«Необыкновенные приключения дошколят на железной дороге».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Грекова Марина Юрьевна

«Необыкновенные приключения дошколят  на железной дороге».

  • Обобщать знания детей о железнодорожном транспорте, о профессиях машиниста, проводницы;
  • закреплять знания детей о правилах поведения и безопасности на железной дороге; представления о видах подвижного состава (пассажирские, грузовые, почтово- багажные);
  • закреплять умение распознавать и называть железнодорожные постройки и устройства (шлагбаум, настил, платформа, станция, купе и т.д.);
  • развивать мышление, внимание, речь, активность, любознательность;
  • упражнять в умении выполнять движения в соответствии с произносимым текстом;
  • воспитывать интерес к изучению железнодорожного транспорта, уважение к труду железнодорожников, вежливость, взаимопомощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobyknovennye_priklyucheniya_doshkolyat_.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 ОАО «РЖД»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Необыкновенные приключения дошколят

на железной дороге».

Подготовил:

воспитатель

Грекова М.Ю.

г. о. Серпухов, 2017 г.

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Необыкновенные приключения дошколят на железной дороге».

Задачи:

  • Обобщать знания детей о железнодорожном транспорте, о профессиях машиниста, проводницы;
  • закреплять знания детей о правилах поведения и безопасности на железной дороге; представления о видах подвижного состава (пассажирские, грузовые, почтово- багажные);
  • закреплять умение распознавать и называть железнодорожные постройки и устройства (шлагбаум, настил, платформа, станция, купе и т.д.);
  • развивать мышление, внимание, речь, активность, любознательность;
  • упражнять в умении выполнять движения в соответствии с произносимым текстом;
  • воспитывать интерес к изучению железнодорожного транспорта, уважение к труду железнодорожников, вежливость, взаимопомощь.

Грамматика и словарь:

- Активизировать употребление названий железнодорожных профессий в речи детей (машинист, проводник, виадук, хоппер)

Материалы и оборудование

  • Иллюстрации о людях железнодорожных профессий
  • Дидактическая игра «Разные вагоны».
  • Загадки о железнодорожном транспорте
  • Дидактическая игра «Что относится к железной дороге?»
  • Музыкальное оформление “Голубой вагон” (фонограмма)
  • Песня “Мы едем-едем-едем”

Организованная образовательная деятельность детей:

Дети стоят полукругом вокруг воспитателя.

Ведущий – Ребята, вы любите путешествовать? …А на каком транспорте вы любите путешествовать?  Вы знаете, что весь транспорт можно разделить на три вида: наземный, воздушный и водный. Вот сегодня мы с вами поговорим о наземном транспорте, а именно о железнодорожном.

Ведущий:

У многих наших ребят родители, бабушки и дедушки работают на железной дороге, и им нравится их работа, они от нее получают удовольствие. И я предлагаю вам отправиться в очень интересное и необычное путешествие по железной дороге. Железные дороги тянутся по всему миру. Миллионы людей пользуются железнодорожным транспортом, ведь нет таких препятствий, которые не смогли бы преодолеть поезда. Как вы думаете, ребята, представляют ли трудности для поездов, горы, пустыни, реки, леса?

Ведущий: Правильно, не представляют. Что можно построить в горе (тоннель), а через реку ? (железнодорожный мост)…Такой мост называется «Виадук»

Ведущий:

Посмотрите-ка на меня внимательно. Догадайтесь, кем я сегодня буду?

Дети:

Проводницей.

Ведущий:

Угадали! А работаю я вот в этом замечательном поезде. Хотите стать моими пассажирами? Билеты вижу у вас есть, поэтому прошу вас занять свои места в этом удобном купе. Входите, пожалуйста. (дети рассаживаются на стульчики)

Проблемная ситуация

Ведущий:

Знаете ли вы, ребята, кто управляет поездом?

Дети:

Машинист.

Ведущий:

Как же машинист узнает, когда отправляться в путь, а когда остановить поезд?

Дети:

Определяют по сигналу семафора: горит красный свет – двигаться нельзя, зажегся зеленый – путь свободный.

Ведущий:

Как пассажиры узнают, что поезд отправляется?

Дети:

Машинист дает гудок.

Ведущий:

Правильно! (Звучит гудок).  Тогда - в путь!

