Обобщение педагогического опыта "Современные формы взаимодействия с родителями ДОУ"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бабушникова Галина Александровна

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта воспитателя «МДОУ Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Бабушниковой Галины Александровны на тему: «Современные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»

Актуальность.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей.

Традиционно взаимодействие с родителями осуществляется в разных формах, однако на сегодняшний день особую актуальность приобретает взаимодействие в условиях дистанционного образования. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. Для этого применяются дистанционные технологии. Значимым преимуществом дистанционного взаимодействия является доступность, которая позволяет педагогам общаться с родителями любого воспитанника в индивидуальном режиме. На такое взаимодействие не влияют место проживания, социальный статус, состояние здоровья и др. Родители также могут обращаться с вопросами в любое время и оперативно получать на них ответы. Такая форма взаимодействия дает возможность общаться родителям между собой, участвовать в различных мероприятиях. Дистанционное сотрудничество позволяет увеличить количество родителей, включенных в жизнь детского сада, проявляющих стремление совместно выявлять, осознавать и решать проблемы в воспитании детей.

Новизна

В условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем приходится по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.

Применение интернет - ресурсов в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество наших услуг, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Использование интернет - ресурсов в работе с родителями позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.

В решении этой проблемы мне помогают социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них я могу  обмениваться с родителями фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию, делиться опытом в воспитании и обучении детей, отправлять консультации, памятки для родителей, знакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и привлекать к участию в них.

Такая форма взаимодействия дает возможность общаться родителям между собой, активно участвовать в жизни детей группы.

Теоретическая база

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) взаимодействие с родителями (законными представителями) названо важным психолого-педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребёнка, а также условиями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

В работах Арнаутовой Е. П., Мусиенко С., Дроновой Т. Н. решающим условием эффективного взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Необходима диалогичность во взаимодействии между педагогами ДОУ и родителями (Арнаутова Е. П. «Педагог и семья» - М.: Карапуз, 2012; Дронова Т. Н. «Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей» - М.: Просвещение, 2009).

Об установлении партнёрских отношений между детским садом и семьёй говорят авторы Дубова В. П., Иванова В. М., Зверева О. Л. И др. Они выделяют следующие аспекты проблемы: определение целей и значения воспитания родителей, разработка содержания работы по воспитанию родителей, определение форм и видов связей ДОУ с семьёй.

Меняется время, изменяются принципы взаимодействия с родителями.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся моя работа. В общении с родителями я исключаю категоричность, требовательный тон, что помогает сформировать положительное отношение семьи к детскому саду в целом. Я считаю, что именно мое взаимоотношение с родителями значит гораздо больше, чем  хорошо проведенное мероприятие. Общаясь с родителями, я стремлюсь прочувствовать ситуацию, настроение мамы или папы, успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации

  В процессе общения стараюсь создавать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, всячески демонстрирую заинтересованность разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

   Я стараюсь менять формы и направления работы с семьей в зависимости от    быстро    изменяющегося времени, социального состава родителей, их      образовательных потребностей и воспитательных запросов.

На сегодня одними из востребованных форм работы являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Целевая аудитория такого общения – это дети и члены их семей. Целью такой работы является создание условий для привлечения семей воспитанников к конструктивному взаимодействию с воспитателями.

Цель моей работы: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями через социальные сети.

Задачи:

1.Оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе.

2.Вовлечение родителей в образовательный процесс через социальные сети.

3.Помощь в подборе полезной и актуальной информации.

4.Обеспечение возможности продуктивно участвовать в образовательной деятельности в онлайн режиме.

5.Предоставление родителям возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания.

6.Усиление личностной направленности образовательного процесса.

Я выделила для себя следующие направления дистанционной работы с родителями.

1.Информационно – аналитическое.

Это направление включает в себя такие формы работы, как:

1.Онлайн-анкетирование

2.Переписка с родителями

 3.Социалогические опросы      

 4.Беседы по телефону и в WhatsApp-е    

2.Познавательное.

К этому направлению относятся:

1.Тематические консультации

2.Индивидуальные памятки      

3.Онлайн и офлайн – собрания.

4.Газета для родителей

3.Наглядно - информационное.

Это направление раскрывают:

1.Видеофрагменты различных видов деятельности

2.Фотографии  

3.Выставки детских работ  

 4.Информация для родителей              

 5.Онлайн-экскурсии

4.Досуговое.

В этом направлении работы мне помогают:

1.Праздники

2.Выставки

 3.Конкурсы      

4.Акции

Для того чтобы спланировать работу с родителями, мне необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников, учитывать их интересы и запросы, социальный, образовательный, материальный статус, взаимоотношение членов семьи, стиль воспитания, открытость семьи.

Все направления и формы я реализую с помощью таких средств дистанционной работы с родителями, как: Сайт детского сада, сотовая связь, социальные сети и мессенджеры, личный сайт, электронная почта, электронная рассылка, газета группы.

