театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Матвеева Галина Викторовна

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татрализованной деятельности, методов и приёмов над образной выразительностью, заключение, список  литературы, приложения.  

Ценностью этих методических рекомендаций является качественное раскрытие значения театрализованно-экологических игр для формирования экологической культуры дошкольника. 

Новизна методических рекомендаций заключается в том, что они позволяют создать условия для развития речи детей дошкольного возраста, выразительной стороны их тречи, формирования артистических способностей детей,экологической культуры.

данные методические рекомендации соответствуют специфике работы дошкольного образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста и могут быть рекомендованы к использованию  в образовательной деятельности ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rekomendacii_3.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением     деятельности по художественно-эстетическому

 направлению       развитию  детей»

Театрализовано – экологические игры как одно из средств      формирования экологической культуры дошкольников

(Методические рекомендации)

Кемерово 2011

Авторы- составители:

Г.В.Матвеева,  ст. воспитатель МБДОУ № 18;

Рецензенты:

Е.Г.Вотинова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования КРИПКиПРО

Данные методические рекомендации помогут педагогам ДОУ овладеть технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологического содержания.

Содержание

Содержание        

Введение        

Театрализованная деятельность – особый и прекрасный мир ребёнка        

От игры к театру        

Приёмы работы над образной выразительностью        

Заключение        

Литература        

Приложение 1 Интонационная выразительность        

Приложение 2 Речевой материал для формирования интонационной выразительности речи.        

Приложение 3 Игры экологического содержания………………………………….23


Введение

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, очевидно, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества, его духовности.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. Прогрессивные изменения больше касаются интеллектуального развития детей, а вот развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание.  В то время, как одним из залогов успешного воспитания, в том числе  экологического, является создание таких условий, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Она же - основное средство формирования экологической направленности личности ребёнка.

Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды.

Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребёнка - дошкольника принадлежит театру. К сожалению, в настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованной деятельности уделяется недостаточно внимания. Мы предлагаем для формирования экологической культуры дошкольников объединить игру и театр.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), театрализовано - экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению ранее полученных знаний, расширяют  кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Характерным признаком, отличающим данный подход к экологическому воспитанию является то, что через театрализовано -  экологическую деятельность развивается социальная активность детей, память, воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникативные умения, идёт развитие речевых и познавательных функций,  воспитывается художественный вкус, ребёнка учится лучше понимать окружающий его мир.

Цель данных методических рекомендаций – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологического содержания.        

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической культуры дошкольников;          

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к театрализовано- экологической деятельности.


Театрализованная деятельность – особый

 и прекрасный мир ребёнка

Считается, что каждый ребёнок талантлив изначально, театрализовано - экологическая направленность даёт возможность выявить и развить в ребёнке задатки, заложенные в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми в этом направлении, тем больших результатов         можно добиться в игровом творчестве.

У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе. Расширению игрового опыта детей способствует освоение театрализованной игрой.

Изучение психолого-педагогической и методической лите ратуры, передового опыта показывает, что в настоящее вре мя накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском са ду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театра лизованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигут киной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Ши шовой и др.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказ ки или театральные представления по готовым сценариям»[3, Бочкарёва Л.П.].

Было установлено, что театрализованные игры отличают ся от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и харак тером игровой деятельности. Театрализованные игры являют ся играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрывае мого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театраль ном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются кон кретные образы.

Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспи тателя и под его руководством. Но если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать на родные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостно го театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в сред нем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Дети пятого года жизни в процессе театрализованной дея тельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. В старшем дошколь ном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности.

В этом же возрасте можно включать фрагменты театрали зованной деятельности с использованием разных видов теат ра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогаще ния театрализованных игр.

Н. Карпинской была предложена методика работы с деть ми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта стро ится поэтапно:

- на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

- на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

- на третьем этапе дети выполняют ряд творческих за даний (выразить радость, страх и т. п.);

- на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.[7,Т.Н.Доронова]

Театральная игра - важнейшая форма развития у ребёнка ведущей способности, необходимой человеку на всю жизнь, - различать обозначаемое и обозначение [Л.А. Венгер]. Любая роль -  это знак.

Работу лучше всего начинать с  игры - драматизации. Чаще всего основой игры-драматизации могут послужить сказки «Репка», « Колобок», « Теремок», «Три медведя», « Заюшкина избушка» и др.

Первая сказка, которую мы с детьми превратили в «театр», - «Колобок», потом «Круть и Верты», «Потерянное колечко» С. Маршака, « Сказка о глупом мышонке». В сказке образы героев очерчены наиболее ярко. Они привлекают детей своей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое.

Важным для развития игры - драматизации является не только то, ЧТО ребёнок изображает, исполняя роль, но и то, КАК он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли.[ А.Леонтьев]

Мы ввели еженедельные вечера, посвящённые разыгрыванию детьми сказок, известных с младшей группы. С одной стороны, данные игры воспроизводятся ребёнком на основе подражания увиденному, с другой - благодаря рассматриванию иллюстраций, накоплению знаний о повадках животных, углублению понимания  особенностей взаимоотношений между героями у него появляется интерес к поиску индивидуального рисунка выполнения роли.

В процессе работы существенно усложнялись театрально - игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель», т.е.  быть внимательным и доброжелательным зрителем, проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее « на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов, позитивно оценивать игру сверстников - «артистов».

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил).         

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссёр» в режиссёрской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребёнку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

От игры к театру

На столе разложены шапочки-зверей - атрибуты героев. По этим атрибутам дети САМИ предполагают, какую сказку можно сделать, но по принципу не игры-драматизации, а от рассказа героя.

- Мы пришли с вами в театр. Но пришли не в зал для зрителей, а за кулисы. Всё приготовлено для репетиций. Сегодня артисты собрались для того, чтобы выбрать, какую пьесу они будут играть. Можно ли из того, что здесь лежит, сделать сказку? Одну или несколько? В каждой сказке есть герои, они встречаются и разговаривают. Вы договоритесь, какие герои встречаются, и с кем они будут разговаривать. Наденьте шапочки, выйдите, разговаривайте, а мы будем с вами в театре на репетиции актёрами.

Вопросы детям:

        - Кем ты будешь? Из какой сказки? С кем встретишься? О чём будешь говорить? Ты хочешь быть лисичкой? Ты помнишь, что она говорила?  А как она двигается?

- На репетиции пришли актёры (называю имена детей), которые играют главных героев. Мы с вами посмотрим, какую пьесу нам предлагают, и решим, стоит её ставить в театре или нет.

- Давайте приготовим сцену.

Выходят герои, ведут разговор, не обязательно точно по тексту, т.е. так, как дети рассказывали от лица героя, придумывая свой текст.

Многократно повторяя игру, воспитанники всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. Одновременно в ней могут участвовать только несколько человек - подгруппа, поэтому важно, чтобы дети поочередно были её участниками (первое действие - один состав артистов, а второе, после «антракта»,- другой состав артистов; каждый раз новый ребёнок играет роль Колобка, Лисы и т.д.).

- Кто ещё пришел из актёров на репетицию? (Дети  идут за ширму, воспитатель помогает выбрать сюжет). Так дети сыграют несколько вариантов сказок.

Воспитатель обращается к детям:

- Как вы думаете, можно зрителям показать эти сказки, будет ли зрителям интересно?

- Значит, поговорил Колобок с Зайчиком и всё: идите зрители домой …?

Дети:

- Нет, надо всю сказку показать. ( Если дети так не скажут, то воспитатель сама предлагает это).

- Да, надо костюмы, надо чтобы актёры громко говорили, а то будут спотыкаться на каждом слове. Можем мы сегодня кого-нибудь в театр пригласить?

        Дети:

-Нет.  

