Конспект СОД Тема: «Дивные краски осени»
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: Формирование у детей эмоционально осознанного от ношения к художественному образу осени, воплощённому на полотнах великих художников.

Задачи:

Образовательные:

  • учить воспринимать содержание  картин;
  • познакомить с картинами русских художников;

- способствовать умению выделять оттенки цветов как средство выразительности.

Развивающая:

  • развивать умение рассматривать детали картин и описывать увиденное;
  • обогатить словарь детей образными выражениями;
  • развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;
  • развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Воспитательная задача:  

  • воспитывать навыки культурного общения;
  • воспитывать интерес к пониманию художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СОД

Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

Тема: «Дивные краски осени»

старшая группа

МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи

Воспитатель: Дементьева С.А.

Совместная        образовательная деятельность

Возрастная        группа: старшая

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»

Тема: «Дивные краски осени»

Тип        деятельности: тематическое, творческое.

Используемые        методы и технологии обучения: проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно - ориентированные технологии,   здоровьесберегающие технологии.

Форма        организации обучения: фронтальная, подгрупповая индивидуальная.

Форма обучения на занятии: занятие - экскурсия.

Интеграция        образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».  

Цель: Формирование у детей эмоционально осознанного от ношения к художественному образу осени, воплощённому на полотнах великих художников.

Задачи:

Образовательные:

  • учить воспринимать содержание  картин;
  • познакомить с картинами русских художников;

- способствовать умению выделять оттенки цветов как средство выразительности.

Развивающая: 

  • развивать умение рассматривать детали картин и описывать увиденное;
  • обогатить словарь детей образными выражениями;
  • развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;
  • развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Воспитательная задача:  

  • воспитывать навыки культурного общения;
  • воспитывать интерес к пониманию художественного образа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая.

Методы:         наглядные (рассматривание репродукций), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение).

Средство обучения для воспитателя: репродукции картин, стойки для картин, драпировка из ткани, мольберт.

Средство обучения для детей: Репродукции картин. В.Д. Поленов «Золотая осень» А.А. Четвериков «Осенняя пора», А.Г. Горавский «Грибы», А.М. Грицая «Прошёл первый дождь», Е.Т. Иванов «Натюрморт с овощами (Огородные овощи)», К.Я. Крыжицкий «Ранний снег».

Словарь. Репродукция картины, багет, пейзаж, этюд, передний, задний план картины, красота осенней природы.

Оборудование и материал. Стойки для картин, драпировки отрез ткани синего цвета, разноцветные листья деревьев из бумаги, нити бечёвки, связанные у основания между собой, имитирующие  ствол дерева. 

Предшествующая работа: рассматривание репродукций картин, беседа как  выращивают хлеб, рассматривание иллюстраций «Как хлеб на стол пришел».  

Предполагаемый результат:

  • сформировать умение воспринимать содержание  картин;
  •  развито умение рассматривать детали картин и описывать увиденное;
  • обогащен словарь детей   (жница, жатва, серп);
  • развито внимание, память, наблюдательность, мышление;
  •  воспитано умение культурного общения;
  • Воспитан интерес к пониманию художественного образа.

Ход экскурсии.

Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках (картины В.Д. Поленова «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень» расположены на одном уровне, так, чтобы написанные тропинки соединялись; картины К.Я. Крыжицкого «Ранний снег» и И.С. Остроухова «Золотая осень» закрыты драпировками) и игровую зону, в которой в центре ковра лежит отрез синей ткани.        щ

                               Ход экскурсии.        щ

Дети рассаживаются на ковре вокруг ткани, педагог задаёт вопросы:

-  Что вы видите в центре?

-  Как какого цвета нужно взять краску, чтобы нарисовать небо, воду?

 Затем предлагает рассмотреть картины, на которых художники  запечатлели осенние пейзажи.

- Сегодня мы с вами пометим выставку «Дивные краски осени».

Дети переходят в галерейную зону.

- Все картины хранятся в разных музеях мира, и чтобы их увидеть, необходимо поехать в другой город и посетить музей или галерею. Благодаря репродукционному изданию можно рассматривать произведения, не выезжая из детского сада.

На картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» изображено самое живописное время года. Спокойно несёт свои прозрачные голубые воды река Ока, отражая, как в зеркале, берега и небо с парящими облаками. Неспешно плывёт небольшой корабль. На заднем плане река превращается в маленькую тоненькую ниточку и уходит далеко за горизонт.

Высокий берег переходит в холмистую равнину, на которой пёстрой стеной стоит лес в осеннем убранстве. Позади украшенных золотом осени берёз, красуясь тёмно-зелёной листвой, величаво стоит дуб, ещё не тронутый осенним временем. Созвучные с дубом по цветовому оттенку, виднеются небольшие ёлочки, говорящие о начале новой жизни.

- Ребята, опишите свои чувства или настроение, которые вызывает картина. (Ответы детей)

- Ребята, посмотрите на следующую картину, она называется «Осенняя пора»  Художник Альберт Четвериков.

На переднем плане картины стоят высокие деревья; их кроны уже не такие роскошные, как летом. Часть листьев опала и покрыли  землю великолепным золотым ковром.

Стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»;

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Стволы напоминают могучих богатырей, стоящих на дозоре. Они будто провожают гостей леса взглядом, разрешая продолжить прогулку.

На втором плане видна синева и глубина могучей реки.

Воспитатель обращает внимание на следующую картину на выставки.

-  Ребята, перед вами картина Алексея Михайловича Грицая «Прошёл первый дождь»

Художник использует в основном темные оттенки зеленого и коричневого цветов – дождь прошел, деревья   вымокли и потемнели.

