Творческий проект "Дымковская игрушка"
проект (подготовительная группа)

Галунова Анжелика Яковлевна

 Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dymkovskaya_igrushka.docx46.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Познавательно- творческий проект

«Дымковская игрушка»

 в подготовительной к школе группе

№11

«Цветик-семицветик»

 

2021г.

Актуальность.

Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно - прикладным искусством, могут научить детей воспринимать прекрасное, научат любоваться красотой окружающей действительности. Дымковские мастерицы создают жизнерадостные, нарядные, веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов: это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, горошки, полоски, точки. Декоративная роспись дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли настоящих мастеров, выразить в своей работе индивидуальность, красоту окружающего мира, природы.

Цель:

 Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.

• Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушки.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

• Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность.

• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.

• Развивать умения  применять нетрадиционные техники: рисовать  ватными палочками, применять метод –тычок.

• Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться изделия, создавая прямые и волнистые линии);

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к дымковской игрушке.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора.

• Воспитывать уважение к труду мастеров.

Продолжительность проекта: краткосрочный  ноябрь

Тематика проекта: познавательно – творческий.

Области интеграции речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Вид проекта: групповой, фронтальный.

Проблемы: Дети не знают о дымковской игрушке ничего.

                                    Этапы реализации проекта

  

   Этапы

                           Мероприятия

     сроки

1-й этап.

Подготови-

тельный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-й этап

основной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-й этап

заключительный

         Изучение методической литературы по теме проекта.

         Постановка цели и задач.

         Подбор материалов по данной теме (материал об истории дымковского промысла). Подбор рисунков, фотографий дымковских игрушек.

         Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.

         Разработка перспективного планирования работы с детьми.

         Обсуждение проекта с родителями, помощь в реализации.

          Создание презентации «Дымковская игрушка», «Чудо Вязьмы».

         Подбор художественной литературы по теме.

         Создание условий для реализации проекта.

Консультация для родителей

1.Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Совместная деятельность с детьми:


2. Тема: Презентация «Веселая Дымка».
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

Развитие речи

1. Беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».

Цель: познакомить детей с особенностями росписи дымковских игрушек. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений.

2
.Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?» Цель: Познакомить детей  с историей возникновения дымковской игрушки. Рассматривание, сравнение и описание. Отвечать на вопросы полным ответом. Развивать речь, мышление, память.

Художественно-эстетическое развитие:

 1.Рисование  «Дымковская барыня»

  2. Лепка  «Дымковский петух».

Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки»,

«Имитация».

Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин

сувениров».

Дидактические игры

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту»,

«Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

 

Физическое развитие:

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Выставки продуктов  изобразительной деятельности для родителей.

Консультации для родителей.

Фотоотчёты воспитателей  и родителей по теме проекта.

Методы и приёмы:

Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности  коллектива.

Словесный методобъяснение, беседа, разъяснение,

устная инструкция, художественное слово,

речевые игры.

Наглядный методрассматривание иллюстраций,

показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами.

Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

 

   

 

 

1 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе реализации проекта

 

 

 

 

 

 

В ходе реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

В ходе реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

В ходе реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

В ходе реализации проекта

 

Ноябрь

Ожидаемый результат:

        В ходе реализации данного проекта предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы, у детей сформируется интерес к дымковской игрушке.

        Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все элементы росписи. Узнают приёмы рисования и научатся составлять узоры.

        Дети получат первоначальные представления о декоративно- прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

        Будут применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Самооценка проекта:

        В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствуют формированию духовно- нравственной культуры, знаний детей о дымковской игрушке. Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности  коллектива.

        Используемые словесные методы (объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры).

        Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами).

        Практические (упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации).

        Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

                                               Список литературы:

  1. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  2. Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева. 
  3. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».  Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов.
  4. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
  5.  ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез
  6. Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г  
  7. Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25. 7.
  8. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»  Комарова Т. « Занятия по изобразительной деятельности в средней группе »

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»,

совместной образовательной деятельности

педагога с детьми

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой.

Задачи:

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора.

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитательные:

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ход:

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Даже кони приобрели яркий наряд. Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие

краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом,

разведенным молоком, и расписывают. Самые любимые из них - это свистульки.

Рассматривание игрушек.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки). - Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители

ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспект совместной образовательной деятельности

педагога с детьми подготовительной к школе группы

по декоративной аппликации:

 «Карусель» по мотивам дымковской игрушки

Программное содержание: уточнить представление детей о специфики дымковской игрушки, как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Учить детей составлять узор, ритмично располагая фигуры по краям. Упражнять в срезании углов у квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки»

Материал и оборудование : большой лист бумаги (карусель нарисована простым карандашом, набор цветных бумажных геометрических фигур, бумажная дымковская  игрушка(заранее расписанная детьми),   ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого).

Ход:

Вос-ль: Ребята вы любите кататься на карусели? (ДА) Хотите покататься?

Игра «карусель».

Еле-еле,еле-еле закружились карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите. Карусель остановите.

Карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.

Какие дымковские игрушки вы знаете? (лошадки,барыни,козлы,олени,индюки,карусели).

Давайте посмотрим на игрушки дымковских мастеров. Какие элементы узора используют мастера (кольца,круги,полоски,горошинки.)

Хотите стать такими мастерами?

Посмотрите, что нарисовано на большом листе бумаги (карусель)

Что-то в ней не хватает? Как вы думаете? (узора)

Вос-ль предлагает сделать карусель красочнойяркой, весёлой.

Проходите за столы. Будем с вами вырезать нужные нам узоры (волнистые линии, полоски, круги.) Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.

Выполнение коллективной аппликации «карусель»

После того как аппликация будет выполнена, дети рассматривают карусель, отмечают аккуратность в наклеивании, чередовании узора, красивое сочетание цветов, что карусель стала яркая, весёлая, праздничная.

Следующим этапом наклеивают бумажные игрушки. Карусель готова!

 Рефлексия: Ребята, вы сегодня были большие молодцы! Думаю, мастерам карусель очень понравится.

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня делали? - Что понравилось вам больше всего?

Что вам было сделать труднее всего? А какой росписью вы расписывали лошадок? Предлагаю еще раз подойти и полюбоваться расписными лошадками.

 

Приложение 3

Консультация для родителей

«Знакомство с дымковской игрушкой»

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. На весенних праздниках в Дымковской слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным. 
         Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником.

Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи. 

Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры. Они делались в виде различных животных. Здесь были: и петушок, и уточка, и олень, и индюк, и лошадь, а также фигурки барышни. Однако со временем назначение праздника было забыто, а  вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края.  Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.

Как ее сделать? Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки.  Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь.

Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка  высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность.  Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых.  Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка. Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.

                       Процесс изготовления дымковской игрушки

Процесс лепки проводится вручную, поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась, ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость. Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Уважаемые родители, предлагая Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь советами:

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Игрушки наших бабушек»

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной,  игрушкой.Участники проекта: воспитатель группы, дети и их родители.     ...

Творческий проект "Игрушка"

Изготовление игрушек из различных материалов своими руками....

Исследовательско - творческий проект "Игрушки"

Цели проекта:Ø создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность.Ø теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, ...

краткосрочный исследовательско-творческий проект "Игрушки"

Актуальность проекта: Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в...

Творческая мастерская "Игрушка на елку"

Занятие с родителями в средней группе "Игрушка на елку"...