Странно… Прозвучал гудок, а поезд не движется, и стука колес не слышно. Что-то, наверное, случилось. Сейчас я позвоню машинисту и все выясню. (Звонит по мобильному телефону). –Алло! Это машинист? Вас беспокоит проводница первого вагона. В чем дело? Мы слышали гудок, пассажиры ждут, а поезд не отправляется! Что-нибудь случилось? Хорошо, я попробую. (кладет трубку). – Ребята, случилась беда! Кто-то испортил семафор, и он теперь не работает. Поэтому машинист не может вести поезд: ведь он не знает, когда нужно двигаться, а когда надо остановиться. И наша прогулка, наверное, не состоится… ОЙ, ЧТО ЭТО ?

(Входит злая волшебница).

Волшебница:

ХА-ХА-ХА! Это я, злая и коварная волшебница, заколдовала ваш семафор! Он теперь никогда не загорится.  И  вы не сможете больше путешествовать по железной дороге! Попробуйте, расколдуйте! Вам для этого придется загадки мои разгадывать, а вы с ними ни за что не справитесь, вы же ничего не знаете про железную дорогу! ХА-ХА-ХА.

Ведущий:

Понятно, кто нам мешает! Но злая волшебница не догадывается, как много мы знаем о железной дороге. Ребята. Машинисту нужна ваша помощь! Давайте разгадаем все-все загадки. А потом прокатимся на поезде. Согласны? Тогда – вперед!

(Волшебница загадывает загадки…)

Волшебница:

1.В этом доме сутолока

Каждый час и круглый год.

Ежедневно в нем толпится

С чемоданами народ.

Вряд ли кто-то среди вас

В этом доме не бывал,

Каждый знает: это место

Называется...(Вокзал)

2.Я зашёл в зелёный дом,

 И недолго пробыл в нём,

 Оказался этот дом

 Скоро в городе другом (Вагон).

3.Даже самый скорый поезд

Остановится средь гор,

Если на пути зажжется

Красным светом ....(Семафор)

4.Что там мчится и шипит,

 И колёсами стучит,

 Чу-чу-чу-чу,

 Я по рельсам качу. (Поезд) 

5.Если вдруг беда в дороге,

 Если вдруг пожар в вагоне,

Знайте, дети, есть спасенье

От подобного мученья.

А спаситель - на стене.

Ручку вниз - и стоп беде! (Стоп-кран )

6.Вагоны стоят на колесах,

Колеса по рельсам бегут,

А рельсы стальные от этого

Ничуть не устают.

Ведь рельсы лежат на подушках

 И счастливы этим не мало,

 А эти подушки зовутся

 Словом коротким...(Шпалы)

7.Полотно, а не дорожка,

 Конь, не конь, сороконожка,

 По дороге той ползёт,

 Весь обоз с собой везёт. (Тепловоз)

8.Ровненьким шнурочком

 На тысячу верст тянутся,

 Нигде не затеряются (Рельсы).

Волшебница:

Дети-то справились с загадками, а вот взрослые смогут ли с моим заданием справиться?

Вопросы:

Безбилетный пассажир, а также персонаж из мультфильма " ну, погоди! " (Заяц)

Узкие стальные брусья, по которым движутся поезда. (Рельсы)

Световое устройство для подачи сигналов поездам и регулировки их движения. (Семафор)

Отдельное помещение вагона на 4 человек. (Купе)

Станционное здание на железной дороге, место ожидания поезда . (Вокзал)

Контролер, проверяющий наличие билетов у пассажиров (Ревизор)

Железнодорожные вагоны, соединенные между собой. (Состав)

Что за коромысло через реку повисло. (Мост)

Силовое тяговое средство, используемое для передвижения поездов по рельсам. (Локомотив)

Волшебница:

Молодцы, и вы справились с моим сложным заданием. АБРА-КАДАБРА….РАСКОЛДУЙСЯ СЕМОФОР!!!

Ведущий:

Молодцы ребята! Справились с таким сложным заданием, и теперь для нашего поезда горит зеленый свет. Ребята, станции, на которых будет останавливаться наш поезд, носят необычные названия. И так, в путь! (звучит мелодия песни “Голубой вагон”, дети путешествуют в импровизированном вагоне).

