Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников"
консультация

Федосова Лариса Александровна

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoy_iz.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, края.

Знакомясь с историей родного города, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных культурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Актуальность темы связана с тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви в Родине. А любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей «малой» родине - месту, городу, где человек родился. Именно поэтому, очень важное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным и природным своеобразием родного города. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др.), познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отечестве, региональных традициях и др.), речевое развитие (приобщение к художественной литературе), художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность), физическое развитие (экскурсии, прогулки, игровая деятельность).

Как же в образовательной деятельности, в играх, в трудовой деятельности решаются задачи патриотического воспитания?

Знание о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:

‒ занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

‒ занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и т. д.);

‒ занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание),

 Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог непременно намечает, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) он может провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, аппликации, конструирования. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к его богатствам. Труд ребенка невелик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для города, для детского сада. Труд по озеленению участка детского сада, своей улицы, поделка игрушек для малышей, починка книг, работа на огороде — все это те доступные дошкольникам дела, которые способствуют воспитанию у детей гражданских чувств. Эмоциональная атмосфера на занятиях, в играх играет большую роль в воспитании чувств детей. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Старшие дети уже знают о своем родном городе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы.

Круг интересов и представлений детей шестого года жизни воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране. Для этого предлагаются новые темы, которые углубляют и расширяют знания о родной стране — «Россия — родина моя», «Города России», «Москва — столица нашей Родины». В старшем дошкольном возрасте продолжается изучение темы «Город — село». Наряду с данными понятиями (село, город) дети должны усвоить новые для них понятия «столица», «область», «страна»; они должны знать, что больше — село или город, страна или область. В старшем возрасте расширяются знания о городах России. Представления детей о городах нашей страны позволяют организовать интересные игры, «Путешествия по родной стране». Эти игры включают детское строительство, самостоятельную художественную деятельность, а поэтому интересны и увлекательны для ребят. Углубить интерес к родной стране помогут рассказы, беседы о климатических и природных зонах нашей страны. Интерес к занятиям по географии родной страны усиливается, если воспитатель рассказывает им об их сверстниках — мальчиках и девочках, живущих на севере и юге — в тундре, в тайге или пустыне. Эти рассказы о детях воспитывают у ребят доброжелательность и симпатию к сверстникам, живущих далеко от них. Дети старшего возраста интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты.

В старшем дошкольном возрасте углубляются знания детей о великих русских писателях, художниках, композиторах. Дети должны знать определенные произведения, которые написали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, узнавать их на портретах; знать некоторые факты их биографии. Дети продолжают также знакомиться с произведениями великих мастеров кисти. Дети этого возраста могут воспринимать довольно сложные произведения живописи, понимать настроение, передаваемое художником. Очень интересно проходят занятия, на которых рассматриваются репродукции картин Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Снегурочка». Ребятам знакомы сказки по мотивам, которых написаны эти произведения, и они сразу узнают их героев. Все это обогащает мысли и душу ребят, учит гордиться культурой своей великой страны.

В патриотическом воспитании дошкольников рекомендуют использовать следующие формы работы:

 ‒ факультативные занятия (беседы, игры);

‒ все виды художественной творческой деятельности;

 ‒ проведение совместных праздников (Масленица, Рождество, Пасха);

 ‒ просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

‒ экскурсии, целевые прогулки по городу;

‒ детская благотворительность;

‒ тематические вечера;

‒ организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

Таким образом, в программе прослеживаются несколько направлений работы:

Духовно-образовательное (занятия, беседы, чтение);

Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые, строительные игры, прогулки, экскурсии, походы);

Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр диафильмов); Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Предлагаются следующие формы работы с родителями:

 Родительские собрания.

Консультации.

 Открытые занятия.

Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники). Наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы).

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.



Литература и используемые источники:

Громилина Л. В.  «Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками»

 «Инновационные педагогические технологии» : материалы VI Междунар. науч. конф. г. Казань, май 2017.

https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12271/ (дата обращения: 18.02.2022). https://www.bestreferat.ru/referat-208512.html

 https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00788604_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольника через театрализованную игру"

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных ви...

Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация «Особенности музыкального воспитания дошкольников»

Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, дви...