«Трудовая деятельность в формировании нравственно-волевых качеств у детей»
консультация (средняя группа)

Шостак Валентина Сергеевна

          Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_prezentatsii.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Шостак Валентина Сергеевна

                                                                  МДОУ "Детский сад №1

                                                    п. Октябрьский

                                                                Белгородского района

                                                                Белгородской области"

«Трудовая деятельность в формировании нравственно-волевых качеств у детей»

                                              Труд детей дошкольного возраста является                                                   важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в                  детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились       понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Макаренко А.С.

          Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

 Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно – волевой сферы важное условие всестороннего развития личности ребенка.

Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в нравственно-волевых качествах – важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием ребенка-дошкольника. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. Большую роль в развитии этих качеств в дошкольном детстве играет трудовая деятельность.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться; воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

Решение нравственных задач в видах труда:

Самообслуживание: воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности.

 Хозяйственно-бытовой труд: Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Учить совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба).  Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.

Ручной труд: развитие волевых усилий, творчества.

Труд в природе:  воспитание ответственности за жизнь растений.

В период адаптации одни дети быстро привыкают к новой обстановке, другие бывают растеряны, агрессивны, капризничают, зовут маму.

И здесь главная задача воспитателя – это преодоление этих негативных моментов. Они наносят отрицательное отношение к окружающему миру.

Здесь и необходимо развитие нравственно-волевых качеств у ребенка.    Нравственно - волевые качества

---Умение достигать цели.

--Умение не мешать другим детям.

---Готовность делиться игрушками.

---Помогать сверстникам.

Большую роль в развитии нравственно-волевых качеств играет совместный, коллективный труд. В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда каждого. Стимулирует работу ребёнка пример других детей, подражание лучшим образцам. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание работать, учит объективно оценивать результаты. В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отношения. Регулирование взаимоотношений осуществляется на основе уже усвоенных нравственных норм и правил. В совместной деятельности, разделённой на отдельные операции, дети оценивают действия каждого. Особое внимание дошкольников привлекает факт задержки выполняемой работы, случаи некачественного выполнения задания. Это требует корректировки действий отстающего, оказания ему помощи.

В труде формируются  дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.

Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственно-волевым развитием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Игра – эффективное средство нравственного воспитания дошкольника.

В игре дети выражают реальные и придуманные явления сюжета.

Чтобы в любой игре дети получали положительные эмоции, необходимо взрослому взаимодействовать с малышом, чтобы игра стала «школой», средством воспитания и обучения.

Игра-драматизация  

Сюжетно-ролевая игра

Подвижная игра

Дидактическая игра

Конструирование

 Каждый вид игры оказывает влияние на развитие нравственно волевых качеств ребенка дошкольника.

                               Используемая литература:

1. «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»  Составители: М. С. Орехова, Л. И. Бударина, Мозырь 2008.

2. «Социальная одаренность и коммуникативные способности». Под ред Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Особенности организации трудового обучения в детском саду для формирования нравственно- волевых качеств детей» .

Тема:   «Особенности   организации   трудового   обучения   в   детском   саду    для   формирования...

КУРСОВАЯ РАБОТА "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО"

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – проблема нравственно-волевого воспитания дошк...

Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"

В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....

Семинар-практикум на тему: « Роль трудовой деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у старших дошкольников»

Материал содержит информацию о формировании нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста через различные виды трудовой деятельности....

Трудовое воспитание и его влияние на формирование нравственно- волевых качеств

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития....

Игры на формирование нравственно-волевых качеств

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные к...