1 станция “Познавай-ка”

Ведущий:

Ездить в поездах, это я вам скажу, увлекательнейшее занятие! Со сколькими людьми встречаешься! Сколько километров остается позади! Сколько открытий, радостей, неожиданностей готовит нам поездка! Разве можно отказаться от этих впечатлений. Но чтобы поездка была еще и безопасной, ребята нам напомнят некоторые правила поведения на железной дороге.

Ведущий:

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда,

Без них не выйдут в плавание

Из гавани суда.

Без правил жить на свете

Никак, никак нельзя.

Выходят в рейс по правилам

Большие поезда.

1.Ребенок

Правила эти железнодорожные –

 Строгие очень, но вовсе не сложные.

Ты их запомни, слушай внимательно -

В жизни помогут они обязательно.

2.Ребенок

  Поезд на подходе -

 Переезд закрылся.

Поросенок очень в школу торопился.

Он бежал, не глядя,

Прямиком на красный.

Но услышал сзади...

Стой, дружок! опасно!

Ведущий:

Запрещается переходить через переезд при включенном красном свете!

3.Ребенок

На платформе две дворняжки

 Разыгрались в "догоняшки":

 Позабыв про электричку,

 Догоняет брат сестричку.

Рассердился очень папа

 И детей отшлепал лапой!

Ведущий:

Не устраивайте игр на платформе !

4.Ребенок:

Эй! Не трусь, скорей за мной:

Через рельсы - по прямой!

Здесь гораздо путь короче!

Поезд близко? Перескочим!

- Нет, друзья, - ответил Дрозд, -

Безопасно - через мост!

Ведущий:

- Переходить через пути нужно по мосту.

5.Ребенок:

- Я в обход, - сказал Зайчишка, -

Ты рискуешь жизнью, Мишка.

В это самое мгновенье

Вдруг объявят отправленье,

Поезд тронется, тогда -

Неминуема беда.

Ведущий:

- Не подлезайте под вагоны!

6.Ребенок:

- Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -

Высунул голову Ослик в окошко.

- Что же ты делаешь?! Вот озорник!

Сядь-ка на место, - сказал проводник, -

Впредь так не делай, Осёл, никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Ведущий:

- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

7.Ребенок:

Стой! Куда же ты, приятель?

Посмотри на указатель:

"Переход через пути" -

Это значит: по настилу

И ежу, и крокодилу

Разрешается пройти.

Только прежде нужно нам

Посмотреть по сторонам!

Ведущий:

- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!

8.Ребенок:

На железной дороге два братца

Захотели друг с другом подраться:

- Забодаю! - мычит Белолобый.

Черно-белый мычит: - Ну, попробуй.

- Драчуны! Уносите-ка ноги

Поскорее с железной дороги!

Хорошо, что вмешалась Сорока:

Всё могло бы закончиться плохо!

Ведущий:

- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!

9.Ребенок:

На перроне теснотища,

Жеребёнка Лошадь ищет:

- Где ты, серый Жеребёнок,

Непослушный мой ребёнок?

Он за маму не держался,

Потому и потерялся.

Ведущий:

- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

10.Ребенок.

Правила запомнил - в тайне не держи!

 Всем друзьям, знакомым ты их расскажи!

Ведущий:

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция “Профессиональная”. И так, в путь! (звучит мелодия песни “Голубой вагон”, дети путешествуют в импровизированном вагоне).

 2 станция “Профессиональная”

 Дидактическая игра «Что относится к железной дороге?»

В корзине лежат предметы, относящиеся к профессии железнодорожника и которые не относятся к данной профессии. Нужно вытащить один из предметов и рассказать его значение

Ведущий:

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Спортивная»

3 станция “Спортивная” (физкультпауза)

- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу (Дети интенсивно двигают руками).

 Раздаётся стук колёс,

 Это мчит электровоз (Стучат ногами).

 Мимо рощи, мимо яра,

 Мчит без дыма, мчит без пара (Бег змейкой, на носочках).

 Чу-чу-чу-чу

 Я по рельсам лечу (замедляют бег, останавливаются, восстанавливают дыхание).

Ведущий:

Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Угадай-ка». И так, в путь! (звучит мелодия песни “Голубой вагон”, дети путешествуют в импровизированном вагоне).

4 станция «Угадай-ка»

1 игра:

Ведущий проводит дидактическую игру «Разные вагоны».

Ребята, а вы знаете, что существует очень много разновидностей вагонов. Вот сейчас мы  с вами и расскажем нашим гостям, какие это вагоны.

