сравнивание парохода и лодочки»

Цель: учить детей сравнивать предметы по нескольким признакам; выполнять движения вслед за воспитателем; развивать внимание.

Материал и оборудование: Сюжетные картинки, игрушки (пароход, лодка).

Ход:Скажите, что нарисовано на картинке? (Ответы детей.) На картинке нарисована река. По реке плывет (что?) лодка. Кто сидит в лодке? Что он делает? А вы хотели бы поплавать на лодке? (Ответы детей.)

Дети сидят на стульях или на ковре. По команде воспитателя дети сгибают и разгибают руки в локтевом суставе, имитируя греблю, и проговаривают «У-у-ух».

Воспитатель: Вот как хорошо мы поплавали. А вы знаете, что по реке можно плавать не только на лодке, но и на пароходе? (Показывает детям игрушки - пароход и лодку.) Давайте рассмотрим их. Скажите, что больше - пароход или лодка? (Ответы детей.) На лодке есть труба? А на пароходе? (Ответы детей.) Есть ли окошки на лодке? А где они есть? (Ответы детей.) Еще на пароходе есть домик для капитана и его команды. Они управляют пароходом. Без них он никуда не поплывет. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть игрушки, подержать их в руках, поощряет желание задать вопрос: «Что это?»

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 179.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №19

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Найди отличия»

Цель: Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна; развивать речь, внимание, общую моторику.

Материал и оборудование: Игрушки - грузовой и легковой автомобили, кубики.

Ход: Воспитатель ставит игрушки на стол и предлагает детям внимательно их рассмотреть, вспомнить, как они называются. Это легковой автомобиль, вот у него колеса, руль, окна. А эта машина как называется? (Указывает на грузовую машину.) (Грузовик.) Да, это грузовая машина, у нее есть... (указывает на колеса, руль, окна, дети называют части). Грузовая машина может перевозить разные предметы в своем кузове. (Просит кого-то из детей сложить в кузов кубики, отвезти их в игровой уголок и выгрузить.) А на легковом автомобиле мы сможем перевезти кубики? (Дети отвечают.) Не можем, а почему? (У него нет кузова.) Воспитатель предлагает детям поиграть и выполнить действия с машинкой: «Моя машина идет по дороге. Ваня, твоя машина идет за моей машиной по дороге. Оля, твоя машина заезжает в гараж» и т. д. Дети выполняют действия с машинами, обучаясь игровым навыкам.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 83.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №20

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Что изменилось?»

Цель: Расширять у детей представления о транспорте; развивать связную речь, зрительную память.

Материал и оборудование: Игрушки — различные виды транспорта (поезд, легковую машинку, велосипед, лодку) и такое же количество игрушечных зверюшек (котика, собачку, мишку, зайчика).

Ход: Воспитатель предлагает детям покатать зверюшек и вместе с ним рассаживает их в разные транспортные средства.

Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык, опрокинул грузовик.

В процессе игры важно, чтобы дети повторяли во время катания фразы: «Мишка едет на поезде, зайчик катается на лодке, котик едет на машине» и т.д.

Игру можно усложнить, предлагая детям запомнить, кто из зверюшек на чем катался. Затем попросить малышей отвернуться и поменять местами игрушки. Когда дети поворачиваются снова, им задается вопрос: «Что изменилось?»

Источник: Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. с.26.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №21

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Кто что делает?»

Цель: Формировать представления детей о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему; учить называть действия, изображенные на сюжетных картинках, называть предметы-помощники няни и их назначение.

Материал и оборудование: Сюжетные картинки с одним действием; предметы и игрушки, изображенные на картинках.

Ход:Воспитатель раскладывает на столе сюжетные картинки с одним действием: мальчик складывает кубики в коробку или вытирает стол тряпкой, девочка кладет кукольную одежду в игрушечный шкаф или ставит кукольную посуду на полочку и т. п.

