Из опыта работы: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
проект

Артемихина Татьяна Геннадьевна

    Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными  стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.  

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Работа по воспитанию у детей духовно- нравственных качеств личности очень важна.

      Действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольников, я считаю, является сказка.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Нужно  понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности  она вполне отвечает природе маленького человека. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо,  отличить добро и зло. Важно научить дошкольника  общаться, взаимодействовать с окружающими. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях. Тут на помощь приходит сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже не догадывался.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_-tg.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОГОБУ для детей сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова

Из опыта работы:

«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Т. Г. Артемихина ,

воспитатель группы «Рябинка»

март 2021

Содержание

I .Актуальность…………………………….

II. Обоснование авторской темы…………..

III . Технологическое описание опыта ………

IV. Результативность …………….

V. Cписок литературы…

V I. Приложение……………………..

  1. Актуальность.

    Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными  стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.  

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Работа по воспитанию у детей духовно- нравственных качеств личности очень важна.

      Действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольников, я считаю, является сказка.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Нужно  понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности  она вполне отвечает природе маленького человека. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо,  отличить добро и зло. Важно научить дошкольника  общаться, взаимодействовать с окружающими. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях. Тут на помощь приходит сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже не догадывался.

II .      Обоснование авторской темы

Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое» Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее. Использование сказки помогает возродить  духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская  педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как  о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.

К.Д.Ушинский (1824-1871) В его основе педагогической системы лежит идея народности. Сказки русского народа он назвал «первыми блестящими попытками народной педагогики» Восторгаясь сказками, как памятниками народной педагогики, он писал, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Л. Н. Толстой (1828-1910) Л.Толстой собиратель народных сказок и автор собственных. Писателя интересовало народное творчество. Он общался с крестьянами, простыми людьми, с их слов записывал пословицы, поговорки, сказки. Язык его  простой, выразительный. Нравоучения, которые присутствуют, очень коротки и ясны. Это помогает ребятам понять и запомнить идею сказки. Например, «Зайцы и лягушки» ( о плохой жизни зайцев) «Волк и коза» ( «Не затем ты, волк, меня вниз зовёшь, ты не о моём, а о своём корме хлопочешь»)

«В дневнике Яснополянской школы»  в 13 из 22 записей об уроках чтения отмечено чтение сказок, причём почти всегда прочитанное «всё очень порядочно пересказывали»,  тогда как после чтения других книг редко, кто из учеников мог легко пересказать прочитанное.

«Все с завистью как за что-то новое брались за книжки и прямо по складам читали сказки»,- сообщали учителя.

   Сказка в народном творчестве это чудо. Читая или слушая сказку, мы оказываемся во власти удивительного вымысла.  Сказки воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости. Сказка – это один из способов объединить взрослого и ребёнка, дать возможность понять друг друга.

Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают, рассказывают их детям, ещё реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном. Учитывая наш контингент детей, воспитанников детского дома, некоторые из них вообще не слыхали, что такое сказка? Таким образом, всё выше сказанное побудило меня возродить интерес к сказке и использовать её  в своей работе как средство духовно-нравственного воспитания детей.

III. Технологическое описание опыта

Цели:

 1. Проанализировать нормативно-правовую базу данного вопроса

 2. Изучить опыт других коллег.

 3. Способствовать коррекции нарушений эмоционально - волевой сферы   детей в процессе продуктивной деятельности, связанной с духовно-нравственным содержанием русской сказки.

Задачи:

1. Формировать представление детей о литературном жанре-

  русская народная сказка. Обогащать знания детей о литературных героях, их характерах, поступках.

2. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказки, участвовать  в беседе по содержанию. Обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую речь. Учить навыкам театрализованной игры по сказкам

3. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Нормативно-правовая база:

1.Конституция Р.Ф. Глава II «Права и свободы человека и гражданина» «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему с рождения»

2.Ф.З. «Об образовании в Р.Ф» 29.12.12

Глава 7, статья 64 «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

3. ФГОС ДО январь 2014

В стандарте учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой,

М А Васильевой Мозаика - Синтез, Москва 2018

5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (анализ программы по сказкам)

6. Н. Г. Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России»  программа по гражданско-патриотическому воспитанию.

 В ней представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые темы занятий связаны между собой  и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, её прошлом и настоящем.

Решение задач по духовно- нравственному воспитанию осуществляется в следующих видах деятельности:

- в ходе непосредственно образовательной деятельности

- в ходе режимных моментов

- в процессе совместной деятельности педагога с детьми

- при организации самостоятельной детской деятельности

Методы ознакомления со сказкой:

-чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей

- рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались

- дидактические игры

 на материале знакомых сказок. “Откуда я?” (описание героев), «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию»,  «Собери из частей»

Приёмы формирования восприятия сказки:

- выразительность чтения

- выборочность чтения

- драматизация сказки

- просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей с русской народной сказкой- чтение, рассказывание, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций- с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки

Эмоциональное восприятие сказки детьми-  пересказ детьми содержания сказки, настольный театр- цель закрепить содержание сказки. Данная форма позволяет узнать как дети поняли суть сказки

Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании -  позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, сочувствие к героям сказки.

Самостоятельная деятельность детей – разыгрывание сюжетов из сказок, драматизация сказки, творческая игра с использованием персонажей сказки- метод превращения детей в героев сказок способствует развитию симпатии, умению оценивать поступки героев сказки, поступки окружающих людей, определить для себя кто « положительный герой», кто  «злодей»

IV. Результативность работы:

Используя  русские народные сказки,  как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников, я пришла к выводу:

  1. Дети знают определённые сказочные сюжеты
  2. Научились понимать сюжетную линию сказки
  3. Научились различать, что такое хорошо, и что такое плохо
  4. Повысился интерес к слушанию, обсуждению прочитанного
  5. Главный итог - это формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру

V. Cписок литературы

  1. 1.Конституция Р.Ф. Глава II «Права и свободы человека и гражданина»
  2. Ф.З. «Об образовании в Р.Ф» 29.12.12
  3. ФГОС ДО январь 2014
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой,

М А Васильевой Мозаика- Синтез, Москва 2018

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой  М. 2007
  2. Н. Г. Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России»  программа по гражданско-патриотическому воспитанию М. «Издательство Скрипторий 2003», 2007-112 с.
  3. «Современный толковый словарь русского языка» под редакцией

 С.А Кузнецова

  1. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль

V I. ПРИЛОЖЕНИЕ

Толкование малопонятных дошкольнику слов, встречающихся в русской народной сказке «Колобок»

  1. «Современный толковый словарь русского языка» под редакцией С.А Кузнецова
  2. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль

            Короб – изделие из луба, бересты, щепки и т.п., служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо.

          Поскрести – скрести нЪсколько, немного…

          Сусек – закром.

          Авось – (частица) – может быть, вдруг, случайно (о том, на что говорящий надеется, считает возможным).

          Пригоршня – ладони (ладонь), сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.

          Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.

          Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.

          Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.

          Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.

          Нехитро (наречие) (в сказке записано раздельно «не хитро») – нетрудно, несложно; просто, незамысловато.

          Подавно – тем более, разумеется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитатния дошкольников"

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреж...

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке...

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедли...

Опыт работы: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Сообщение из опыта работы «Краеведение как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы "Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...

"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).

Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....