Консультация для родителей «Воспитание ребенка в общении с взрослыми и сверстниками »
консультация (подготовительная группа)

Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка, называется ситуативно-деловым. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных со взрослым действий ребенка с предметами и характеризуется потребностью в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами общения и предметно-действенными средствами. В процессе ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает предметными действиями, приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми, постепенно входит в мир человеческой культуры. В этом возрасте сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, закладываются предпосылки внеситуативно-познавательного общения. Но доминирующей формой общения является ситуативно-деловое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание ребенка в общении с взрослыми

и сверстниками »

Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка, называется ситуативно-деловым. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных со взрослым действий ребенка с предметами и характеризуется потребностью в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами общения и предметно-действенными средствами. В процессе ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает предметными действиями, приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми, постепенно входит в мир человеческой культуры. В этом возрасте сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, закладываются предпосылки внеситуативно-познавательного общения. Но доминирующей формой общения является ситуативно-деловое.

Дети в этом возрасте очень чувствительны к обращениям взрослых, охотно откликаются на их инициативу и сами проявляют выраженную инициативность в общении. Ребенку необходимы внимание и ласка взрослого, его помощь и доброжелательное соучастие в действиях с предметами. Дети стараются подражать взрослым, их роль как носителей образцов действий очень велика. Дети очень чувствительны к оценке взрослого. Положительная или отрицательная оценка взрослого вызывает интенсивные эмоциональные реакции ребенка и оказывают существенное влияние на его деятельность. В связи с эмоциональным и речевым развитием на протяжении раннего детства увеличивается репертуар коммуникативных средств общения, к которым относятся: экспрессивно-мимические средства, предметные действия и речь. Общение ребенка со взрослым постепенно все больше опосредуется словом.

Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только источником обнаружения самих предметов, но и образцом действий с предметами в соответствии с их специфическими функциями. Совместная деятельность ребенка со взрослым уже не сводится только к непосредственной помощи или к демонстрации предметов и действий с ними. Важным теперь является соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одной и той же общей деятельности. В процессе такого взаимодействия ребенку обеспечивается внимание взрослого, его участие в делах ребенка, а также новые, адекватные способы действий с предметами.

Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

   Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей которые отличают его от общения взрослых. Очень часто мы взрослые начинает оценивать общение между детьми со своей точки зрения, и поэтому считаем его неправильным, хотя оно является вполне нормальным для ребенка.

Какие же особенности детского общения со сверстниками которые приводят к

конфликтам выделяют психологи: Яркая эмоциональная насыщенность.  Преобладание инициативных действия над ответными. Преобладание действий над анализом ситуации.  

Яркая эмоциональная насыщенность – В общение детей наблюдается  больше экспрессивных эмоциональных действий. У детей может произойти быстрая смена эмоционального состояния  - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Преобладание инициативных действия над ответными – Для ребенка важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива или действие сверстника не имеет для него значения, и в большинстве случаев не поддерживается. И в первую очередь в старшем дошкольном возрасте конфликты между детьми происходят именно из-за этой особенности. Когда дети хотят делать или играть, так или в  то, что они придумали, выполнять те роли, которые хотят они, а если другой хочет чего-то другого, то это отвергается. Именно поэтому в паре играющих детей не бывает двух лидеров, один предлагает, другой делает, то, что ему предлагают. Поэтому дети которые считают, что только они всегда правы и все должно происходить как они хотят становятся в группе сверстников отрицательными лидерами, с которыми дети стараются избегать игр и общения. Зачастую такие дети искренне не понимают почему сними не хотят играть, обвиняя в этом всех окружающих, говоря что его выгоняют из игры, с ним не хотят дружить, другие дети забирают у него игрушки. Хотя на самом деле это не так, он просто не хочет принимать действия других детей, и провоцирует конфликт, в ходе которого он либо сам уходит от игры, либо его выгоняют.

