Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»

Цели:

1. Коррекционно - образовательные:

- Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана».

- Совершенствование грамматического строя речи.

- Совершенствование навыков составления и чтения слов, звукового анализа, анализа предложения.

- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.

2. Коррекционно - развивающие:

- Развитие связной речи, всех видов восприятия.

- Развивать у детей умение рассказывать по плану;

- Развивать воображение и творческие способности детей;

3. Коррекционно - воспитательная:

- Воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности.

Оборудование: картинки с изображением школьных принадлежностей, картинка - ели, котёл для варки бумаги, тетрадь, фабрика по производству бумаги, настоящий портфель и набор школьных принадлежностей, карточки с предложениями, схемы предложений на доске, подарки от Незнайки.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Ребята, скоро в вашей жизни произойдет очень важное событие - вы пойдете в 1 класс. Чтобы учится на отлично в школе, необходима хорошая подготовка. В детском саду вы готовились к школе целый год, учились выкладывать слова, составлять рассказы, отгадывать загадки, петь, рисовать и еще многому другому.  

Каждый год за несколько дней до начала занятий все школьники  отправляются за тетрадками и учебниками. В стране у нас тысячи городов и десятки тысяч сёл, и всюду есть школы. Во всех этих школах учатся миллионы школьников, и всем школьникам нужны книжки и тетрадки. Если все эти книжки и тетрадки вместе сложить, получатся громадные бумажные горы. В нашей стране все учатся: кто в школе, кто в университете, кто в техникуме, кто в училище. И всем им, а не только таким, как вы, нужны тетрадки.

2. Основная часть.

1. А сейчас мы с вами поиграем: 

Задание «Собери слова».

Используется пособие «Цветик-семицветик».

Дети «отрывают» по одному лепестку, на обратной стороне которых в произвольном порядке написаны буквы, соответствующие названиям школьных принадлежностей, отгадывают и записывают названия.

- За это задание вы получаете ТЕТРАДЬ.

- Простая вещь — тетрадка. А сделать её не так просто... Да вы, пожалуй, и не знаете ещё, как и из чего тетради делают! Сейчас я вам об этом расскажу.

- Первой берётся за работу пила, чтобы спилить в лесу ёлку...

- Сначала ёлку спиливают, потом обрубают топором её колючие зелёные лапы, её остроконечную верхушку. Иголки да шишки тетрадке не нужны. И кора ей тоже ни к чему.

- Тетради делаются не из шишек, не из иголок, не из коры, а из еловых брёвен...

- Из брёвен? Да при чём же тут брёвна? Из брёвен дома строят, а не тетради делают!

- Чтобы из бревна тетрадей понаделать, надо его сперва распилить да на щепки расколоть, из них кашу варят.

- Чтобы сварить из щепок кашу, их кладут в котёл. А котёл огромный.

- Щепки в котле — вместо крупы. А вместо масла льют в котёл кислоту. Без кислоты кашу из щепок не сваришь.

- Щепки варятся в котле и развариваются на волокна. А потом волокна ещё разбивают, размалывают, чтобы они были помельче.

- Получается самая настоящая каша. Только есть её вы, пожалуй, не станете. Она невкусная. Да её ведь не для еды варят. Из неё бумагу делают.

- Сейчас я вам раздам по листу бумаги и кто не верит, пусть проверит. Проверка нетрудная.

- Возьмите листок бумаги и постарайся содрать с краешка слой потоньше. А потом посмотри на свет. Тогда тебе сразу видно станет, что бумага не сплошная. Она вся, как войлок, словно её сваляли из тонких спутанных волокон. На эти волокна и разварилась ёлка, когда её в котле варили.

- Теперь разорви бумагу на мелкие клочки и размочи в воде. Волокна разойдутся, получится бумажная каша — вроде той, из которой на фабрике бумагу делают.

- Да это штука нехитрая — из бумаги кашу сделать! Разжевал — и готово. А вот как из каши сделать бумагу?

- Об этом я вам сейчас и расскажу, но вначале отгадайте загадки про школьные принадлежности.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

(Ручка)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?..

(Карандаш)

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс.

(Парта)

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

(Книга)

По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чиста страница.

(Школьная доска)

Кто я, если прямота

Главная моя черта?

(Линейка)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

(Тетрадь)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

(Резинка)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал)

- С заданием вы справились, получаете предмет – портфель.

Достаём из портфеля тетрадь.

Физкультминутка «В школу». Импровизация движений в соответствии с текстом.

Скоро в школу мы  пойдём,

И портфель с собой возьмём.

В школе будем мы читать,

Будем ручками писать.

Физкультурой заниматься,

На «отлично» все стараться!

Дети получают РУЧКУ.

- Молодцы! Всё же как сделать из каши бумагу?

- Чтобы бумагу сделать, надо бумажную кашу перемешать, перетрясти, чтобы все волокна в ней переплелись, перепутались. А потом надо её раскатать, да потоньше, как тесто для лапши. Вот и выйдет из неё сырой, рыхлый бумажный лист.

- Но бумага должна быть не мокрая и не рыхлая, а сухая и прочная. Значит, надо ещё из неё воду выгнать: отжать от воды мокрый лист и высушить.

- Видишь, какая длинная получается цепь: из ёлки брёвна делают, из брёвен - щепки, из щепок - кашу, из каши - бумагу, из бумаги - тетрадку.

- Ну, а если нужна особенно прочная бумага, её делают не из дерева, а из тряпок. Тряпки тоже сначала в котле варят, только не с кислотой, а со щёлоком или известью. Варёное тряпьё размалывают в кашу, а потом уже кашу превращают в бумагу.

- С утра до ночи работает тетрадная фабрика. Она может за день столько сделать тетрадей, сколько всей школе не исписать за полгода, а то и за год.

- И вот перед тобой лежит на столе новенькая, чистая тетрадка. Лежит и молчит - не рассказывает тебе, как она ёлкой была, как по ёлке белка прыгала. 

- Тетрадка не может рассказать тебе о том, как ёлка плыла по реке, варилась в котле, сквозь все машины прошла, через всю страну ехала.

Рефлексия НОД:

- Много чего испытала ёлка, прежде чем превратилась в эту тетрадку и в сестёр этой тетрадки. И теперь от тебя зависит, что с тетрадкой будет дальше.

- Ты можешь переписать в неё чётким, красивым почерком хорошие стихи — и твоя немая тетрадка заговорит, да ещё в рифму.

- Каждому, кто возьмёт её в руки и раскроет, она расскажет то, что ты в ней написал. А тебе она поможет хорошо учиться, чтобы ты стал умным и грамотным.

- Давайте ещё раз вспомним, как делают тетрадь (Дети составляют пересказ текста по одному предложению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Конспект комплексной интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по закреплению темы «Животные жарких стран».

Конспект - игра "Виртуальное путешествие" методически разработан и направлен на закрепление материала по теме "Животные жарких стран", на развитие и совершенствование фонетико-фонематических процессов...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГОИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ     К ШКОЛЕ ГРУППЕДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОС...

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....