"Дивные краски осени"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Внесем в свой мир Красоту".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дивные краски осени»
Цель. Формирование у детей эмоционально осознанного отношения к художественному образу осени, воплощённому на полотнах великих художников.
Репродукции картин. В.Д. Поленов «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень», А.Г. Горавский «Грибы», Н.Н. Дубовской «На огороде», Е.Т. Иванов «Натюрморт с овощами (Огородные овощи)», К.Я. Крыжицкий «Ранний снег».
Словарь. Репродукция картины, багет, пейзаж, этюд, передний, задний план картины, красота осенней природы.
Оборудование и материал. Стойки для картин, драпировки, отрез ткани синего цвета, разноцветные листья деревьев из бумаги, нити бечёвки, связанные у основания между собой, имитирующие ствол дерева.
Ход занятия-экскурсии. Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках (картины В.Д. Поленова «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень» расположены на одном уровне, так, чтобы написанные тропинки соединялись; картины К.Я. Крыжицкого «Ранний снег» и И.С. Остроухова «Золотая осень» закрыты драпировками) и игровую зону, в которой в центре ковра лежит отрез синей ткани.
Дети рассаживаются на ковре вокруг ткани, педагог задаёт вопросы: что вы видите в центре? как художники используют ткань? какого цвета нужно взять краску, чтобы нарисовать небо, воду? Затем предлагает рассмотреть картины, на которых художники запечатлели осенние пейзажи. Сообщает название выставки.
Дети переходят в галерейную зону. Педагог рассказывает о том, что картины хранятся в разных музеях мира, и чтобы их увидеть, необходимо поехать в другой город и посетить музей или галерею. Благодаря репродукционному изданию можно рассматривать произведения, не выезжая из детского сада. Репродукция шедевра - это вид фотографии, главная цель которой - сохранить и максимально точно передать то, что изображено на оригинале. Фотоснимок распечатывается с помощью специального оборудования на бумаге, имитирующей холст, затем оформляется в багет (картинную раму).
На картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» изображено самое живописное время года. Спокойно несёт свои прозрачные голубые воды река Ока, отражая, как в зеркале, берега и небо с парящими облаками. Неспешно плывёт небольшой корабль. На заднем плане река превращается в маленькую тоненькую ниточку и уходит далеко за горизонт. Высокий берег переходит в холмистую равнину, на которой пёстрой стеной стоит лес в осеннем убранстве. Позади украшенных золотом осени берёз, красуясь тёмно-зелёной листвой, величаво стоит дуб, ещё не тронутый осенним временем. Созвучные с дубом по цветовому оттенку, виднеются небольшие ёлочки, гово- рящие о начале новой жизни. Педагог предлагает детям описать свои чувства или настроение, которые вызывает картина.
Затем дошкольникам предлагается мысленно переступить раму картины и оказаться на тропинке. Рекомендуется задать вопрос: куда может привести вас тропинка? После ответов педагог снимает ткань с картины Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень», и ребята оказываются в глубине леса. Педагог обращает внимание на то, что картина носит такое же название, как и предыдущая, и оба полотна относятся к одному и тому же художественному жанру - пейзажу.
На тропинке их встречают сороки. Вопрос ребятам: сколько птиц изобразил художник? (Ответы детей.) Две на тропинке, покачивая хвостами, заинтересованно что-то высматривают, и ещё одна птица расположилась на дереве, будто наблюдает за ними. А если внимательно присмотреться, то можно увидеть ещё одного лесного жителя - паучка; он сплёл паутину, которая, поблёскивая, переливается на солнышке. Народная примета гласит: «Паутина на деревьях - к осеннему теплу».
На переднем плане картины стоят два дерева; их кроны уже не такие роскошные, как летом. Часть листьев опала и покрыла землю великолепным золотым ковром. Золотой наряд деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их яркого наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Педагог читает фрагмент стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»:
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
В левой части полотна видны причудливой формы деревья. Их стволы напоминают трёх богатырей, стоящих на дозоре. Они будто провожают гостей леса взглядом, разрешая продолжить прогулку.
Воспользовавшись разрешением, ребятам предлагается перевести свой взгляд на этюд Аполлинария Гиляриевича Горавского «Грибы». Вопросы детям: что вы видите на этюде? почему художник написал грибы рядом друг с другом? как бы вы назвали это произведение? После ответов следует рассказ педагога.
Полотно называется «Грибы». Это этюд. Этюды служат подготовительным материалом при работе над картиной. Художник, отправляясь на природу, берёт с собой этюдник и пишет небольшие произведения; впоследствии такие этюды могут стать частью картины.
Внимательно рассмотрев этюд «Грибы», можно заметить, что верхний правый край произведения не дописан, но это не мешает восприятию художественного замысла, потому что главное - грибы, именно их А.Г. Горавский тщательно прописал. Разместив грибы на переднем плане, художник привлекает внимание зрителя, позволяя детально рассмотреть каждый гриб. Вопросы детям: сколько всего изображено грибов на картине? сколько грибов спряталось? Ни у кого не вызывает сомнения, что это семья: папа - заботливо прикрывший своё семейство, мама - внимательно осматривающая полянку и дети - весело играющие в прятки. Вопрос ребятам: какое настроение вызывает произведение?
После рассматривания трёх репродукций педагог напоминает об отрезе синей ткани. Он приглашает детей в игровую зону и рассаживает вокруг неё. Протягивает каждому ребёнку связанные между собой нити бечёвки, удерживая основание. Затем предлагает одновременно опустить нити на ткань. Обращая внимание на то, что получилось дерево, раздаёт разноцветные бумажные листья. Под стихотворение Евгении Фёдоровны Трутневой «Улетает лето» дети подбрасывают листья над деревом.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах…
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Далее ребята возвращаются в галерейную зону. Продолжая рассказ, педагог знакомит их с картиной Николая Никаноровича Дубовского «На огороде». На переднем плане художник изобразил деревенских жителей, собирающих урожай. Начиная с весны люди трудятся на огородах: вскапывают землю, сажают семена и рассаду, поливают и рыхлят грядки - и всё это для того, чтобы созревшие овощи, фрукты, ягоды заготовить на зиму. Каким будет урожай, зависит не только от тружеников, но и от природы: не будет ли заморозков, засухи или сильных дождей.
На картине Н.Н. Дубовского видно, что урожай выдался богатым. Часть грядок опустела, овощи уложены в большие корзины. Люди торопятся закончить сбор урожая до начала дождя. Сильный ветер гонит тучи на деревню. Видно, как клонятся деревья, раскачивается на верёвке бельё, а солнце прячется за облака. Вопрос ребятам: успеют ли люди собрать урожай? (Ответы дошкольников.) Конечно, успеют, ведь помогают все даже дети. Мальчишки и девчонки ловко выдёргивают овощи с грядок и складывают в корзины, а взрослые относят их в дом.
На заднем плане картины изображена деревня. Педагог предлагает дошкольникам рассмотреть деревенские дома и ответить на вопрос: в какой дом люди отнесут собранный урожай? Ответ: «В дом с открытой дверью». Выслушав ребят, педагог предлагает мысленно войти в дом и описать обстановку в нём, подводя к тому, что в каждом доме есть стол, на котором могут находиться разные предметы, например овощи и фрукты, как на полотне Ефима Тимофеевича Иванова «Натюрморт с овощами (Огородные овощи)».
Картина относится к жанру «натюрморт». Это означает, что художник писал произведение с натуры. При рассматривании возникает ощущение того, что все овощи недавно были собраны с огородных грядок. Возможно, заботливая хозяйка, разложив их на столе, собиралась готовить. Художник заметил, как невероятно красиво сочетаются между собой все овощи. Зелень, словно фон: от светлого до тёмного оттенков заполнила всю картину, а помидоры, морковь и редис как яркие цветовые акценты, придающие сюжету определённый ритм.