Преобладание действий над анализом ситуации.  Любой ребенок вначале делает, а потом думает, что он сделал или начинает анализировать, а правильно ли он сделал. Эта особенность объяснят высокую конфликтность детей. Ребенок не способен проанализировать ситуацию, так как это делает взрослый. Если, например, идя по улице нас, кто-то толкнул, мы вначале оценим ситуацию, специально это было сделано или случайно, а может вообще этого человека тоже толкнули, затем словестно может сделать человеку замечание, и уже потом как крайняя ответная реакция толчок другого человека. У детей в подобной ситуации никогда нет анализа, словесного диалога с обидчиком (в более старшем возрасте скорее ближе к 7 годам, и то при условии высокого уровня развития коммуникативной сферы). А идет сразу же ответная реакция в форме такого же толчка обидчика, даже если на самом деле его тоже толкнули и он задел совершенно случайно. Что в свою очередь тоже вызывает у обидчика ответную реакцию. Так и возникает конфликт. В результате, которого дети искренне утверждают, что его обидели.

Эгоцентризм – Только действия  самого ребенка, его точка зрения, его видение ситуации является правильной. Ребенок никогда не признает собственной ошибки, или того что он был не прав. Он никогда не скажет вам, что в его

проблеме с другими детьми виноват он сам, виноваты все кроме него.  Именно с этим связано особенность детей постоянно жаловаться или ябедничать на других.

 Анализ мультфильма. Что вызвало драку? А как вы думаете, как эту причину объяснят дети? Смогли ли они оценить адекватно ситуацию?

Вообще в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается повышение жалоб или ябедничество на других людей. Это связано с тем, что начинает формироваться у ребенка оценочное отношение к других, а так как он не способен адекватно оценить свои действия и действия других, он всегда оценивает действия других как

отрицательное,  при этом  пытается завоевать уважение и положительную оценку в глазах других, подчеркнув что он вот хороший, а другие нет. Кроме этого у ребенка начинает повышаться потребность общения со сверстниками, ему очень важно быть принятым ими. Поэтому если раньше не приятия в игру или общение с другими детьми не воспринималось ребенком как что-то такое на что нужно обращать внимание, не стали играть ну и не надо, пойдет к другим играть. Сейчас они начинают воспринимать это намного острее, и неприятия другими сверстниками воспринимается ими очень болезненно. А зачастую почти 100% не принимаемых в игру сами в этом виноваты, они не умеют организовать совместную игровую деятельность. Обладают высокой конфликтностью, агрессивностью, зачастую избалованные, гиперопекаемые дети, у которых наблюдается эгоистические наклонности (будет только так как я скажу, только я могу быть победителем), либо они имеет низкую успешность в деятельности (не могут что-то сделать самостоятельно, придумать что-то интересное, даже неуспешны на занятиях, что начинает тоже быть значимым оценивания другими детьми).

Но кроме особенностей общения со сверстниками, которые приводят к конфликтам в старшем дошкольном возрасте общение начинает приобретать и очень положительные качества:

1. Возникает искренне и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-то.

2. Злорадство, зависть проявляются все реже, появляется способность сопереживать, сочувствовать неудачам других.

3. В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.

Начинают возникать прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

Как же родителям развивать навыки общения со сверстниками у своего ребенка.

1. Собственным примером. 

Если у родителей плохо развита коммуникативная сфера или умение общаться с другими людьми в частности с самим ребенком, то ожидать от ребенка того, что ему будет легко построить отношения и общения со сверстниками не стоит.

2. Развитие положительных личностных качеств. 

Агрессивный, эгоистичный, капризный, плаксивый, обидчивый, тревожный ребенок не сможет построить отношений со сверстниками. Поэтому в первую очередь необходимо избавляться или уменьшать проявления данных качеств.

3. Совершенствуйте коммуникативные умения ребенка.

 Развитие умения внимательно слушать не перебивая, научить говорить и обогащаться речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности). Развивать умения понимать настроение и чувства другого.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание здорового ребенка начинается в семье»

Все родители, без исключения, хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, физически развитым. Но часто они забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены не только заложенными ими детям,...

Консультация для родителей "Воспитание у детей культуры общения"

Консультация для родителей "Воспитание у детей культуры общения"...