Поэтому я начинаю свою работу с информационно – аналитического направления- анализа социального состава родителей, выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение онлайн анкетирования на темы «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?», «Давайте познакомимся», «Детский сад глазами родителей», «Как адаптировался малыш?» помогает выявить статус семьи, правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.  Родители в дистанционном режиме более откровенны в своих ответах.

В WhatsApp-е веду переписку с родителями, ежедневно беседую с ними по телефону. Таким образом я могу вызвать родителей на откровенный разговор, они могут задать мне любые вопросы в устном или письменном виде и получить на них ответы в удобной им форме. Как родители, так и я имеем возможность спокойно обдумать информацию, а затем ответить, обсудить ее.  

Познавательное направление позволяет знакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формировать у родителей практические навыки воспитания детей.

Провожу беседы с родителями на тему: «Ребенок имеет право», «Ребенок и безопасность», «Каникулы с родителями». Были отправлены консультации на тему: «Агрессивный ребенок», «Характер ребенка зависит от вас», «Родитель – это звучит гордо», «Защитим наших детей», «Как поступить правильно», «Обсуждение проблемы наказаний, способы воздействия на поведение ребенка», «Советы заботливым родителям», «Польза закаливания», рекомендации «Воспитываем добротой», памятки для родителей: «Безопасность ребенка в зимний период», «Права ребенка» Также были изготовлены информационные буклеты, памятки о правах детей, по пропаганде ответственного родителя, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и распространены и среди родителей.

Подготовила и провела офлайн собрание на тему: Знание и соблюдение правил дорожного движения» 

Каждый месяц выпускаю и отправляю на электронную почту и в WhatsApp информационно-познавательную газету «Любимый ребенок»Хочу такой сайт для любознательных детей и их родителей. Это не просто сборник информационных статей, а незаменимый и интересный помощник для родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. На страницах газеты родители знакомятся с интересными событиями из жизни детей в ДОУ, находят полезные советы и рекомендации специалистов детского сада, а для детей – интересные игры, занимательные задачи, мастер-классы и многое другое.

Проведение мастер-классов для родителей и детей способствует развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Это достигается при помощи небольших по времени видеороликов с трансляцией разнообразных материалов: «Изготовление массажных мячей из воздушных шариков и круп»,

«Опыты с детьми», «Интересные поделки.

Наглядно – информационное направление знакомит родителей с работой дошкольного учреждения. формирует знания о воспитании, обучении и развитии детей. Мы с родителями обмениваемся фотографиями и видеоматериалами деятельности с детьми.  Большой интерес вызывает у родителей ежедневный фотоотчет о деятельности детей.  Фотографии, фрагменты видео наглядно демонстрируют, какие события происходят в группе в течение дня. Предоставление родителям полной информации об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в этот день, способствует тому, чтобы взрослые могли поговорить с ребенком об этих событиях, сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленность о ней, эмоциональную связь с ребенком, продолжить по желанию работу по той или иной теме в семье. В свою очередь родители высылают мне интересные материалы о своих детях и работы с ними дома. Так же я отправляю родителям информацию о предстоящих мероприятиях, объявления, анонсы. С помощью офлайн экскурсий давала возможность родителям познакомиться с групповыми помещениями, музеями «Лихтибряня» и «Боевой славы», сенсорной комнатой, рассмотреть экспонаты, оборудование. После таких экскурсий родители пополнили наши музеи новыми экспонатами.

Досуговое направление помогает установлению эмоционального контакта между мной, родителями и детьми.

В рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья»

Национального проекта «Демография» все родители моей группы прошли обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания дошкольников» и получили подтверждающие сертефикаты.

Многие родители группы вместе с детьми приняли участие в детско-юношеской патриотической акции «Рисуем победу-2021», посвященной  славному ратному гражданскому подвигу поколения победителей и награждены сертификатами активного участника акции.

Каждый год 27 сентября в День работника дошкольного образования проходит Всероссийский День приёма родителей дошкольников с целью выявления общих и системных проблем дошкольного образования в регионах Российской Федерации, вовлечения большего количество родителей, экспертов и представителей власти в их скорейшее разрешение.

Родители моей группы ежегодно посещают это мероприятие, интересуются вопросами устройства ребёнка в детский сад, увеличения времени работы детских садов, подготовкой детей подготовительных групп в ДОО к школе, охраной здоровья воспитанников детских садов.

Благодарю родителей за то,что они поддерживают стремление уберечь детей от опасностей, которые подстеригают их на дороге, уделяете большое внимание привитию своему ребенку навыков дорожной безопасности. Дома они вместе с детьми играют в интерактивные, настольно-дидиактические игры, смотрят мультфильмы, читают книги по правилам дорожного движения, рисуют безопасный маршрут ребенка от дома до детского сада, участвуют в акции «Мой ребенок в автокресле»

Родители моей группы вместе с детьми приняли участие во Всероссийской добровольной интернет-акции «Безопасность детей на дороге» и получили статусы лауреатов и лауреатов-победителей.

       Создавая экологическую тропу, обратились к родителям с просьбой поддержать инициативу детей и помочь в ее организации. Родители стали нашими союзниками и помощниками, не отказали в посильной помощи, интересовались проводимой нами работой. Они активно включились в работу: привозили спилы деревьев разных пород, природные камни для альпийской горки и для дальнейшего исследования, приносили саженцы деревьев, кустарников, цветов, лечебных трав и т.д., мастерили ящики для различного материала, помогали в их установке. 

В рамках реализации плана мероприятий, посвященных празднованию Дня народного единства, в период с 27.10. по 04.11.2021г. по всей России была организована интернет-дегустация национальных блюд народов России «#МыВместе»

Воспитанники моей группы вместе со своими бабушками, мамами приняли в ней самое активное участие и поделились своими рецептами мордовской национальной кухни и награждены от ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» сертификатами участников.

Важную роль в подготовке к Новому году играют разные поделки, изготовленные с помощью родителей. У нас сложилась традиция, для создания праздничного настроения, проходит выставка поделок «Мастерская Деда Мороза» на тему «Новогодний сувенир» 

Родители и дети принимали активное участие в этой выставке, стали творцами и художниками, делали замечательные поделки вместе, радуя всех своим мастерством, приобщаясь к совместному творчеству.

В каждую работу вложено много труда и старания, каждый проявляет свое творчество, фантазию, талант. Такая форма взаимодействия способствует приобщению родителей к работе детского сада, сплачивает детей, воспитателей и родителей благодаря совместному творчеству, развивает воображение, фантазию не только у детей, но и у взрослых.

Каждый участник получил грамоты с призовыми местами.

Родители приняли активное участие в акции «Покормите птиц зимой»

Вместе с детьми они подбирали дома материал, мастерили кормушки. И результат был замечательный. Кормушки принесли в детский сад, а мы с детьми развесили их на деревья и постоянно следим, чтобы они были чистыми и в них всегда был корм, наблюдаем за птицами. Все участники акции получили грамоты за изготовление кормушек. А самые лучшие из них отправим на республиканский конкурс «Птичий дом»

18 января - Всемирный день снеговика. Снеговик - это символ русской зимы. Родители откликнулись на мое приглашение принять участие в конкурсе «Самый лучший Снеговик» и приняли в нем активное участие. Они с детьми лепили снеговиков около своих домов, фотографировались, снимали небольшие отрывки видео и присылали мне в  WhatsApp. Праздник удался на славу. А участники получили грамоты с призовыми местами.

В благоустройстве территории наши родители принимают самое активное участие. Они помогали с ремонтом веранды для 1 младшей группы, приносили семена и рассаду цветов на клумбу, помогли с подбором материала и изготовлением бизиборда для группы.

  Таким образом взаимодействие с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу.

Дистанционные формы взаимодействия с родителями находят широкое применение в работе воспитателя, т. к. позволяют родителям быстро, интересно и комфортно знакомиться с жизнью группы, экономят время, позволяют делиться актуальной информацией, соответствуют современным требованиям ФГОС ДО.

 Технологии дистанционного образования не только не противоречат современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлемы, интересны в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данный период и доступны педагогам и родителям.

Дистанционное сотрудничество позволяет увеличить количество родителей, включенных в жизнь детского сада, проявляющих стремление совместно выявлять, осознавать и решать проблемы в воспитании детей.

Список литературы

1.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. - М.: МЭСИ, 1997. - 254 с.;

2.Арнаутова Е.П. «Педагог и семья»-М.: Карапуз,2012

3.Буйместру И.А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя / И.А. Буйместру // Образование и воспитание. – 2020. – № 4 (30). – С. 7-10.

4. Закон РФ «Об образовании» ред. от 28.02.2012.

5. Зинин А.С. Современные форматы обмена профессиональным опытом для воспитателей дошкольных групп.  Образование и воспитание № 4 (30) 2020.-С.10.

6.Доронова Т.Н. «Вместе с семьей: пособие по взаимодействию детей и родителей»-М.: Просвещение, 2009

7. Микляева Ю.В. К вопросу о педагогической культуре родителей. // Ребенок в детском саду. - 2005 - №3

8. Партретова В.Г. Консультация для педагогов: Организация дистанционного обучения дошкольников, 2020.

10. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: hhhps://edu.gov.ru/.

12. Фролова О.В. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Свой материал по теме «Современные формы взаимодействия с родителями в ДОУ» я разместила на сайтах:

https://nsportal.ru/babushnikova-galina-aleksandrovna 

 https://ds-2-staroshaygovo.nubex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы "Инновационные формы взаимодействия с родителями дошкольников в процессе познавательного развития воспитанников"

Опыт работы, направленный на развития позновательных способностей младших дошкольников и взаимодействие с родителями в данном направлении...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

Обобщение опыта работы по теме: «Использование  мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...

Обобщение опыта "Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат, как новые возможности"

В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по разным направлениям воспитательно-образовательной деятельности....

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).

Технология организации сюжетно-ролевой игры.   Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов....