Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников.
консультация по окружающему миру

Бережное отношение к природе, ко всему живому необходимо воспитывать в раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников.

Бережное отношение к природе, ко всему живому необходимо приступать воспитывать с раннего возраста. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Дошкольный возраст – начальный этап становления личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Одной из задач педагогов по экологическому воспитанию детей является формирование понятий о том, что в природе все взаимосвязано, и человек не должен нарушать эту взаимосвязь, дабы не навредить животному и растительному миру.

У детей дошкольного возраста преобладают наглядно-действенный и наглядно-образный типы мышления. Они позволяют успешно овладевать предоставляемой дошкольникам информацией.

Игра является колоссальным фактором воспитания и развития личности ребенка. Постепенно у дошкольников ведущим мотивом игры становится возрастающий познавательный интерес к окружающей действительности, который следует подкреплять расширением представлений о внешней среде обитания. Одним из способов удовлетворения детской любознательности, расширения знаний о природе, вовлечения ребенка в активное познание окружающего мира может стать привнесение в их жизнь сюжетно-ролевой игры.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. В сюжете раскрывается содержание игры. Таким образом, эта творческая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Экологическая сюжетно-ролевая игра подчинена тем же самым требованиям. Педагог выбирает несложный, понятный для дошкольников, краткий сюжет игры, который должен быть построен на уже имеющихся природоведческих знаниях у детей. Используемые в игре атрибуты должны полностью соответствовать задуманной образовательной цели, так же как и организованное ситуативное пространство. Воспитатель участвует в игре, показывая в игровой форме образцы поведения в ситуации, тем самым незаметно для ребенка руководит игрой. Постепенно дети научаются самостоятельно играть, развивать сюжет с собственной точки зрения, учатся взаимодействовать между собой, решают задачи экологического характера, проблемные ситуации.

Сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование правильных представлений о взаимодействии с природой в дошкольной практике, существует достаточное количество. Приведем примеры некоторых из них.

«Экскурсия в зоопарк»

Игра начинается с того, что выбираются игрушки-животные, которые будут проживать в зоопарке. Из конструктора, кубиков или других материалов строятся клетки для животных, выбираются дети-смотрители за животными. Воспитатель может взять на себя роль экскурсовода, рассказывая детям, приехавшим на экскурсию в зоопарк, об образе жизни животных, о бережном отношении к ним, можно упомянуть Красную Книгу, если животные, занесенные в нее содержаться в зоопарке. В качестве усложнения игры можно расширить количество ролей: дворник, кассир, водитель, привезший еду для животных.

«На ферме»

С помощью нее можно закрепить знания детей о домашних животных, способах ухода за ними, о профессиях людей, ухаживающих за животными (фермер, пастух, животновод, птичница, доярка). В процессе развития игры можно ввести новые роли: тракторист, привезший сено, траву для животных, водитель, который привозит корма и увозит молоко в магазин или детский сад, тем самым расширяя взаимосвязь между фермой и окружающим миром.

«Сад-огород»

Из подручных материалов организуется игровое пространство (грядки), отбираются предметы-заместители, необходимые для работы (лопаты, грабли, ведра, лейки, ножницы и т.д.). Обыгрывая сюжет, дети расширяют, закрепляют знания об овощах и фруктах, о том, как за ними ухаживать, оберегать от вредителей, актуализируют знания о профессиях, востребованных для работы в саду и огороде, формируется навык сбора урожая.

«Морское путешествие»

Герой приглашает детей на морскую прогулку, с его помощью совершенствуются знания детей об обитателях моря, какая угроза может нависнуть над животными. Как дети найдут выход из ситуации? Они возьмут на себя роль взрослых (капитан корабля, матрос, кок, врач-ветеринар, сигнальщик, экскурсовод, аквалангисты, ученый), тем самым доказывая взаимосвязь о действиях человека и состоянии природы.

«Пожар в лесу»

Для оказания помощи животных дети принимают на себя роли пожарных, врачей, спасателей, водителей. В ходе игры устанавливается влияние человека на природную целостность и безопасность, расширяются представления о бережном отношении к животному миру.

Какими будут наши дети – зависит только от нас. Если мы, педагоги, создадим максимально благоприятные условия для развития осознанно-правильного отношения к окружающей действительности, возбудим интерес к природным явлениям и поддержим, сохраним его в детях, то увидим эмоциональный отклик у дошкольников на красоту живого и неживого природного окружения, который, возможно, приведет, в свою очередь, к тому, что дети научатся любить природу, беречь нашу планету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального разв...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника.

В современном мире в центре внимания всего человечества стоят сложности взаимоотношений человека с экологией. Как не потерять природное равновесие вследствие собственной небрежности в отношении к окру...

Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников

Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников...

Консультация для воспитателей «Игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитив...