«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье.»
консультация (младшая группа)

Коваленко Наталия Юрьевна

Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения надо всегда находить время. Например, вы едите в машине 30 – 40мин., сколько игр можно вспомнить за это время: «Найди такую же», «Где это можно купить?», «Из чего сделано?» и т. д. Время проходит быстро, а самое главное, с большой пользой для обоих. И ребенок незаметно для себя учится думать, говорить, общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._didvkticheskie_igry.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

                             Консультация для родителей.

«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье.»

Уважаемые папы и мамы, мы хотим раскрыть перед вами значение дидактических игр в обучении и воспитании детей и подчеркнуть, что в таких играх у ребят развивается не только психические процессы: мышление, память, речь, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам, и социальные чувства: как сопереживание, умение прийти на помощь, дружба и другие. Желательно, чтобы дети играли помимо детского сада -дома, в семье.  Тем более подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Поэтому важно помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр в воспитании и обучении детей.                                                                    

Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения надо всегда находить время. Например, вы едите в машине 30 – 40мин., сколько игр можно вспомнить за это время: «Найди такую же», «Где это можно купить?», «Из чего сделано?» и т. д. Время проходит быстро, а самое главное, с большой пользой для обоих. И ребенок незаметно для себя учится думать, говорить, общаться.

Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, пока вы готовите обед, поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы, сделанные из разных материалов. Мама загадывает загадку, о каком – либо из них, выделяя главный признак предмета – его качество. Ребенок находит этот предмет или наоборот: ребенок загадывает, а мама отгадывает. Эта игра не мешает матери готовить обед. Сколько полезных задач решено! Вы радуетесь, и незаметно для малыша многому его обучаете.

Также, по дороге в детский сад, или из детского сада, обратите внимание на красоту природы и поиграйте в такие игры: «Когда это бывает?», «Где, что растет?», «Чьи это детки?» и т. д.

Поиграйте с детьми в словесные игры  (детям эти игры очень нравятся, которые проводятся не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, узкое, высокое, низкое?», «А что потом?»

Таким образом, у детей постоянно накапливаются качества логического мышления. И этому во многом способствуют дидактические игры.

Советуем Вам, родители, по чаще обращайте внимание и на отношение детей к игрушкам, которыми они в настоящее время хорошо обеспечиваются. Иногда ребят привлекает в игрушке ее новизна. Удовлетворяя просьбы своих детей, Вы приобретаете для забавы и развлечений все новые и новые игрушки. Воспитывать интерес к игрушкам можно с помощью дидактической игры: «Из чего и кем сделано?». Предложите ребенку разложить все игрушки на полу. Спросить у сына (дочки) – «Как ты думаешь, из чего они сделаны, из какого материала?». Если ребенок затрудняется отвечать, то надо ему помочь. Рассказать, как много людей трудилось, чтобы сделать такую машину, робота и т. д. Предложить ему игру, например: «Деревянные игрушки – справа, мягкие – слева, металлические – перед собой.

В ходе игры у ребенка развивается внимание, наблюдательность, сосредоточенность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, формируется бережное отношение к ним. А также понимание, что с игрушками можно играть по - разному.

Руководство дидактическими играми детей в семье.

Родителям, слишком возбудимым, подвижным детям советуем чаще предлагать настольно-печатные игры, такие, как «Лото», «Мозаика», Разрезные картинки», «Кубики» и т.д. Детям с замедленной реакцией на слово следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи, например: «Кто быстрее назовет?», «Скажи наоборот», «Добавь слово» и др.

В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого можно использовать в играх овощи, фрукты, ягоды ( «Угадай на вкус»), семена кустарников, деревья ( «Чьи это детки?»), предметы обихода ( «Покажи, о чем я скажу»), игрушки. Родителям более старшего возраста чаще надо использовать предметы, отличающиеся друг от друга по материалу, из которого они сделаны. Это поможет учить ребят группировать предметы по различным признакам: находить в комнате металлические, керамические, пластмассовые, деревянные, тканевые предметы. Полезно включать в игру элементы соревнования – кто больше найдет, заметит предметов определенного качества.