Перед тем как открыть картину Константина Яковлевича Крыжицкого «Ранний снег», педагог предлагает детям высказать свои предположения о том, что на ней может быть изображено.
После того как ребята увидели открытую репродукцию, педагог напоминает, что сегодня рассмотрели пять произведений, посвящённых осеннему времени года, полюбовались изменениями в природе, узнали о важном этапе осени - сборе урожая. Каждая увиденная работа вызывала разные чувства: удивление, восхищение, радость, грусть, сочувствие. Вопрос детям: какие чувства вы испытываете, рассматривая последнюю репродукцию, представленную на выставке? После ответов педагог поясняет: картина принадлежит кисти Константина Крыжицкого и называется «Ранний снег», на ней художник смог передать восторг от удивительного явления природы - раннего снега, печаль от прощания с уходящей осенью и изумление от того, как необычно в природе встречаются два времени года: осень и зима. Никто не знает, когда точно это произойдёт; бывает, просыпаются люди утром, подходят к окну и с радостным криком: «Смотрите, ранний снег!» - зовут всех посмотреть на это удивительное явление.
Далее педагог рассказывает о картинe. Главный герой полотна - ранний снег. Он, как волшебник, за ночь превратил осенний парк в зимний, но это ненадолго, всего на один день. Он растает к вечеру, предупреждая о том, что зима не за горами! Один неповторимый волшебный день, который успел запечатлеть художник на своём холсте. Полдень, городской парк погрузился в объятия зимы, тем самым став ещё живописнее. Благодаря белому снегу опавшие листья стали заметнее, оранжевая и жёлтая крона деревьев на фоне серо-синих снеговых туч заиграла ярче; снег, покрывший ветви, очертил их контуры, показал причудливые сплетения, их мощь и хрупкость одновременно. В центре композиции виднеется небольшое кирпичное сооружение округлой формы с конусной крышей и аркой. Оно как маленькая сказочная башенка - так и кажется, что из неё сейчас выйдут семь гномов и будут играть в снежки, приветствуя ранний снег. К утру снег исчезнет, и только на картине Константина Крыжицкого он останется навсегда и будет радовать и восхищать взгляд каждого зрителя, вновь и вновь рассказывая свою историю из жизни городского парка.
Итог. По окончании занятия педагог предлагает подойти к репродукциям ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задавать вопросы, направленные на проявление у детей эмоциональносознанного отношения к произведениям живописи:
1. Какое произведение понравилась больше, чем другие?
2. Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего утренника "Краски осени" для подготовительной группы
Дети: 7 Королей красок, Осень, Ветер, Колоски, Рябинки, Арбуз, Огурец, Горох...

"КРАСКИ ОСЕНИ" Видеопрезентация для слушания музыкальных произведений об осени
Презентация из девяти слайдов с осенними пейзажами. Можно предложить для иллюстрации музыкальных произведений на осеннюю тематику. Напрмер, "Осенняя песнь" П.И.Чайковского...

Тема недели: Краски осень Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Тема: «Наша осень хороша»
Цель: Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной дл...

Использование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect по теме: «Осенняя фантазия» «Краски осени» «Осенняя одежда»
Цель:расширить представления детей о растениях, деревьях, кустарниках; развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; закрепить знания детей об одежде, ...
Конспект СОД Тема: «Дивные краски осени»
Цель: Формирование у детей эмоционально осознанного от ношения к художественному образу осени, воплощённому на полотнах великих художников.Задачи:Образовательные:учить воспринимать содержание ка...

Интерактивная игра "Дивные краски осени"
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с ...

Занятие-экскурсия в старшей группе "Дивные краски осени"в рамках регионального проекта "Красота в моем мире"
Воспитанники совместнос педагогом приняди участие в региональном проекте "Красота в моем мире". Дети с удовольствие рассматрели картины на тему "Дивные краски осени". Татьяна Викто...