На соседнем столе разложены изображенные на картинках предметы и игрушки. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать картинку, рассказывает о том, что на ней изображено, показывает всем. Затем подводит ребенка к соседнему столику, помогает найти нужные предметы и воспроизвести изображенное действие на картинке.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 69.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №22

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Найди предметы для повара»

Цель: Закреплять у детей понятия «овощи», «фрукты»; различать значение слов «большой», «маленький».

Материал и оборудование: Карточки с изображением повара, большой и маленькой кастрюли, овощей и фруктов; фланелеграф.

Ход: Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.

Здесь и овощи, и фрукты. Как же нам их разложить?

Назовите нам продукты, чтоб компот и щи сварить.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как называются эти овощи и фрукты. Что это? (Показывает капусту, дети называют.) Что мы будем из нее варить - щи или компот? (Щи.) А это что? (Показывает яблоко, дети называют.) А его мы куда положим? (В компот.) Поможем повару варить обед? В большой кастрюле будем варить щи, а в маленькой кастрюле сварим компот. Для щей мы возьмем овощи, а для компота - фрукты. Начнем варить щи. Помогите мне взять овощи для щей. (Помогает детям выбирать картинки с нарисованными овощами и помещать в соответствующую кастрюлю.) А теперь сварим компот. (Дети отбирают фрукты.)

Источник: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 246.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №23

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название:  «Васькин поясок»

Цель: Учить детей понимать и правильно выполнять задания педагога; повторять за воспитателем несложные фразы, слова потешки.

Материал и оборудование:Кукла Ванечка, котик, поясок.

Ход:Воспитатель показывает детям красивый, яркий поясок. Вместе с ними рассматривает его:

Вот наш (имя ребенка) идет, поясочек несет,

Кому дать, кому дать, поясочек передать?

Ребенок отдает поясок другому. Звучит мяуканье и «появляется» игрушка — котик Васька:

Хотел я Ванечку спать уложить,

Да рубашечка у него распоясалась...

Взрослый спрашивает у котика, не его ли пояском они играют. Повторяется потешка. Ребенок отвечает, что поясок надо отдать котику Ваське. Котик «благодарит» ребенка и просит помочь ему уложить спать Ванюшу. Взрослый вместе с детьми укладывает Ванечку в кроватку и поют колыбельную песенку:

Пошел котик в лесок, нашел котик поясок,

Воротился, нарядился, стал он Ванечку качать,

Баю-бай, баю-бай, ляг, Ванюша, скоренько,

Встань, Ванюша, с зоренькой.

В процессе игры можно объяснить ребенку смысл новых для него слов: зоренька, люлечка, воротился и др.

Источник:         В.В.Гербова, А.И.Максаков. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – 2-е изд., М.: Просвещение, 1986.с.49.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №24

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Что мы видели на прогулке»

Цель: Расширять у детей представления о живой природе; развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к природе, расширять словарный запас.

Ход:Воспитатель. Ребята, что сегодня мы видели на прогулке? (Деревья, траву, людей, цветы.) Деревья у нас какие? (Большие.) Какого цвета ствол дерева? (Коричневого.) А трава какого цвета у нас во дворе? (Зеленого.) Она большая? (Маленькая.) Люди что делали? (Шли.) Мы с вами гуляли по дорожке, а из чего она сделана? (Из камня.) Какие цветы мы видели? (Красивые.) Какого цвета они у нас на участке? (Красные, розовые, белые.) Птиц на прогулке видели? (Да.) Откуда они к нам возвращаются весной? (Из теплых краев.) Почему они улетают от нас? (Зимой холодно.)

Сегодня на прогулке мы видели деревья, траву, цветы и людей. Деревья большие, а трава маленькая, зеленого цвета. Видели много красивых цветов. Они красного, розового, белого цвета. Птицы прилетели из теплых краев. Они улетают зимой, потому что холодно.

Источник:Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 280.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №25

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Оденем куклу на прогулку»

Цель: Уточнить представления детей об одежде, назначении вещей; учить запоминать последовательность одевания на прогулку.

Материал и оборудование: Кукла Катя, коробка с одеждой (колготки, ботинки, кофта, шапка, пальто).

