конспект подгруппового логопедического занятия "Необыкновенные приключения по дороге в школу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ    ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ    ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «НЕОБЫКНОВЕННЫЕ  ПРИКЛЮЧЕНИЯ   ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» (по проекту ««Речедвигательная гимнастика  в работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования Кавказский район город Кропоткин

КОНСПЕКТ                                                                                  ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ                                                               В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ                                  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

«НЕОБЫКНОВЕННЫЕ  ПРИКЛЮЧЕНИЯ                                         ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ»

(по проекту ««Речедвигательная гимнастика  в работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»)

Составила: учитель-логопед

 Воробьева Галина Алексеевна

ЦЕЛИ НОД:

  • Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
  • Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».                

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”  

  • Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов – предложения.
  • Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти.
  • Совершенствование  тактильных ощущений и восприятия.
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”

  • Совершенствование речедвигательных навыков.
  • Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков.
  • Развитие  связей межполушарного взаимодействия.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”

  • Развитие двигательной активности, интонационной выразительности.
  • Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”

  • Воспитание культуры межличностных отношений.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Наглядный  (символы звуков и букв)
  • Словесный (совместная речевая деятельность) 
  • Игровой  (сюрпризный момент, речедвигательная гимнастика)
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: символы звуков и букв, пособие «речевая дорожка», разноцветные мячики, песок, объемные буквы. Аудиозапись песенки «Веселые друзья» на сл.С.Михалкова.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов,  деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ: Педагогический опыт Архиповой Е.Ф. «Речедвигательная гимнастика»,  А.Е. Сыщенко «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия»

                                                       

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент:  

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: -Доброе утро!

-Доброе утро! - солнцу и птицам.

-Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы в течение года занимались на логопедических занятиях. Вы учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить. И вот пришла пора отправляться вам  в школу.

2.Введение в тему занятия:

- Ребята, видите – автобус? На нем мы поедем в школу. И в дороге нас будут ждать необыкновенные приключения!

Дети занимают места в «автобусе».

- А чтобы было веселей, споем «Песенку веселых друзей».

«Мы едем, едем, едем в школьные края! Хорошие ребята, счастливые друзья! Мы едем, едем, едем, и песенку поем, а в песенке поется о том, как мы живем!

Арь-арь-арь! Арь-арь-арь! Мы везем с собой букварь! Ручки и пеналы! Ластик и журналы! Книги и карандаши! Едут в школу малыши!»

- Внимание! Первая остановка по дороге в школу. Остановка «Гласных звуков».

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?

Дети:    Воздух свободно идёт через рот.                                                                                   Нет препятствий разных. Голос участвует, голос поёт.                                                                Звук получается ГЛАСНЫЙ.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.

-На «Дорожки гласных» проходите!

Дети становятся в начале «Дорожек гласных» с изображением символов гласных звуков (по Ткаченко Т.А.). Проходя по «Дорожке», дети по символу называют гласный звук, одновременно выполняя соответствующее речедвигательное движение (алгоритм: увидеть-назвать- показать):

         

И.п. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.  Спина прямая, ноги вместе.         

При произнесении [А] прямые руки резко выбрасываются вперед     (как будто ловишь мяч). Одновременно с выдохом произнести [А]. Вернуться в исходное положение.

При произнесении [У] руки резко вытянуть вниз, вдоль туловища, ладони раскрыты.  Одновременно с выдохом произнести [У]. Вернуться в исходное положение.

При произнесении [О] руки резко разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло поднимаются над головой.  Подбородок немного приподнимается.  Одновременно с выдохом произнести [О]. Вернуться в исходное положение.

При произнесении [Э] руки резко опустить и поставить на пояс. Одновременно с выдохом произнести [Э]. Вернуться в исходное положение.

При произнесении [И] руки резко развести в стороны.  Одновременно с выдохом произнести  [И]. Вернуться в исходное положение.

При произнесении [Ы] руки резко развести в стороны и произвести колебательные движения прямыми руками вверх-вниз (или вращательные движения прямых рук в плечевых суставах). Одновременно с выдохом произнести  [Ы]. Вернуться в исходное положение.

- Молодцы! Но пора продолжить наш путь в школу. Занимайте места в «автобусе». А чтобы было веселей, споем «Песенку веселых друзей»:                                                         «Мы едем, едем, едем и с песенкой такой в школу мы приедем, как к себе домой. Нам солнышко  светило, нас ветер обдувал. В пути не скучно было, и каждый напевал:                    Арь-арь-арь! Арь-арь-арь! Мы везем с собой букварь! Ручки и пеналы! Ластик и журналы! Книги и карандаши! Едут в школу малыши!»

-Внимание! Вторая остановка. Остановка «Согласных звуков». - Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

Дети:   А СОГЛАСНЫЕ … согласны  шелестеть, рычать, скрипеть, даже фыркать и хрипеть. Но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем  твердые согласные звуки?

- Каким цветом мы обозначаем  мягкие согласные звуки?

-Чем обозначаются звуки речи на письме?

-На «Полянку согласных букв» проходите!

- На «Поляне» - согласные буквы. Каждый из вас должен, услышав согласный звук, показать соответствующее речедвигательное движение, а затем подойти к букве, соответствующей услышанному звуку (алгоритм: услышать-показать-найти букву):

И.п.: Губы для звука /М/ собраны широкой «трубочкой». Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.          

Из и.п. руки согнуть в локтях, удержать у груди, прижимать руки к груди и одновременно прерывисто произносить: /М-М-М-М/. Вернуться  в и.п..

И.п: Губы  для звука  /П/  растянуты в улыбке. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.          

Из и.п. руки опустить вдоль туловища и ритмично хлопаем по бедрам, произнося на выдохе:  /П-П-П/ . Возвращаемся в и.п..                                                  

И.п: Губы  для звука  /Н/  растянуты в улыбке. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.  

Из исходного положения руки приподнять параллельно туловищу, согнуть в локтях. Сжать кулаки и делать резкие движения к себе согнутыми в локтях руками. На выдохе произносить: /Н-Н-Н/. Вернуться в и.п.    

И.п. для звука /В/: Губы растянуты в улыбке, зубы видны.  Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.  

Из и.п. руки приподнять перед грудью, согнув в локтях, пальцы сжать в кулак. Руки резко выдвинуть вперед, ладони раскрыть вниз, растопырив пальцы веером и сопроводить длительным звучанием: / ВВВВВ/ (пальцы слегка вибрируют) – ветер. Вернуться в и.п.    

                                                       

 

И.п. для звука /Т/, /Д/: Улыбка, зубы видны, работает язык.   Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.            

Из и.п. руки поднять на уровне груди, пальцы сжать в кулаки. Имитируем движения ударов молотка – постукивая кулак о кулак нижней частью ладоней.  Вдох(нюхаем), удар – выдох  /Т/  (маленький молоточек). Удар – выдох /Д/ - большой молоток. Вернуться в и.п.

 

И.п. для звука /Ш/, /Х/: Губы ВЫПЯЧЕНЫ,     ЗУБЫ  ВИДНЫ. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.  

Из и.п. руки, согнуть в локтях и приподнять  на уровне груди, пальцы растопырены и согнуты «коготками».  

Кошка шипит: руки резко распрямить и выдвинуть вперед с сильным выдохом и произнесением звука ШШШШШ. Вернуться в и.п..

Жук жужжит: руки резко распрямить и выдвинуть вперед с сильным выдохом и произнесением звука ЖЖЖЖ.  Вернуться в и.п..

И.п. для звука /Л/: Губы растянуты в улыбке, зубы видны.  Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.  

Из и.п. руки, согнуть в локтях и приподнять  на уровне груди, ладони раскрыты. Резкие движения согнутыми в локтях руками с хлопками, с произнесением на выдохе звука /Л/ («Ладушки»).  Вернуться в и.п..

                                     

И.п. для звука /Р/: Губы растянуты в улыбке, зубы видны. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.  

Из и.п. руки, согнуть в локтях и приподнять  на уровне груди. Попеременные резкие движения согнутыми в локтях руками, указательные пальцы удерживать вертикально. Произносить на выдохе звук («Мотор» /ТР/ или/Р/).  Вернуться в и.п..

- Молодцы! Но пора продолжить наш путь в школу. Занимайте места в «автобусе». А чтобы было веселей, «Песенку веселых друзей» мы отхлопаем. (Хлопки в сухом ритме).                                                        

-Внимание! Третья остановка. Остановка «Слогов». Выходите, и к мячикам - звукам проходите!

-Услышав слог, возьмите соответствующие по цвету мячики - звуки  в левую и правую руки. Затем, повторите этот слог, одновременно метая мячики-звуки левой и правой рукой.

- Молодцы, ребята! Нас ждет школа! Но доехать мы не можем – у автобуса спустили все колеса! Помогите водителю – сделайте новые колеса для автобуса.

Упражнение «Колеса» с бинарным рисованием и одновременным проговариванием чистоговорок: со-со-со - рисую колесо, ос-ос-ос- будет много колес.

- Спасибо вам, ребята! Отправляемся в путь! Подъезжаем к школе!

Дети: Приехали, приехали мы в школьные края! Тут хорошо учиться  будем мы, друзья! Уже читать умеем мы главные слова: МАМА, ПАПА, ШКОЛА, РОДИНА, МОСКВА.

- В волшебном песке отыщите буквы, чтобы составить слово ШКОЛА, выложите его. - _ -- Молодцы!

- За ваши знания  Учитель Школы  приготовил вам сюрприз! В волшебном кубе – киндеры. На ощупь определите, назовите игрушку и получите ее в награду.

(Дети  работают с сенсорным кубом)

- Вот и закончилось наше путешествие. Вы оказались умелыми и сообразительными

- Какое приключение по дороге в школу вам запомнилось больше всего?

- Я благодарю вас. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия "БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР(3 год обучения, сильная подгруппа)

Основная цель занятия -  закрепить навык  согласования числительных с существительными в косвенных падежах, что особенно трудно детям с ОНР. Также дети учатся работать по символам -пик...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Африканские приключения"

Конспект подгруппового занятия на автоматизацию звука [Р] в предложениях и тексте по лексической теме "Животные жарких стран"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»

-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе. «Школа. Школьные принадлежности».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Школа". "Школьные принадлежности"...