Воспитатель: - Да, театра пока нет. А сделать театр можем, чтобы настоящий был? (Интересно, что ответят дети. Очевидно, скажут «нет». Ответы детей показывают их опыт общения с театром.) Мы с вами вместе подумаем, сумеем ли мы сделать театр, и решим, пригласить ли в театр  малышей.

С первого раза театр не получится. Задача воспитателя - вызвать личное желание детей сделать театр.

У нас было много драматизаций сказок, и мы пришли к выводу - не надо учить тексты. Следует повторять некоторые моменты, работать над интонационной выразительностью (Приложение 1). Для таких упражнений мы использовали различные режимные моменты:  умывание, утреннее и вечернее время, после подвижных игр. Стали появляться любители, упражняться в разных ролях. Мы не обязывали каждого, упражнялся тот, кто хотел. Постепенно и другие дети решались сыграть какую-нибудь роль в сказке.         

Параллельно уточняли, каким опытом о театре владеют дети. В один из вечеров внесли альбом о театре. Рассматривая его вместе с детьми, обращали внимание на декорации, зал, афишу, занавес и т.д. Опыт показывает: хорошо вести работу с введением игры в театр тому воспитателю, кто сам любит театр, а второй воспитатель пусть станет заинтересованным слушателем детей, которые ему будут обо всём рассказывать, как бы «держать его в курсе событий».

Наряду с этим  вели с детьми экологические беседы, выясняя, кто, где живёт? Чем питается в природе?  Раскрывали зависимость выживания всех звеньев природы от условий.

Мы не торопились делать театр. С любителями, индивидуально и в подгруппах проигрывали отдельные сцены: «Да, это может войти в спектакль, а это нет». «На зайчика не очень был  похож …  А это получилось!»  Пробовали  разные сказки, эпизоды. Проигрывали роль Зайца в разных сказках, в разных «экологических» условиях. Сравнивали, чем они отличаются. Аналогично и с другими персонажами. Рассматривали иллюстраций к одной и той же сказке разных художников, акцентируя внимание на том, как художник изобразил животных, какие особенности и повадки отметил.  Помещали книги по сказкам и экологии в книжный уголок.

Мы работали над сказками, не обращая внимание на количество присутствующих детей,  например, с первыми тремя пришедшими в группу, индивидуально. Не устраивали репетиций, любое обращение к сказке превращали в игру.

Творчество в театральной игре особенно ярко проявляется как преодоление противоречия.

Образ персонажа (Лисы, Волка и др.) – не идеал. С помощью сказок ребёнок будет учиться вариантам выбора поведения в зависимости от ситуации поведения партнера. Именно через изучение этих персонажей в разных сказках детям откроется, что один и тот же персонаж может быть и добрым, и хитрым, и ласковым, и сердитым и т.д. Через сказки дети учатся  понимать, что животные и растения - часть живой природы. Учатся называть общие для всех живых существ признаки, усваивают условия, необходимые каждому живому организму, чтобы он был крепким и здоровым, овладевают знаниями о том, что животные и растения живут в сообществах (лес, луг и т.д.), узнают их обитателей.

Надо научить детей изображать разное поведение, настроение героя и принимать людей разными. Для самого ребёнка эта задача не осознаётся и тем более не значима. Театрализовано - экологическая игра решает эту задачу - обогащение личностного поведения ребёнка. Именно в этих играх наибольший расцвет у дошкольников получит механизм рефлексии - самопознание, самооценка.

После того, как дети «примеряют» на себя ту или иную роль,  делается анализ: получилось или нет. Чем чаще дети будут упражняться, чем больше будут слышать в анализе «получилось» или « не очень получилось», тем азартнее будут пробовать ещё и еще раз.

Каждый ребёнок хочет быть артистом. Это ожидание создания театра и будет побуждать детей многократно пробовать изображение отдельных сцен в любое время, в любом месте. И задача воспитателей - использовать это время и желание детей.