Ход: Перед детьми сидит (стоит) кукла Катя. Рядом — красивая коробка. «В коробке,— говорит и показывает воспитатель,— Катина одежда». Достает пальто. Дети называют его, припоминают названия его деталей (воротник, рукава, пуговицы). Называют (самостоятельно или повторяют за воспитателем) цвет пальто. Вешают пальто в шкаф, стоящий рядом. Кто-нибудь из детей достает из коробки новую вещь, называет ее и передает Кате, повторяя вслед за педагогом: «На, Катя, шапочку!» Или: «Это, Катя, шапочка. Ее надевают на голову».

Вызываемые поочередно дети достают из коробки шапку, кофту, колготки. Далее Катя начинает собираться на прогулку «Сначала надо надеть пальто, не правда ли?» — спрашивает кукла, надевая пальто. «Нет, нет! — протестует воспитатель.— А как же ты теперь наденешь кофточку

Воспитатель последовательно надевает на Катю колготки, ботинки, кофту, шапку, пальто. Дети подсказывают кукле и воспитателю, что за чем следует надевать.

Источник: В.В.Гербова, А.И.Максаков. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – 2-е изд., М.: Просвещение, 1986.с.59.        

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №26

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Какие бывают листья»

Цель: Расширять у детей представления о комнатных растениях; упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название: «листья».

Материал и оборудование: Картинки с изображением разных по размеру и форме листьев

Ход: Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с разными по размеру и форме листьями. Предлагает найти среди них: большие, широкие, затем длинные и узкие, и, наконец, маленькие листья. Задание выполняется сначала коллективно, потом индивидуально.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 225.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №27

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Цветочная поляна»

Цель: Формировать у детей представления о растениях (цветы) и насекомых; расширять словарный запас.

Материал и оборудование: Зеленая ткань, наборы из пяти лепестков одного цвета и желтого кружка на каждого ребенка; плоскостные фигурки бабочек, жучков, кузнечиков.

Ход: Воспитатель показывает детям зеленую полянку (зеленую ткань, клеенку, ковер), на которой они «посадят» цветы. Затем демонстрирует, как из пяти лепестков одного цвета и желтого кружка собрать цветок на полянке. Дети повторяют действия воспитателя, используя свой набор из лепестков и сердцевины.

Воспитатель и дети рассматривают получившуюся цветочную поляну, отмечают цвет и форму лепестков, серединок; раскладывают на них плоскостные фигурки бабочек, жучков, кузнечиков, называют их.

Воспитатель упражняет детей в назывании предлогов, цвета.

Воспитатель. Куда ты посадишь бабочку - на цветок или на травку? На каком цветке сидит жучок? Кузнечик какого цвета? Трава тоже какая? Воспитатель предлагает детям поиграть с насекомыми на полянке.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 59. 

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №28

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Угадай по описанию»

Цель: Расширять у детей представления о домашних животных, развивать память, внимание.

Материал и оборудование: Сундучок, мелкие игрушки: собачка, уточка, цыпленок; колокольчик.

Ход: Воспитатель показывает детям сундучок, в котором спрятаны мелкие игрушки: собачка, уточка, цыпленок. Детям предлагается отгадать, кто спрятался в сундучке, прослушав загадку - описание:

Живет под крылечком, хвостик колечком.

Громко лает, в дом не пускает. ( Собачка.)

Маленький, желтенький комок,

Мама — курочка, а папа — петушок,

Угадай-ка, кто, дружок! (Цыпленок.)

Мама — утка у него, плавает, кричит:

Кря-кря, кря-кря, где малыш у меня? ( Утенок.)

При правильном ответе ребенка взрослый звенит колокольчиком и достает из сундучка угаданную игрушку.

В заключение можно поиграть в игру «Кто спрятался?» Перед ребенком ставятся в ряд все игрушки из сундучка (не более трех). Он закрывает глаза, и одна из игрушек убирается. Ребенку надо вспомнить и назвать ее.

Источник:         Маханёва М.Д. Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет Москва 2006, с. 38.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №29

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Лото»

Цель: Расширять представления детей о различных материалах, из которых сделаны предметы и игрушки: ткани, бумаги, дерева и резины.

