Консультация для воспитателей. Адаптация детей в детском саду
консультация

Усманова Наталия Геннадиевна

Адаптация детей в детском саду после длительного перерыва, а также вновь поступивших детей из семьи или из других учреждений.

Поведенческие факторы успешной адаптации. Необходимые условия для успешной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Адаптация детей в детском саду

Адаптация - это приспособление к чему-то, привыкание, усвоение определенных условий, правил, определённого порядка. Адаптация - это процесс, растянутый во времени.

Социально-психологическая адаптация  ребёнка к условиям детского сада - это процесс и результат усвоения опыта общения и совместной деятельности (взаимодействия):

ребенок – ребёнок, ребёнок – взрослый.

Есть определенные условия для успешной адаптации, условия, которые зависят непосредственно от нас - педагогов.

 Необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности детей. Например, налаживая контакт с ребенком, нельзя начинать взаимодействие с тех видов деятельности, к которым у него проявляется негативное отношение. Допустим, если кто-то не любит лепить, или рисовать, то мы не будет настаивать на включении ребенка в эту деятельность в сложный период адаптации. Если ребёнок очень тоскует по маме, мы может предложить ребенку брать в группу какую-то маленькую мамину вещь – шарфик, платочек, заколочку  и т.д.

Мы также учитываем факторы риска, усложняющие адаптацию (например, наличие у детей каких-либо отклонений в развитии или физическом здоровье, или сложная ситуация в семье и др.). С такими детьми нужно быть более терпеливыми, понимая, что адаптация может проходить гораздо дольше, чем у детей с нормой. В таком случае мы просто никуда не торопимся и наше спокойствие, уверенность и доброжелательность будут нам в помощь.

Помогаем организовывать общение детей в совместной деятельности. Это значит, что когда мы не ведём занятие и у детей свободная игровая деятельность (будь это в группе или на улице), мы не оставляем их без нашего внимания и участия. Мы направляем их в игровой деятельности, подсказываем идеи, помогаем не бросать начатую игру, стараемся развернуть сюжет, помогаем найти интересное продолжение.

Очень удобно - визуально разделить детей на мини-подгруппы и словесно направлять, и курировать их деятельность, помогать найти новую игру или занятие в зависимости от возрастной группы. Конечно же, попутно мы приучаем детей к порядку и бережному отношению к игрушкам, побуждая их класть на определенное место, если захотелось сменить игру.

Быстрой и эффективной адаптации детей способствуют:

- спокойный уравновешенный тон взрослого;

- доброжелательное уважительное отношение к ребёнку и хорошее настроение взрослого;

- интересная деятельность в группе под руководством взрослого;

- какие-то особенные, только ваши секреты профессиональной деятельности, ваши "изюминки" (например, музыкальный приятный фон, если позволяет количество детей; прослушивание аудио-сказок; интересные беседы; игры на ковре; чтение увлекательной книг и др.)

- избегание наказаний детей;

- избегание длинных нотаций в случае проступка ребёнка,

говорим просто и по существу, что делать не надо и почему это не хорошо);

- избегание заострения внимания других детей на проступке какого-то ребёнка;

- последовательные, согласованные и понятные требования взрослых к ребёнку.

Оценивая процесс адаптации у ребёнка, мы обращаем внимание на основные факторы поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, сон и аппетит.

Признаки, указывающие, что ребёнок адаптировался:

- хороший аппетит;

- быстрое засыпание и спокойный сон;

- охотное общение с другими детьми;

- положительное эмоциональное состояние;

- адекватная реакция на какое-либо предложение воспитателя.

Продолжая нашу тему, перечислим и более масштабные цели социально-психологической адаптации  детей дошкольного возраста:  

- умение свободно попросить что-то у взрослого или у другого ребенка (в младшем возрасте);

- умение самостоятельно высказать взрослому или другому ребёнку свое мнение, просьбу, чувство, желание, несогласие  (в старшем возрасте);

- формирование у ребёнка самоконтроля;

- формирование у ребёнка начала самопознания и подготовка ребёнка к самораскрытию и самореализации социальных и творческих способностей.

Немного скажем и об адаптации взрослых. Не секрет, что после длительного летнего отпуска педагогам необходимо некоторое время для вхождения в привычную роль воспитателя и наставника. Многие взрослые испытывают психологический дискомфорт. И здесь нельзя забывать о необходимости эффективного отдыха и переключения на тот вид деятельности, который приносит удовольствие и радость.

Работа воспитателей - это творческая деятельность, успех которой зависит не только от профессиональных конкретных компетенций, но и от вдохновения. И нужно понимать и помнить, что вдохновение – это не что-то произвольно снисходящее на нас сверху. Вдохновение к жизни и к какой-либо деятельности, в том числе к работе – некий результат, концентрат высоко положительных эмоций, полученных от  каких-то действий и процессов, которые нам интересны, приятны и необходимы. Это то, что приносит нам удовольствие, наполняет нас жизненной энергией и желанием жить, что восполняет наши ресурсы. Нельзя забывать об этом и нужно находить для этого время.

Источники восполнения ресурсов у всех разные. Это может быть что-то очень простое, не требующее никаких серьезных затрат, а может быть прямо таки списком определенных пунктов заботы о себе. Если мы не будем забывать радовать себя, наполняясь новой энергией и жизнелюбием, то желание радовать и вдохновлять других будет естественным для нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Консультация родителей по адаптации детей в детском саду " в помощь воспитателям .

Как сделать своему малышу хорошее вхождение в новый коллектив....

Консультация для воспитателей «Адаптация детей в детском саду»

Уровни адаптационного приода, особенностями его прохождения. Рекомендации по облегчению процесса привыкания детей к условиям ДОУ....

Консультация для воспитателей "Адаптация ребёнка в детском саду"

   Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предпоагает, что человек находится в гармонии с самим собой , партнёрами по общению и окружающим м...

Консультация для воспитателей "Адаптация детей к детскому саду"

Для ребенка,пришедшего в   детский сад впервые,это  пространство,является,новым,еще неизвестным,с новым окружением и новыми отношениями.Поэтому необходимо дать время для приспособления ...

Консультация для воспитателей "Адаптация детей в детском саду"

Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и но...