Кейс-игра для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей «Как бы поступили ВЫ?»
методическая разработка

Работа с кейсами

Во время кейс-игры вам будут предложены типичные ситуации, связанные с воспитанием детей, и варианты их решения. Вам предстоит сделать выбор, как поступить в том или ином случае.

Как решать кейс?

Выберите возраст ребенка — все ситуации разработаны с учетом возрастных особенностях детей

Внимательно ознакомьтесь с описанной ситуацией и вариантами ее решения

Выберите вариант, который считаете наиболее подходящим

По итогам решения каждого кейса вам будут предложены рекомендации по выбору наиболее конструктивных методов и приемов воспитания и моделям поведения в каждой конкретной ситуации, которые помогут действовать в интересах ребёнка и выстраивать с ним гармоничные отношения.

Проходить кейсы можно несколько раз, чтобы потренироваться в выборе наиболее гибких и подходящих решений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ситуация 1

Андрею 5 лет, сегодня вместе с родителями он едет в гости к своей двоюродной сестре. Дорога недлинная, т дома нужно пройти к остановке автобуса и проехать три остановки до места назначения. По пути Андрей говорит, что хочет подарить сестре цветы и просит  остановится около цветочной палатки. Выбор цветов затягивается, Андрей не может определиться между белыми и желтыми хризантемами. Вдали показался автобус через 3-4 минуты он подъедет к остановке. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):

Выбор наиболее приемлемых для родителей вариантов ответов:

а) Не стоит опаздывать в гости без уважительной причины, я потороплю Андрея. Мы можем не успеть на автобус, и неизвестно, когда приедет следующий

б) Вспомню, на какие цветы он обращал больше внимания, и приму решение о покупке самостоятельно

в) Сообщу Андрею о приближающемся автобусе. Если он определится прямо сейчас, мы на него успеем, если нет, то, скорее всего, после покупки цветов придется идти пешком

г) Скажу, что купим цветы в следующий раз. Возможно, рядом с домом сестры они тоже продаются. Возьму Андрея за руку, и вместе пойдем к остановке

Рекомендации по выбору наиболее конструктивных методов и приемов воспитания и моделям поведения в каждой конкретной ситуации (в форме раздаточного материала/карточек):

а) Очевидно, что вы волнуетесь, но желание успеть в гости к назначенному сроку опирается на непонятную установку для ребенка, тогда как он хочет сделать приятный подарок сестре. Скорее всего он продолжит выбор цветов и Вам придетсся предпринять дополнительные действия - торопить, помогать с выбором и т. Но таким образом вы не препятствуете инициативе андрея и даете ему возможность сделать самостоятельный выбор, что определенно будет способствовать его личностному развитию.

б) Так вы, конечно успеете на автобус и купите цветы, но не поможете ребенку ощутить себя в полной мере самостоятельным. Если уж вы начали поощрять инициативу ребенка, следуйте этому до конца. Так Андрей сможет ощутить результат своих решений в виде, например, необходимости идти пешком до дома сестры или долго ждать следующий автобус.

в) Таким образом вы поощряете инициативность Андрея, а прогноз развития событий поможет ему самому представить последствия своих действий. Да, возможно, придеться дойти до дома сестры пешком или ждать другой автобус, но так Андрей получит удовольствие от собственной самостоятельности и удовлетворенного желания сделать подарок сестре.

г) Подобный подход, конечно, позволит успеть на автобус и прийти в гости вовремя, но не даст возможности реализовать инициативу Андрня. Ему не дали сделать выбор, но сказали, что, возможно, он сделает это позже. Если действовать так часто, то Андрей будет чувствовать только зависимость от ситуации, а не учиться управлять ею.

 Ситуация 2

Андрей вместе с родителями заходит в автобус и видит свободное место около окна, он спешит сесть именно там, спотыкается и падает в проходе. Андрей не ушибся. Он поднимается, смотрит в сторону родителей, не может сдерживать слез и начинает плакать. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):

Выбор наиболее приемлемых для родителей вариантов ответов:

а) Скажу, чтобы он подошел ко мне и немедленно успокоился Лети всегда падают, когда начинают спешить

б) Протяну платок. Скажу: «Наверное, ты очень хотел сесть у окна но не заметил выступ, упал и испугался?»

в) Приобниму. Скажу: «Я бы тоже очень огорчилась/ся, если бы споткнулась/ся в автобусе. Здорово, то ты сильный и уже успокаиваешься

г) Скажу, что мальчишки не плачут. Ничего страшного не произошло. «Отряхнись и садись к окну, как хотел

Рекомендации по выбору наиболее конструктивных методов и приемов воспитания и моделям поведения в каждой конкретной ситуации (в форме раздаточного материала/карточек):

а) Такая реакция бывает, когда родителям сложно переносить плач или испуг ребенка. Вы стремитесь не обращать внимание на эмоции ребенка и собственный испуг, вместо этого ведете себя агрессивно. Даже если Андрей у спокоился и подойдет к Вам, у него останется ощущение вины за собственное поведение. Подобные действия отрицательно сказываются на самооценке ребенка.

б) Вы хотите помочь ребенку понять, что с ним случилось на самом деле. Это определенно поможет ему успокоиться и чувствовать себя увереннее.

в) Вы способны принимать негативные эмоции ребенка. Это отличный знак! Тактильный контакт в такой ситуации определенно поможет ребенку быстрее успокоиться. Вы используете ситуацию, чтобы сформировать у ребенка представления о себе как о сильном и способном быстро успокоиться. Стоит лишь помнить, что излишнее стремление угадать мысли ребенка может тормозить его желание высказать их самостоятельно.

г) Так вы стремитесь снизить эмоциональный фон ситуации. Слова о том, что мальчишки не плачут, возможно, помогут ему перестать плакать, но отсылка к стереотипам не даст ему возможности рассказать о своих чувствах и испытать облегчение. Действуя таким образом, будет сложно вырастить доверительные отношения.

Выводы: 

В первом эпизоде Андрей проявляет инициативу, он хочет купить цветы и сделать приятный сюрприз своей сестре, что само по себе очень хорошо. У него явно недостаточно опыта, и возникают проблемы с выбором, тут еще и автобус приближается. Конечно же, ситуация может стать развивающей, если родители расскажут Андрею о последствиях его выбора. Но важно отметить это не как надвигающуюся угрозу, а как условие, которое стоит принять во внимание. Так он сможет принять решение сам или попросить о помощи родителей.

Во-втором эпизоде, где Андрей падает, оценка себя и самой ситуации будет зависеть от реакции родителей. Негативная оценка и попытка воспитать в нем характер, скорее всего, не помогут Андрею адекватно оценить, что произошло. Если же открыто обсудить чувства Андрея и отметить хотя бы минимальное проявление самообладания, то это положительно скажется на его самооценке.

Главный девиз этого кейса: Своевременная поддержка – залог самостоятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый закон об образовании: Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ +++++++ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013г....

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗСтатья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающи...

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нра...

Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей

Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей Сегодня в России более 700 тыс. детей-сирот, свыше 500 тыс. детей-инвалидов и 600 тыс. детей, находящихся в социал...

"Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответсвии с действующими законодательствами о семье и браке"

Материал представлен в виде слайдов и содержит краткое описание по теме. Его можно использовать на семинарах, консультациях....