Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.
консультация (старшая группа)

Кокоревич Раиса Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

 

 

Подготовила: воспитатель Кокоревич Р.Н.

 

 

 

 

 

    

 

 

            На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.  В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам общества и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение педагогической компетентности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной.

         Поэтому чтобы родителей сделать активными участниками педагогического процесса, повысить их педагогическую компетентность в вопросах создания условий для развития ребенка, я стараюсь в своей работе использовать наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей. Эту работу я веду в нескольких направлениях:

  • ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей знаний и практических навыков воспитания детей дошкольного возраста;
  • выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической компетенции, установление контакта между педагогами и родителями;

 

  • донесение до родителей  необходимой информации в доступной форме, тактичное напоминание о родительских обязанностях и ответственности;

 

  • установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Предлагаю обратить ваше внимание и рассмотреть наиболее эффективные формы работы с родителями. 

Консультации и индивидуальные беседы я организую  с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Например, я проводила для родителей следующие консультации:  «Рекомендации родителям по формированию речевого этикета у детей», «В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?» Такие консультации проводятся не только мной, но и специалистами, работающими в нашем учреждении. Мы  стремимся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить квалифицированную помощь и совет.

Проектная деятельность; Опыт нашего детского сада показывает, что в процессе реализации проекта родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. За многие годы работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР для себя определила необходимость использования практико-ориентированных форм взаимодействия с детьми и родителями. Главное в детской проектной деятельности – это интерес, с которым ребёнок рассказывает о своём проекте, о поддержке со стороны родителей и друзей, т.е. возможности личностного роста дошкольника. В ходе реализации проектов, родители участвуют в создании выставок, написании мини-сочинений, конкурсов, оформлении стен – газет  и многое другое. В методическом багаже детского сада имеются как долгосрочные проекты («Мама, папа, я – читающая семья», «Народные мотивы», «Мы жители планеты Земля»), так и среднесрочные («Малые олимпийские игры», «Мастерская Деда Мороза», «Метеоплощадка «Солнышко»)

Семинары-практикумы. Целью данного мероприятия является просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников. Я заранее определяю тему встречи и ее участников. На таких встречах  выступаю  не только я, как воспитатель, но и родители. Также выступают учитель – логопед, например с такой темой «Речевое развитие детей седьмого  года жизни», педагог – психолог  с темой  «Возрастные особенности детей 7-го года жизни.  Что нужно знать родителям о готовности ребенка к школе?».  Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение, могут обыгрываться небольшие ситуации.

Дни открытых дверей  в настоящее время приобретают широкое распространение, также они стали неотъемлемой частью в нашем учреждении. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть мой стиль общения с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей. Если раньше не предполагалось, что родители могут быть активными участниками жизни детей при посещении группы, то сейчас мы стремимся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях: « Прилет птиц» (рисование ладошками), «Космическое путешествие» с использованием развивающих игр В.Воскобовича и т.д.

Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем, один из показателей повышение активности родителей в жизни группы, комфортности внутрисемейных отношений. В нашем детском саду были организованы выставки «Осенние фантазии», «Подарки деду Морозу», в группе мы оформляли выставки к дню матери «Мама – солнышко мое», «Золотая осень», «Зимушка – зима и т.д.

Мастер-класс. Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс. Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы. Я провела мастер-класс «Из бумаги мастерим как маги», мастер-класс по изготовлению сувениров. «Букет для моей мамы». При проведении мастер-класса в роли мастера могут выступать и родители, распределяя участие в мастер-классе следующим образом: я обеспечиваю организацию, информационное и наглядное обеспечение мастер-класса, а  мама проводит технологическую часть.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Поскольку основной задачей мастер-класса является обучение конкретному приему, способу действия, особое внимание уделяю организации практической работы с материалом.

Мастер – класс провожу с периодичностью один раз в 3 месяца. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов.

         Отдельно хочу остановиться на такой форме взаимодействия с родителями как родительское собрание. Рассказать об этом виде взаимодействия хочу на примере родительского собрания по теме «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:  дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада.

     Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.  В организации и проведении собраний я отошла  от традиционного чтения докладов,  считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей.  Мной апробирована активная форма  взаимодействия с родителями при подготовке  собрания, особенностью которой является интерактивное взаимодействие с родителями через электронную почту, проектную деятельность, через публикацию буклетов, изготовление  памяток или буклетов, приглашения на собрания.