-  Кончилось лето, теперь такие дожди зарядят надолго. Несмотря на выглянувшее яркое солнце, картина была бы грустной.

Вопросы:

-Как называется картина? – Что на картине изобразил художник?

Детям предлагается перевести свой взгляд на этюд Аполлинария Гиляриевича Горавского «Грибы».

Вопросы детям:

- Что вы видите на этюде?

- Почему художник написал грибы рядом друг с другом?

- Как бы вы назвали это произведение?

(После ответов следует рассказ педагога).

Полотно называется «Грибы». Это этюд. Этюды служат подготовительным материалом при работе над картиной. Художник, отправляясь на природу, берёт с собой этюдник и пишет небольшие произведения; впоследствии такие этюды могут стать частью картины.

Внимательно рассмотрев этюд «Грибы», можно заметить, что верхний правый край произведения не дописан, но это не мешает восприятию художественного замысла, потому что главное - грибы, именно их А.Г. Горавский тщательно прописал.

Разместив грибы на переднем плане, художник привлекает внимание, позволяя детально рассмотреть каждый гриб.

Вопросы детям:

- Сколько всего изображено грибов на картине?

- Сколько грибов спряталось?

Ни у кого не вызывает сомнения, что это семья: папа - заботливо прикрывший своё семейство, мама - внимательно осматривающая полянку и дети - весело играющие в прятки.

Вопрос:

- Какое настроение вызывает произведение?

Воспитатель напоминает о отрезе голубой ткани. Детей рассаживаются вокруг неё. Воспитатель протягивает каждому ребёнку связанные между собой нити бечёвки, удерживая основание. Дети одновременно опустить нити на ткань. Обращая внимание на то, что получилось дерево.  

Стихотворение Евгении Фёдоровны Трутневой «Улетает лето» (дети подбрасывают листья над деревом).

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У берёзы на плечах...

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Далее ребята возвращаются в галерейную зону.

Вопросы к детям:

- Какое сейчас время года?

- Что собирают осенью? (ответ детей)

Воспитатель обращает внимание  детей  на картину Ефима Тимофеевича Иванова «Натюрморт с овощами (Огородные овощи)».

- Что вы видите на картине?

Картина относится к жанру «натюрморт». Это означает, что художник писал произведение с натуры. При рассматривании возникает ощущение того, что все овощи недавно были собраны с огородных грядок. Возможно, заботливая хозяйка, разложив их на столе, собиралась готовить. Художник заметил, как невероятно красиво сочетаются между собой все овощи. Зелень, словно фон; от светлого до тёмного оттенков заполнила всю картину, а помидоры, морковь и редис - как яркие цветовые акценты, придающие сюжету определённый ритм.

Перед тем как открыть картину Константина Яковлевича Крыжицкого «Ранний снег», педагог предлагает детям высказать свои предположения о том, что на ней может быть изображено.

После того как ребята увидели открытую репродукцию, педагог напоминает, что сегодня рассмотрели пять произведений, посвящённых осеннему времени года, полюбовались изменениями в природе, узнали о важном этапе осени - сборе урожая. Каждая увиденная работа вызывала разные чувства: удивление, восхищение, радость, грусть, сочувствие.

Вопрос детям: какие чувства вы испытываете, рассматривая последнюю репродукцию, представленную на выставке? 

После ответов педагог поясняет: картина принадлежит кисти Константина Крыжицкого и называется «Ранний снег», на ней художник смог передать восторг от удивительного явления природы - раннего снега печаль от прощания с уходящей осенью и изумление от того как необычно в природе встречаются два времени года* осень и зима. Никто не знает, когда точно это произойдёт; бывает, просыпаются люди утром, подходят к окну и радостно кричат «Смотрите, ранний снег!» - зовут всех посмотреть на это

удивительное явление.

Воспитатель рассказывает о картине.

 Главный герой полотна  ранний снег. Он, как волшебник, за ночь превратил осенний парк в зимний, но это ненадолго, всего на один день. Он растает к вечеру, предупреждая о том, что зима не за горами!

Благодаря белому снегу опавшие листья стали заметнее.

 В центре композиции виднеется небольшое кирпичное сооружение округлой формы с конусной крышей и аркой. Оно как маленькая сказочная башенка - так и кажется, что из неё сейчас выйдут семь гномов и будут играть в снежки, приветствуя ранний снег. К утру снег исчезнет, и только на картине Константина Крыжицкого он останется навсегда и будет радовать, и восхищать взгляд каждого зрителя, вновь и вновь рассказывая свою историю из жизни городского парка.

Итог. По окончании занятия педагог предлагает подойти к репродукциям ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задавать вопросы, направленные на проявление у детей эмоционально осознанного отношения к произведениям живописи:

  1. Какое произведение понравилась больше, чем другие?
  2. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Русские березы" к теме проекта "Краски осени"

Эффективность данной учебно-воспитательной деятельности с применением ИКТ способствует повышению интереса детей к материалу, большинство детей становятся более активны, менее выражена тревожност...

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста (совместно с музыкальным руководителем) ТЕМА: «РАЗНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮдля детей старшего дошкольного возраста(совместно с музыкальным руководителем)ТЕМА: «РАЗНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»...

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен го...

Тема недели: Краски осень Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Тема: «Наша осень хороша»

Цель: Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной дл...

Тема недели: Краски осени Конспект по рисованию в подготовительной группе Тема: Ветка рябины

Программное содержание Задачи: Образовательная: Формирование представлений о красоте природы через средства изобразительной деятельности на примере дерева рябина. Расширять представления детей о пр...

Интерактивная игра "Дивные краски осени"

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с ...