Материал и оборудование: Карточка, разделенная на три квадрата: на один наклеен кусочек материала — резины, дерева, ткани, бумаги; два других квадрата пустые. Карточки с изображением предметов, сделанных из резины, дерева, ткани, бумаги.

Ход: Сначала воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки с наклеенными кусочками материалов, дети называют материал. На отдельном столике сложены карточки с изображением предметов. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен выбрать две карточки с предметами, сделанными из того материала, который наклеен на первой карточке. Тот, кто выполнил задание садится на стул. Проверяя, как ребенок выполнил задание, воспитатель просит его произнести название материала и предмета — это резиновые сапоги, это деревянная ложка и т. д.

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 85.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №30

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Кому что нужно для работы»

Цель: Формировать представления детей о труде сотрудников детского сада — няни, медсестры, повара.

Материал и оборудование: Картинки с изображением орудий труда няни, медсестры, повара; атрибуты одежды данных профессий.

Ход: Воспитатель выбирает трех детей на роль няни, медсестры и повара. Остальным детям раздает картинки с изображением тех предметов, которые нужны людям данных профессий для работы — швабры, ведра, половника, кастрюли, плиты, шприца, бинта и т.д. Дети по очереди спрашивают, например: «Кому нужен шприц?» Ребенок, который изображает медсестру должен ответить: «Шприц нужен медсестре» и т.д.

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 49.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №31

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Из чего сшито?»

Цель: Расширять представления детей о различных видах ткани.

Материал и оборудование: Лоскутки разных тканей, две куклы, одна одета в пальто, другая в платье.

Ход: Воспитатель раздает детям лоскутки разных тканей. Предлагает вспомнить, как называется этот материал, что дети помнят о нем, что делают из тканей. — Ткани бывают разные. У некоторых из вас лоскутки толстые, у некоторых тонкие. Потрогайте их. — У меня на столе сидят две куклы. Одна одета на прогулку — она в пальто. Другая кукла только в платье. Из толстой или тонкой ткани сшито пальто у одной куклы? (Из толстой.) А платье у другой куклы? (Из тонкой.) Потрогайте еще раз свои лоскутки, подойдите к куклам. Те, у кого лоскутки толстые, положите их около куклы, которая одета в пальто. Те, у кого лоскутки тонкие, положите их возле куклы, которая одета в платье. (Дети выполняют задание.) Посмотрите, какие разные пальто можно было сшить из толстой ткани и как много разных платьев — из тонкой ткани.

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 56.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №32

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Кому что нужно для работы 2»

 Цель: Расширять знания детей о разных профессиях (поваре, дворнике, военном) и о предметах, необходимых человеку той или иной профессии.

Материал и оборудование: У воспитателя большие картинки с изображением людей разных профессий, с которыми дети знакомы. У детей картинки с изображением предметов, необходимых для той или иной профессии.

Ход: Воспитатель поднимает картинку с изображением человека той или иной профессии, просит детей поднять картинки с изображением предметов, необходимых данной профессии, и спрашивает: «Что нужно повару для работы?» Дети, поднимая свои картинки, отвечают: «Повару нужна плита, чтобы готовить. Повару нужен половник, чтобы мешать еду. Повару нужен нож, чтобы резать мясо, овощи и другие продукты». Воспитатель берет у детей картинки и ставит их около изображения повара. То же самое делается и с другими профессиями.

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 66.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №33

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Найди свой домик»

Цель: Закреплять знания детей о родовых понятиях — «одежда», «обувь», «головные уборы».

Материал и оборудование: Три большие картинки с изображением одного предмета обуви, одежды и головного убора. У детей картинки с изображением различных предметов одежды, обуви, головных уборов.

Ход: Сначала дети вместе с воспитателем рассматривают большие картинки, которые воспитатель поставил на стульчики в разных местах комнаты. Потом рассматривают свои картинки. В начале игры дети ходят по комнате. По сигналу воспитателя они встают возле стульчика, на котором изображен предмет, относящийся к родовому понятию того предмета, который изображен на картинке у ребенка. Если дети ошибаются, воспитатель вместе с ними исправляет ошибку. При повторении игры дети обмениваются картинками, а воспитатель меняет местами

большие картинки.