Мы зажигали детей каждый раз, как бы вспоминая - « Мы же решили театр сделать, но не выбрали пьесу - давайте попробуем!» Вместе с напарницей работали над выразительностью речи (Приложение 2). Если у детей одну смену удачно получалось, мы предлагали ещё раз эту удачу повторить для другого воспитателя. У детей появлялся смысл повторить найденные решения и искать новые.

Опробование разнообразных эпизодов из различных сказок позволило детям вступать во взаимоотношения с новыми партнёрами, искать варианты ведения роли,  развивать выразительность речи, естественность движений, контактность общения. Сама необходимость найти партнёра или партнёршу даёт возможность осваивать культуру общения. Мы никого на роль не назначали. Давали детям сделать выбор самим. Ситуация выбора партнера таит в себе колоссальные возможности развития взаимоотношений между детьми, освоения этики приглашения, отказа от участия.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимо, во-первых, чтобы педагог взял на себя роль режиссёра и вызвал у детей как у артистов желание играть в его спектакле. Интерес к литературному произведению самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании имеет большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении ребёнком характерных черт образа и отражении их в роли. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть.

Во-вторых, играть роль способен только тот, кто знает текс или может импровизировать на основе знания содержания сказки.

В-третьих, у артиста должны быть знания о реальном поведении животного, которое потом превращается в сказочный образ (например, исполнение ролей в играх «Потерянное колечко», «Сказка о глупом мышонке» и др. подготовит наблюдение за поведением гуся или кошки, рассматривание иллюстраций художников с изображением данных персонажей в разных сказках).

В-четвёртых, для создания роли необходимо иметь представления о средствах изображения человеком персонажа (варианты походки, мимики, жестов).

Приёмы работы над образной выразительностью

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или другие выразительные приёмы - игра для него должна быть именно игрой. Но подготовить ребёнка к выразительности образа - задача воспитателя. Этому способствуют пересказы от лица героя (поочерёдно всех героев произведения), просмотр и обсуждение мультфильмов, спектаклей, показанных профессионалами и взрослыми, а также детьми старшего возраста, рассматривание иллюстраций сказок, игрушек и скульптур малых форм, народных игрушек. Очень полезны для приобретения личного опыта  упражнения самого ребёнка в разных видах импровизации (голосом, мимикой, жестами, позами и т. д.).  Для решения этой задачи в группе должны быть зеркала.

Для того, чтобы научить детей самостоятельно находить способы образной выразительности О.С. Лапутина рекомендует следующие приёмы:

- для развития воображения детям предлагается: «Представь себе море, песчаный берег. Мы все лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли тёплый песок руками. Перевернулись на спину, сели, дотянулись руками до носочков. Быстро встали и побежали к морю. Поплыли - вода прохладная. Рассекаем воду руками - то правая, то левая рука впереди (имитация движения пловца). Сейчас будем нырять. Остановитесь, быстро разведите руки через стороны вверх. Нырнули, плаваем под водой, рассекая воду двумя руками перед собой. Выходим из воды. Берём полотенце, обтираемся»;

- даются задания и такого характера: « пройдись, как старая бабушка ... , а теперь, как царевна ... »;

- используются мимические этюды; один рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чём говорится;

- предлагается изобразить несколько персонажей сразу: щенка, кошку, воробья и бабочку. Раскрывается такой вариант: щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам. Побежали на улицу, там встретил кошку и т.д.

- упражнения с воображаемыми предметами: представьте себе мяч, возьмите его. Надо иметь в виду, что сначала некоторые дети будут отказываться от такой игры и будут лишь наблюдателями, потом и они включатся в игру;

- игра такого типа: все дети встают в круг и по команде воспитателя начинают делать произвольные движения. По сигналу все играющие замирают в разных позах. Воспитатель потом спрашивает, что каждый делал (стирал, танцевал, пел, колол дрова и т.д.);

- упражнение-загадка: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Для образца педагог показывает зайчика, который грыз морковку, потом испугался и убежал, бросив её;

- упражнение: «Что бы это могло быть?» В этой игре кирпичик превращается в коробку конфет, книгу; шарик - в яблоко, цыплёнка.

- игры-упражнения для развития выразительности речи: «Как лиса скажет «здравствуй» медведю, которого боится, лисе-подружке, зайцу, которого хочет съесть? Какой голос должен быть у Машеньки, когда она просит речку, печку, яблоньку ей помочь?»;

- широко применять музыкальные инструменты: металлофон, бубны и др.

- используются небольшие музыкальные произведения, которые служат звуковым фоном. Каждому эмоциональному состоянию персонажа соответствует определённый характер музыки. Воспитатель заранее договаривается с детьми, под какую музыку будет действовать герой в той или иной ситуации.

Заключение

В отличие от обучения математике, эффективность экологического образования не может быть выражена только в цифровых данных, отражающих результаты опросов или тестирования дошкольников. Сложность решения проблемы заключается и в том, что экологическое образование закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определять поступки человека, его отношение к окружающей среде в течение всей жизни. Ведь овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанного, правильного отношения к растительному и животному миру.  

Итогом работы по формированию экологической культуры дошкольников через театрализовано - экологические игры должны стать следующие достижения:

1. У детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные природные явления.

2. Формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости.

3. Дети осознанно выполняют нормы поведения в природе.

       4. Повышается качество игр - имитаций разных животных и героев литературных произведений.

5. Огромный интерес проявляют дети к элементарным режиссерским играм,  с удовольствием придумывают и разыгрывают сами сюжеты с игрушками.

6. Наличие у дошкольников достаточно развитых высших чувств – интеллектуальных, эстетических, моральных.

7. Формирование высших эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других).

8. Повышение самооценки.

Добиться таких положительных результатов можно с помощью системной планомерной работы и создания условий, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей, а также при создании комфортной предметно - развивающей среды (театрализованный и книжные уголки, уголок природы,  экологическая лаборатория, игровые зоны, музыкальная и изобразительная студии и многое другое).

Дальнейшее использование театрализовано - экологической игры как средства формирования экологической культуры дошкольников предполагает проигрывание сказок в разное время года: «Может ли  колобок встретить зимой медведя?», а так же в разных погодных условиях: « Как ведут себя животные в дождь? Можно ли увидеть бабочку? Что происходит с муравейником? И т. д.


Литература

  1. Бочкарёва, Л.П. Театрально - игровая деятельность дошкольников [Текст] : метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию/ Л.П.Бочкарёва.- Ульяновск: ИПКПРО, 1993г.
  2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя дет. сада/ Л.А.Венгер, О.М.Демьянченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская – М.: Просвещение, 1989. – 127с.: ил.
  3. Вотинова Е.Г., Формирование эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста [Текст] : методические рекомендации / авторы- сост.: Е.Г.Вотинова, И.В.Карнаева, Н.В.Котикова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 65с.
  4. Газина О. Играя, изучаем природу [Текст] // Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1995.
  5. Доронова, Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Крылова Н.М. Программа «Детский сад-дом радости» [Текст] / Н.М.Крылова - Пермь, 2005.
  7. Крылова Н.М., Книга для воспитателей « Детский сад-дом радости. Старшая группа, часть 4. [Текст] / Н.М.Крылова,  В.Т.Иванова - Москва, 1994.
  8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.


Приложение 1

Интонационная выразительность

Интонация - совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

Интонация - явление сложное, целостное. В ней выделяются следующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость...), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость...).

В трудах Н.И.Жинкина утверждается, что интонация присуща также письменной речи, т.е. читающий должен определить ту интонацию, которая вписана в текс сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка.

Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем - то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.

УПРАЖНЕНИЯ.

Задание 1: произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково).

Мы поедем на экскурсию.

ЦЕЛЬ: Выявить возможности детей произносить фразу с различной эмоциональной окраской.

ИНСТРУКЦИЯ: произнести фразу так, чтобы все поняли, как ты рад поехать на экскурсию; у тебя были другие планы, и ты огорчён, что приходится ехать на экскурсию; ты боишься ехать с другой группой; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии.

Задание 2: Проговорить скороговорку с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно).


Приложение 2

Речевой материал

для формирования интонационной выразительности речи

Ошибка! Элементы списка иллюстраций не найдены.

        

          Мне грустно -

        Папе на меня

        Нажаловалась мама.         

        Конечно, я не слушался,         

        Я вёл себя упрямо,

Но можно было шлёпнуть

 И даже накричать,

Сама ж меня учила:

Не ябедничать.

                     С. Маршак.

Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

                       А.Барто.

Плачет киска в коридоре

 У неё большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

                         Б.Заходёр

Возле речки, у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

 Может, ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может нам пойти спросить?

                         И. Токмакова.

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Закричал: « Какой позор!»

                          Г. Ладонщиков.

Весна, весна!

 Как воздух чист!

 Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он ...

                 Е. Баратынский

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

 Ель надломленная стонет,

 Глухо плачет тёмный лес.

                       Н.Некрасов

 

Тронь её нечаянно

Сразу-караул!

« Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!»

                       А. Барто

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои.

                      С.Погорельский

Варианты  некоторых игр экологического содержания, которые целесообразно проводить с небольшой подгруппой.

« Назови меня».

Дидактическая задача. Уточнять знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных; развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.

Игровое действие. Имитация повадок животных.

Игровое правило. Имитировать повадки животных молча.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям загадать любого представителя фауны ( каждому по отдельности). Затем они по очереди изображают это животное, пытаясь как можно точнее передать характерные особенности его поведения с помощью мимики и жестов.

        Игру можно усложнить, предложив двум-трём детям изобразить одно животное.

« Пищевые цепочки».

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы; подвести к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.

Игровое действие. Поиск органически связанных элементов экосистемы.

Игровое правило. Звеном цепочки с определённым названием становится ребёнок, который первым правильно назвал объект природы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать любое растение или дерево, произрастающее в данной местности, например, ель. Тому, кто первым откликнулся на предложение воспитателя, присваивается «имя» этого растения или дерева и даётся в руки конец бечёвки. Задавая детям вопросы, воспитатель выясняет, как связано это дерево с другими объектами природы ( на ели питаются клёст, белка, гусеница, короед..). Детям, назвавшим их, присваиваются их «имена» и даётся в руки другой  конец бечёвки, соединяющий их с «елью». Далее воспитатель спрашивает: « Кто питается гусеницами (бабочками)? (Дятел, лягушка, жаба, ёж и т.д.), при этом «Гусенице» в другую руку даётся второй конец бечёвки, соединяющий её с «дятлом», «ёжом» и др. Таким образом, взрослый вместе с детьми «плетёт сеть» до тех пор, пока все объекты природы не будут объединены в свою «собственную» экосистему.

        Чтобы продемонстрировать, что каждый элемент важен для всей системы, можно извлечь одно из звеньев «пищевой цепочки», например «дятла» («дятел»,  выходя из экосистемы, дёргает за бичёвку). Каждый играющий, почувствовав рывок, дёргает за бечёвку, которую он держит в руке. Процесс продолжается до тех пор, пока каждый не убедится: без  «дятла» « пищевая цепочка» разрушается.

« Угадай, какой ты зверь».

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.

Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребёнку выяснить, « какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребёнку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающегося внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.

        Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Занятие Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.

Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.Цель: формирование у детей основы экологической культуры через театрализованную деятельно...

Мастер-класс для педагогов «Театрализовано-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников»

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё п...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального разв...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников.

Бережное отношение к природе, ко всему живому необходимо воспитывать в раннего возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника.

В современном мире в центре внимания всего человечества стоят сложности взаимоотношений человека с экологией. Как не потерять природное равновесие вследствие собственной небрежности в отношении к окру...