Экологические игры/
материал

Дьякова Нияра Изетовна

Экологические игры, используемые в работе по формированию экологических представлений в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры, используемые в работе по формированию экологических представлений в проектной деятельности.

«Угадай, какой ты зверь»

Дидактическая задача.

Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Оборудование.

Картинки с изображением животных.

Игровое действие. 

Отгадать, какое животное изображено на картинке.

Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры.

Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он. Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка. Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных. Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».

«Грибная полянка»

Дидактические задачи:

  • закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы;
  • проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик);
  • формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса;
  • воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Материал. 

Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика. Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.

Игровое правило.

В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков

Ход игры.

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем? (Ответы детей)

С чем нужно ходить в лес за грибами? (Ответы детей)

Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса).

Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами. Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм Гриба- лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои впечатления воспитателю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.

Гриб-лесовик: «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы детей)

«Вам нравится мой лес?

Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять как можно больше образных выражений?)

Почему вы пришли в лес с корзинками? (Ответы детей)

 А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы детей)

Как называются грибы, которые можно есть? (Ответы детей)  

А которые нельзя есть? (Ответы детей)

Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы детей)  

Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).

На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают грибы» в свои «корзинки».

В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.

«Построй домик животному»

Дидактические задачи.

  • закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах";
  • формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.

Материал.

Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

 Игровое правило. 

  • Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.
  • Выбрать из предложенного "стройматериала" только те, что нужны для вашего животного.
  • Выбрать "домик" для животного.
  • Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них.

Поможем построить домик зверям? (Ответы детей).

 Воспитатель. Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь. Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Дидактическая задача.

Расширение представлений детей о взаимосвязях в природе.

Материал. 

Картинки живой природы.

Игровое правило.

Убирать только одну картинку, высказывать предположения не перебивая друг друга.

Ход игры.

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями?

-А если бы исчезли птицы?

-А если бы пропали ягоды?

-А если бы не было грибов?

-А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Угадай, что в руке?»

Дидактическая задача.

Нахождение названного предмета с помощью одного анализатора.

Материал.

Муляжи фруктов и овощей.

Игровое правило.

Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Ход игры.

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной.

Воспитатель раскладывает в руки детей муляжи фруктов. Затем показывает один из предметов. («У кого морковь, ко мне!») Дети, которые определили у себя такой же овощ, по сигналу подбегают к воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...