На родительском собрании использую  деловые игры, мастер-классы, демонстрирую презентации о деятельности детей, фрагментов занятий, и других мероприятий, которые проводятся без родителей,  анкетирование. На собрание я обязательно приглашаю представителя администрации ДОУ, который информирует родителей о жизни детского сада. Также приглашаю специалистов, которые работают с детьми в нашей коррекционной группе.

Педагог – психолог рассказала  на собрании родителям о том, что все игры подбираются в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей. Эти игры направлены на развитие памяти, внимания, воспитания чувства комфортности детей в коллективе, ориентацию в пространстве. Пример 

Учитель – логопед обратила внимание родителей как в ходе  игровой деятельности развивать у детей речь, формировать словарный запас. Пример При организации родительских собраний, я обратила внимание, что родители проявляют больший интерес к вопросам воспитания, организации детской деятельности, если они сами являются активными участниками процесса. Данное собрание я начала с проведения игры – приветствия «Цветные ладони». Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально - положительный настрой. В начале собрания родители  познакомились с тематикой и видами игровой деятельности в группе, посмотрев презентацию «А у нас, в детском саду, мы играем». Далее беседа плавно перешла на обсуждение  темы «Условия  для игровой деятельности в семье». По этому вопросу родители получили памятки. И интересной формой в проведении   собрания была практическая часть «Давайте  вместе поиграем»  (Игры на кухне). Родителям раздала карточки с названием продуктов и предложила придумать игры для детей с этими продуктами. По окончании собрания родители получили буклеты «Игры на кухне». 

Таким образом,  организация и проведение родительского собрания в таком виде  дала положительные результаты: родители получили знания о том, как организовать игровой уголок ребенка в домашних условиях, какие требования следует предъявлять при его организации. Получили знания о тематике игр и способах их организации, и о своей роли и участии в игровой деятельности ребенка дома.

Использование педагогом сегодня активных форм взаимодействия с родителями позволяет повышать их психолого-педагогическую компетентность в вопросах создания условий для развития игры дошкольников дома.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Подготовила: воспитатель Кокоревич Р.Н.

2017 год

     

 

            На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.  В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам общества и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение педагогической компетентности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной.

         Поэтому чтобы родителей сделать активными участниками педагогического процесса, повысить их педагогическую компетентность в вопросах создания условий для развития ребенка, я стараюсь в своей работе использовать наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей. Эту работу я веду в нескольких направлениях:

  • ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей знаний и практических навыков воспитания детей дошкольного возраста;
  • выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической компетенции, установление контакта между педагогами и родителями;

  • донесение до родителей  необходимой информации в доступной форме, тактичное напоминание о родительских обязанностях и ответственности;

  • установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Предлагаю обратить ваше внимание и рассмотреть наиболее эффективные формы работы с родителями. 

Консультации и индивидуальные беседы я организую  с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Например, я проводила для родителей следующие консультации:  «Рекомендации родителям по формированию речевого этикета у детей», «В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?» Такие консультации проводятся не только мной, но и специалистами, работающими в нашем учреждении. Мы  стремимся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить квалифицированную помощь и совет.

Проектная деятельность; Опыт нашего детского сада показывает, что в процессе реализации проекта родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. За многие годы работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР для себя определила необходимость использования практико-ориентированных форм взаимодействия с детьми и родителями. Главное в детской проектной деятельности – это интерес, с которым ребёнок рассказывает о своём проекте, о поддержке со стороны родителей и друзей, т.е. возможности личностного роста дошкольника. В ходе реализации проектов, родители участвуют в создании выставок, написании мини-сочинений, конкурсов, оформлении стен – газет  и многое другое. В методическом багаже детского сада имеются как долгосрочные проекты («Мама, папа, я – читающая семья», «Народные мотивы», «Мы жители планеты Земля»), так и среднесрочные («Малые олимпийские игры», «Мастерская Деда Мороза», «Метеоплощадка «Солнышко»)

Семинары-практикумы. Целью данного мероприятия является просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников. Я заранее определяю тему встречи и ее участников. На таких встречах  выступаю  не только я, как воспитатель, но и родители. Также выступают учитель – логопед, например с такой темой «Речевое развитие детей седьмого  года жизни», педагог – психолог  с темой  «Возрастные особенности детей 7-го года жизни.  Что нужно знать родителям о готовности ребенка к школе?».  Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение, могут обыгрываться небольшие ситуации.