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 67.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №34

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Чего не хватает 2?»

Цель: Закреплять знания детей о различных деталях одежды: воротнике, рукавах, пуговицах, манжетах.

Материал и оборудование: Несколько карточек с изображением одного и того же платья. На одной карточке платье изображено полностью, на второй карточке у платья нет воротника, на третьей — рукава, на четвертой — пуговиц, на пятой — у рукавов нет манжет.

Ход: Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на первую карточку и назвать различные детали платья. Потом раздает отдельным детям остальные карточки (можно сгруппировать детей по несколько человек) и предлагает им сказать, какой детали не хватает у платья, изображенного на их карточке.

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 68.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №35

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Домино»

Цель: Закреплять знания детей о знакомых транспортных

средствах: троллейбусе, трамвае, автобусе, грузовой машине, легковой машине.

Материал и оборудование: Карточки с двумя картинками: например, на одной карточке троллейбус и автобус, на другой — трамвай и легковая машина и т.д.

Ход: Сначала воспитатель рассматривает карточки, дети вспоминают названия транспортных средств. Воспитатель раздает детям по 2—3 карточки. Первую карточку выкладывает воспитатель. — Что нарисовано на моей карточке? (С одной стороны грузовая машина, с другой легковая машина.) — Рядом со мной сидит Коля. У тебя есть карточка, на которой нарисована или легковая машина, или грузовая? (Есть.) Ставь ее рядом с моей грузовой машиной. — Возле Коли сидит Маша. Маша, посмотри, какие картинки у нас теперь с двух сторон? С одной стороны легковая машина, а с другой стороны? (Трамвай.) У тебя есть трамвай или легковая машина? Что у тебя есть? (Легковая машина.) Поставь ее к легковой машине. 

Так воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку и помогает ему поставить правильную картинку. Если картинки нет, ребенок пропускает ход. При повторной игре воспитатель учит детей без напоминания вовремя ставить свою картинку. Игра заканчивается, когда дети поставят все карточки (или когда у кого-то из детей они кончатся).

Источник:         Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. с. 70.

Возрастная группа: первая младшая

Карточка №36

Вид: дидактическая игра по познавательному развитию

Название: «Найди по описанию»

Цель: Закреплять умение детей находить предметы кукольной одежды по словесному описанию взрослого;

Материал и оборудование: Картинки с изображением предметов одежды и обуви разного цвета по сезону (ботинки, пальто, шапка, шарф, штаны, кофта и т. п.)

Ход: Воспитатель показывает детям картинки, называет изображенные предметы, обращает внимание на цвет одежды (обуви), наличие карманов, пуговиц, объясняет их назначение.

Затем раскладывает картинки на столе перед детьми и просит их найти тот или иной предмет одежды (обуви) по описанию: «Покажите, где теплые, длинные, с карманами, синего цвета... (что?)» Дети находят картинку, называют, что это, еще раз описывают предмет вместе с педагогом. Если дети затрудняются, то воспитатель после описания сам находит нужную картинку, еще раз описывает предмет, изображенный на ней.

Источник:         Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.- сост. О.П.Власова и др.- Волгоград: Учитель, 2012 с. 85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для разных возрастных групп по теме:"Геометрические фигуры"

1. Игра « Назови одним словом»Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные...

Дидактические игры по познавательно-речевому развитию (средняя группа)

Дидактические  игры по познавательно-речевому развитию (средняя группа)...

Методическая разработка к дидактической игре «Башкирские узоры» этнокультурной направленности. Возрастная группа: дети 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.

   Для закрепления прeдставлений детей o народном орнаменте мы разработали и изготовили дидактическую игру «Башкирские узоры», используя для этого виниловые пластинки, осн...

Дидактические игры экологического содержания на каждую возрастную группу

Дидактические игры экологического содержанияна каждую возрастную группу...

Дидактические игры и упр. для разных возрастных групп

Дидактические игры и упр. для разных возрастных групп...