Обобщенный опыт работы "Инновационные формы взаимодействия с родителями дошкольников в процессе познавательного развития воспитанников"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Опыт работы, направленный на развития позновательных способностей младших дошкольников и взаимодействие с родителями в данном направлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_34_detskiy_sad_shevchenko_elena_aleksandrovna.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают - семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению.

Формирование и развитие математических способностей – одна из наиболее актуальных и распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Именно поэтому актуальным становится разработка проектов по развитию математических способностей у дошкольников, с включением в проектную деятельность всех участников образовательного процесса.

Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. В тоже время, повышение качества образования невозможно без включения в эту работу семей воспитанников, разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей взаимодействия с родительской общественностью. Для этого необходима целенаправленная работа по взаимодействию с родителями в вопросах математического развития дошкольников.

Проводимые  педагогами ДОУ мероприятия по математическому развитию дошкольников в соответствии с перспективным планированием без сомнения помогает детям усвоить программный материал, однако данная работа была бы более эффективной при непосредственном участии в этом процессе семей воспитанников. Поэтому необходимо четкое осознание родителями об объединении совместных усилий, их действенная помощь в решении данной проблемы.

В тоже время сегодня пристальное внимание уделяется детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения. Поэтому деятельность детей как друг с другом, так и взаимодействие воспитателя и родителя с детьми должны носить характер диалога и активного сотрудничества.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже в период дошкольного детва педагогам и родителям необходимо объединить свои усилия для создания условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных представлений и образов, используемых в жизни.

Цель и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта

Целью предлагаемого проекта является разработка и внедрение комплекса мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников в поросах математического развития

Задачами данного проекта являются:

  1. Повышение педагогической грамотности родителей воспитанников в вопросах математического развития дошкольников.
  2. Привлечение родителей к удовлетворению познавательно-математических потребностей детей нестандартным путем.
  3. Активизация распространения положительного семейного опыта по воспитанию и развитию детей младшего дошкольного возраста в математическом кластере.

База реализации проекта

Проект реализован на базе МБДОУ детский сад № 34 «Золотой ключик», в группе младшего возраста

Контингент участников проекта:

Педагоги ДОУ, дошкольники младшей группы, родители.

Сроки реализации проекта

Данный проект является долгосрочным, рассчитан на период с сентября по май включительно и состоит из четырех этапов.

Предполагается, что в результате внедрения проекта будут достигнуты следующие результаты и эффекты:

  • повысится активность родителей;
  • повысится уровень и частота общения ребенок-родитель, родитель-ребенок с целью развития математических представлений и эмоциональной привязанности, изменение привычного образа жизни, уверенность в будущем;
  • повысится интерес к развитию математических способностей у дошкольников;
  • развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.  
  • повыситься уровень компетенции родителей по данному вопросу.

Содержание проекта

1 этап подготовительный:

Содержание работы

Цели и задачи

1

Подбор необходимой  для реализации проекта педагогической  и методической  литературы

Изучение педагогического запроса родителей в вопросах математического развития дошкольников .

Подведение участников проекта к четкому формулированию существующей проблемы.

2

опрос-диагностика родителей по представленной проблеме

3

обсуждение на родительском собрании, общих вопросов, связанных с организацией работы по формированию математических представлений у детей младшей группы

4

составление плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Мозговой штурм, с использованием метода «трех вопросов»

Что мы знаем

Что хотим узнать

Что для этого нужно

Дети должны разбираться в цветах (Н.В)

Как их научить правильно разбираться в цветах? (Н.В.)

Разъяснение воспитателя (Н.В.)

Соответствующая литература (О.Н)

Малыши знакомятся с геометрическими фигурами (Н.А.)

Как играя выучить название фигур и помочь ребенку не путаться? (Н.А.)

Воспользоваться готовыми компьютерными играми (Н.А)

Научиться делать самим эти игры (О.Н.)

Нужно уметь считать (И.И.)

Как научить этому ребенка? (И.И.)

Прочитать в интернете (Т.А.)

Обменяться опытом с педагогами и более опытными родителями (Н.Б.)

Домашние игры должны быть «полезными» (О.Н.)

Как организовать из подручных средств домашнюю игротеку (В.Р.)

Организовать выпуск газеты, в которой будут делиться опытом родители и воспитатели, преуспевшие в этом вопросе.(Н.А.)


Результаты реализации проекта

что сделано        

какие трудности

предложения

Участие дошкольников в данном проекте, способствовало обогащению эмоционального опыта детей, развитию их творческого воображения, приобщению воспитанников к процессу познания, активизировало коммуникативные навыки, а также навыки эффективного социального взаимодействия. Все дети принимали активное участие в совместной поисковой и исследовательской деятельности, получили достаточные возрасту представление по развитию математических способностей. Родители выступили полноправными участниками проекта. Это позволило семьям воспитанников ощутить практическую пользу от непосредственного включения в педагогический процесс, повысить свою педагогическую компетентность. Кроме того, результат итоговой диагностики усвоения программы проекта по формированию элементарных математических представлений дошкольников показал, что у 82% дошкольников младшей группы сформированы навыки по данной проблеме, а у 18% находятся в стадии становления, несформированного показателя в данном направлении не выявлено.

Так 82% детей младшей группы по итогам реализации проекта узнают и называют цифры 1 и 2, 80% - соотносят количество предметов с их графическим изображением, 91% дошкольников данной группы анализируют и сравнивают предметы по количеству.

Итоговое анкетирование родителей группы, по результатам проекта показало, что80% из них повысили свою педагогическую компетентность в вопросах формирования элементарных математических представлений у дошкольников в ходе реализации проекта.

Таки образом, очевидно, что положительные результаты проекта, позволяют нам сделать вывод о целесообразности знакомства детей младшей группы с цифрами, посредством деятельностного подхода.


Список использованных источников

  1. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание-2008-№2 с. 74
  2. Березко. Занятия по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№5 с.38
  3. Большакова И., Целищева И. Дикие животные. Интегрированное занятие по ознакомлению с животными и развитию математических представлений // Дошкольное воспитание-2007-№7 с. 5
  4. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2012-№6 с.16
  5. Зак А.З.Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет-М.,1996
  6. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений  // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
  7. Петорсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два - ступенька-М.,2004
  8. Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004
  9. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53
  10. Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2005-№10 с. 25



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по взаимодействию с родителями дошкольников

Многие педагоги в работе с родителями сталкиваются с объективными трудностями.Во - первых, - это взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень...

обобщение опыта работы «Организация взаимодействия с родителями дошкольников»

В данном материале освещаются вопросы организации работы с родителями: цель, задачи, классификация форм взаимодействия, а также представлены тексты опроса воспитателей и родителей, моментальный тест д...

« Письма для родителей» одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников, в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин»

      Письма для родителей это одна из форм работы с родителями. Они содействуют сближению между семьями и коллективом группы. Вовлечение семьи в жизнь группы является одной из п...

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37        Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...

Многообразие форм взаимодействия с родителями – залог успешности работы по развитию речи у дошкольников

Занятость, современный ритм жизни оставляют родителям все меньше и меньше возможности для повседневного, глубокого общения со своими растущими и незаметно взрослеющими детьми. Родителям не хватае...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

Обобщение опыта работы по теме: «Использование  мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....

Обобщение опыта "Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат, как новые возможности"

В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по разным направлениям воспитательно-образовательной деятельности....