Педагогический всеобуч «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников. Памятка «Советы по проведению родительских собраний»
консультация

Скрыпченко Наталья Михайловна

Данный материал рекомендован педагогам  ДОО, с целью повысить уровень профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г.Строитель  Яковлевского городского округа»

Консультация для воспитателей   «Школы молодого педагога»

Тема: «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников.  Памятка «Советы по проведению родительских собраний»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 

Дата и время  проведения: 10 февраля 2022 года, 13.30

Форма проведения: педагогический всеобуч

Участники: молодые педагоги образовательного учреждения

Ответственный: Скрыпченко Н.М., воспитатель

Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу встречу и общение с Вами мне бы хотелось начать с Притчи.

«Однажды к мудрецу пришел человек и сказал: «О, мудрейший! Я пришел просить у тебя совета, ведь я самый несчастный человек в мире! У меня нет друзей. Мои родные избегают меня. Со мной никто не хочет общаться. Что мне делать? Прошу тебя, научи!»

Отвечает ему мудрец: «Что ж, я подумаю, чем помочь тебе. А пока, будь добр, поговори со мной. Мне сегодня вспомнились давно ушедшие годы, когда я был совсем молод. Я расскажу тебе о том далеком времени, кем я был тогда и что чувствовал». Но человек грубо прервал его: «Некогда мне слушать твои воспоминания. Не за тем я пришел к тебе! У меня своих проблем хватает!»

Тогда улыбнулся мудрец и сказал: «Вот в чем причина твоих бед, ты не любишь слушать людей! Ты не интересуешься другими людьми, а они не интересуются тобой потому, что не могут простить тебе твоего пренебрежения и равнодушия к ним».

А вы задумывались когда-нибудь - какое огромное значение имеет общение  для нас? Сможете ли вы прожить без общения? (Ответы педагогов)

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации, и он начинает  общаться с несуществующими образами.

Способность общаться - это дар или то, чему можно научиться? Как Вы думаете? (Ответы педагогов)

Общение - многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности, например, физиологические (такие как голод) и психологические (прежде всего, это потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, вызвать сочувствие - все это вечные задачи общения. Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной готовности для человеческих существ. Способность к общению у человека – врожденная.

В  педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина (советского педагога) «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

В нашей работе мы каждый день погружаемся в мир детства и непосредственности. Мы играем вместе с нашими воспитанниками, учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира есть еще одна сторона - это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К сожалению, с ними не всегда удается избежать проблемных коммуникаций.

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Случается, что родители не готовы разбираться в ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю. Цель нашей встречи - научиться избегать конфликтных ситуаций и находить способы взаимодействовать конструктивно.

В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения:

  •  групповое (фронтальное) общение - подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
  •  дифференцированное педагогическое общение - подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.д.). 

 С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

 Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

 - психолого-педагогической подготовленностью;

- коммуникативной культурой педагога;

- личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое (индивидуальное) общение и вовсе невозможно наладить.

 Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в общении «педагог-родитель»?  (ответы педагогов). Верно, конечно же, ведущая роль в общении  принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. 

 Очень важно для воспитателя научиться общаться с родителями своих воспитанников так, чтобы избегать негативной оценки (ребенка или непосредственно родителя), обвинительной позиции. Здесь приходит на помощь техника «Я - сообщения», разработанная Томасом Гордоном, которая способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения. С помощью «Я - сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того, чтобы овладеть техникой «Я -сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

Три основные части «Я – сообщения»:

  •  события (когда…, если….);
  •  личная реакция (я чувствую….);
  •  предпочитаемый исход (мне хотелось бы, чтобы….; я  предпочел…; я был бы рад….)

Пример: Когда я вижу весь этот беспорядок, я сильно расстраиваюсь, я была бы рада, если бы ты прибрал за собой игрушки (вещи).

Необходимо стараться, чтобы «Я – сообщение» не переходило в «Ты (Вы) – сообщение», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения. Какое из этих предложений будет верным?

 Например:

 Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! -  неверно!

 Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы -  верно!

Конечно, чтобы пользоваться техникой «Я-сообщение», нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для Вас привычным, естественным навыком общения. Возможно, сначала «Я-сообщение» покажется вам непривычным, искусственным, но не отступайте, освоив такой способ общения, Вы обязательно оцените его эффективность.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в …??? (Ответы педагогов)  Первые 15 секунд!  Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить ….???    (Ответы педагогов) «Правило трёх плюсов»:  улыбка,  имя,  комплимент.

 Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

 Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». 

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего контакта с собеседником.

1.Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. Совет: при  переговорах  никогда  не  следует надевать темные  очки,  потому  что  у  других  появится  ощущение,  что  их разглядывают в упор.

Взгляд  может  «выражать  больше,  чем слова».     Язык  глаз  очень  важен  для  самоощущения  в процессе общения.

 Упражнение «Взгляды»

Инструкция:  участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

- Удалось ли всем найти пару?

Если это не получилось с первого раза - попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз.  

Итог: возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку. Благодарю, займите свои места, и продолжим разговор дальше.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! 

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках). 

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. 

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). 

6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то -  же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» 

В общении не малую роль играет интонация. Одну  и ту же фразу, слово можно сказать по-разному. Например, А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда» с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.

Игра «Тренировка интонации»

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Фразы: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.  Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности.  На Ваш взгляд, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?  В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник.

  Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» 

Давайте вспомним, кто говорил эти слова? Правильно,  эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие   являются одними из основных моментов в общении. А теперь давайте проверим,  какие же вы?

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? 

  • Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
  • Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
  • Съедаете что-то другое.
  • Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее. 

Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются.  Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители  могут найти у вас утешение и поддержку. 

Выбор третьего варианта свидетельствует  о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности. 

Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем   нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности.  Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. 

Умение общаться не приходит к человеку само собой.  Умение жить в обществе, общаться с другими людьми – это наука, искусство, которому следует учиться всю жизнь.  И если в отношениях педагога с родителями присутствует чувство доверия, открытости и готовности к взаимодействию с каждой семьей, то это поможет в развитии партнерских отношений с  родителями воспитанников ДОУ. И,  я хочу Вам пожелать достичь высокого уровня профессионального мастерства в вопросах построения эффективного общения с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»

ЦеЦель:повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников;Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских...

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний с применением технологий педагогического общения.

laquo;Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве»....

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет реб...

Интерактивные формы работы с родителями. Закрытое сообщество для родителей средней группы "Почемучки"

Закрытое сообщество "Почемучки было создано для эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями. Сообщество закрытое и вся информация доступна только его участникам....

Интерактивные формы работы с родителями. Закрытое сообщество для родителей средней группы "Почемучки"

Закрытое сообщество "Почемучки было создано для эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями. Сообщество закрытое и вся информация доступна только его участникам.Данное сообщество был...