Также можно использовать с детьми словесные дидактические игры. Они хороши тем, что не требуют особых усилий для их проведения, надо лишь приобрести сборник таких игр, в нем можно выбрать любую игру в соответствии с обстоятельствами: местом игры, количеством участников, их индивидуальными особенностями.

Для того чтобы организовать с ребенком игру с определенной познавательной задачей, определенными правилами и действиями, полезно подсказать ребенку содержание, основанное на имеющихся у него знаниях об окружающей жизни или о литературных героях. Например, ваши дети знают многие мультипликационные фильмы, художественные произведения детских писателей. Вы, можете поиграть с детьми в игру «Отгадай, откуда этот герой» или провести викторину по сказкам, в которой в двух – трех предложениях дети рассказывают о названии сказки, ее героях.

Совет    родителям!

по изготовлению некоторых настольно - печатных игр дома, в семье, привлекать к этому детей.

Советуем Вам сделать хотя бы одну игру совместно с ребенком. Да, сейчас в магазинах много разнообразных, красочных настольно – печатных игр, но сделанные своими руками, да еще вместе с папой, мамой это дороже всего.

Например: игра – «Собери картинку», делается просто. На плотную бумагу или картон наклеивается картина, затем разрезается на части (6, 8 частей). Чтобы интерес ребенка к игре не пропадал, можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет картинку. Выполнять задание надо по сигналу и победителей поощрить.

Уважаемые родители, играя вместе с детьми или делая поделку, Вы ближе узнаете ребят, их возможность, интересы и с помощью игр формировать личностные качества, способности.

Например, для игры, в которой требуется описание картинки, можно сделать большой круг, желательно из твердого картона, в центре прикрепить вращающуюся стрелку, а по краям круга сделать карманы для картинок. Диаметр круга – 50 см, размер карточки – 9x9 см. Карточки изготовить из плотной бумаги или картона. Содержание карточек разнообразное: труд взрослых, спорт, животные, растения, времена года.

Как организовать такую игру?

Дети садятся вокруг стола. Считалочкой выбирают водящего. Он поворачивает стрелочку так, чтобы она остановилась против какой – либо картинки. Тот, кто сидит ближе к этой картинки или напротив ее, рассказывает, что на ней изображено. Вынув из кармана картинку, ребенок внимательно ее рассматривает, а затем рассказывает. Если рассказ получился интересным, ребенок становится водящим. И так игра продолжается.

Для сбора картинок нужно завести папку, куда и взрослые и дети будут складывать интересные, яркие иллюстрации, картинки, содержание которых будет полезным в познавательной работе с детьми.

Для поддержания у ребенка положительного настроя необходимо пребывание его  среди других детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку заиметь друзей, хороших товарищей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения детьми. Продуманное содержание ее, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать всестороннему, гармоничному воспитанию социально активной личностями детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

                Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос: полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку? Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

               Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача родителя направить детскую активность в развивающее русло. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

           Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, развивают лексическую сторону, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. Таким образом, в ходе игр и занятий происходит всестороннее развитие ребенка.

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень

2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).

3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.), способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п.. а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма).

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.

Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с игрушками учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и руководство дидактическими играми детей.

Раскрываются основные функции дидактической игры, структура и виды, методика и организация руководства дидактическими играми....

Буклет. Методика организации и руководство дидактической игрой в ДОУ.

Материалл для воспитателей по организации и руководству дидактической игрой в ДОУ....

«Организация и руководство дидактическими играми детей»

Уровень обр. орг.,  консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 4.12.2019г....

Консультация для родителей «Методика организации и руководство дидактическими играми в старшей группе»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и...

Консультация для родителей «Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»

Консультация  для родителей«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»...