Дети подходят к столам, ведущий дает инструкцию: «Что вы видите на карточках? Какие вагоны? (грузовой, пассажирский, почтовый, вагон-платформа для перевозки автомобиля) Подумайте и соедините изображение вагона и того, что он перевозит». Дети выполняют, воспитатель помогает и контролирует: -Молодцы! Вы отлично справились!

Ребята, какой можно сделать вывод, что по железной дороге можно перевозить не только пассажиров, но любые грузы.

2 игра:

Дидактическая игра «Собери пазл»

Дети подходят к столам, ведущий дает инструкцию: Перед вами два одинаковых пазла «Волшебный паровозик». Чья команда соберет  быстро и правильно, она и выигрывает

. – Молодцы! Справились и с этим заданием!

Ведущий:

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Музыкальная». И так, в путь! (звучит мелодия песни “Голубой вагон”, дети путешествуют в импровизированном вагоне).

5 станция “Музыкальная”

Сценка «Машинист Слава»

ВЕД:

Три девицы рано утром

Сели в ряд на лавочку.

Стали думать,

Как привлечь машиниста  Славочку.

1дев: Стану шелком на подушке

          Я цветочки вышивать.

          Подарю подушку Славе,

          Станет сладко на ней спать.

2дев: Вот диковина – цветочки.

          Вот их сколько здесь растет!

          Испеку  ватрушки Славе,

          С ними он чайку попьет.

3дев:  И цветочки, и ватрушки –

           Это девочки не то.

            Я свяжу перчатки Славе,

           А к зиме сошью пальто.

ВЕД:

Зря старались три подружки – Слава холост до сих пор. Он влюблен лишь в электричку да в зеленый семафор.

Ведущий:            

  Чтение стихотворения М. Волковой «Из истории  железной дороги»              

Ведущий:

Вот и закончилось наше необыкновенное путешествие. Ребята, скажите, какие трудности нам пришлось преодолеть, чтобы  состоялось наше путешествие? Верно. А у нас гость – машинист поезда.

Машинист:

Какие же вы молодцы, ребята! Как много вы знаете про железную дорогу! Если бы не вы, наш семафор никогда бы не смог больше работать и все движение на железной дороге остановилось бы. Огромное вам спасибо за помощь!

- Скажите ребята, а какие профессии железнодорожные вы знаете?

- А как называется железнодорожный мост через реку?

-Что можно построить в горе для движения поезда?

 Я вижу, что в вашем детском саду нам растет достойная смена.  И поэтому я хочу вас угостить чаем.

Чай , ребятки, не простой:

Он – с лечебною травой.

В нем календула и мед,

Он вам силы принесет.

В нем шиповник, зверобой.

Чай поможет нам зимой.

От бронхита, от ангины.

Все на свете витамины

В этом чае подружились,

Чтобы мы не простудились.

Дети пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка музыкально-игрового досуга по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста «Необыкновенные приключения на дороге»

В данной методической разработке представлен сценарий музыкально-игрового досуга «Необыкновенные приключения на дороге». Досуг разработан и предназначен для проведения с детьми подготовите...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по железной дороге" с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (5-6лет)

Уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....

конспект подгруппового логопедического занятия "Необыкновенные приключения по дороге в школу"

КОНСПЕКТ    ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ    ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «НЕОБЫКНОВЕННЫЕ  ПР...

КОНСПЕКТ игра-занятие по профориентации на железнодорожной дороге с детьми младшего дошкольного возраста Тема «Детям о профессии работника железной дороги»

Познакомить ребенка с профессиями работника железнодорожного транспортом.Формировать знания и представления детей о таком виде транспорта, как поезд,  вокзал, их составляющие;  особенно...

. Сборник железнодорожных сказок родителей и детей «Сказочные приключения на железной дороге».

Сборник железнодорожных сказок «Сказочные приключения на железной дороге» составлен в рамках взаимодействия с творческим коллективом  родителей группы. В своих сказочных железнодорожн...

Детям - безопасную железную дорогу (полезные ссылки на видеоматериалы и мультипликационные фильмы по безопасному поведению на железной дороге).

quot;Детям - безопасную железную дорогу"Ссылки на видео:1.      https://yadi.sk/d/kKisI53Mn3cIow./На%20пути%20железнодорожном%20будь%20предельно%20осторожен%202010г...