Дни открытых дверей  в настоящее время приобретают широкое распространение, также они стали неотъемлемой частью в нашем учреждении. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть мой стиль общения с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей. Если раньше не предполагалось, что родители могут быть активными участниками жизни детей при посещении группы, то сейчас мы стремимся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях: « Прилет птиц» (рисование ладошками), «Космическое путешествие» с использованием развивающих игр В.Воскобовича и т.д.

Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем, один из показателей повышение активности родителей в жизни группы, комфортности внутрисемейных отношений. В нашем детском саду были организованы выставки «Осенние фантазии», «Подарки деду Морозу», в группе мы оформляли выставки к дню матери «Мама – солнышко мое», «Золотая осень», «Зимушка – зима и т.д.

Мастер-класс. Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс. Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы. Я провела мастер-класс «Из бумаги мастерим как маги», мастер-класс по изготовлению сувениров. «Букет для моей мамы». При проведении мастер-класса в роли мастера могут выступать и родители, распределяя участие в мастер-классе следующим образом: я обеспечиваю организацию, информационное и наглядное обеспечение мастер-класса, а  мама проводит технологическую часть.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Поскольку основной задачей мастер-класса является обучение конкретному приему, способу действия, особое внимание уделяю организации практической работы с материалом.

Мастер – класс провожу с периодичностью один раз в 3 месяца. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов.

         Отдельно хочу остановиться на такой форме взаимодействия с родителями как родительское собрание. Рассказать об этом виде взаимодействия хочу на примере родительского собрания по теме «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:  дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада. 

     Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей В организации и проведении собраний я отошла  от традиционного чтения докладов,  считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей.  Мной апробирована активная форма  взаимодействия с родителями при подготовке  собрания, особенностью которой является интерактивное взаимодействие с родителями через электронную почту, проектную деятельность, через публикацию буклетов, изготовление  памяток или буклетов, приглашения на собрания.

На родительском собрании использую  деловые игры, мастер-классы, демонстрирую презентации о деятельности детей, фрагментов занятий, и других мероприятий, которые проводятся без родителей,  анкетирование. На собрание я обязательно приглашаю представителя администрации ДОУ, который информирует родителей о жизни детского сада. Также приглашаю специалистов, которые работают с детьми в нашей коррекционной группе.

Педагог – психолог рассказала  на собрании родителям о том, что все игры подбираются в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей. Эти игры направлены на развитие памяти, внимания, воспитания чувства комфортности детей в коллективе, ориентацию в пространстве. Пример 

Учитель – логопед обратила внимание родителей как в ходе  игровой деятельности развивать у детей речь, формировать словарный запас. Пример При организации родительских собраний, я обратила внимание, что родители проявляют больший интерес к вопросам воспитания, организации детской деятельности, если они сами являются активными участниками процесса. Данное собрание я начала с проведения игры – приветствия «Цветные ладони». Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально - положительный настрой. В начале собрания родители  познакомились с тематикой и видами игровой деятельности в группе, посмотрев презентацию «А у нас, в детском саду, мы играем». Далее беседа плавно перешла на обсуждение  темы «Условия  для игровой деятельности в семье». По этому вопросу родители получили памятки. И интересной формой в проведении   собрания была практическая часть «Давайте  вместе поиграем»  (Игры на кухне). Родителям раздала карточки с названием продуктов и предложила придумать игры для детей с этими продуктами. По окончании собрания родители получили буклеты «Игры на кухне».  

Таким образом,  организация и проведение родительского собрания в таком виде  дала положительные результаты: родители получили знания о том, как организовать игровой уголок ребенка в домашних условиях, какие требования следует предъявлять при его организации. Получили знания о тематике игр и способах их организации, и о своей роли и участии в игровой деятельности ребенка дома.

Использование педагогом сегодня активных форм взаимодействия с родителями позволяет повышать их психолого-педагогическую компетентность в вопросах создания условий для развития игры дошкольников дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.

В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно,  играет семья.  Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар...

Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.

в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности,  использование  психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...

Обобщенный опыт работы "Инновационные формы взаимодействия с родителями дошкольников в процессе познавательного развития воспитанников"

Опыт работы, направленный на развития позновательных способностей младших дошкольников и взаимодействие с родителями в данном направлении...

ПРОГРАММА формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.

Признание приоритетности задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития ...

Использование активных форм взаимодействия с родителями воспитанников в вопросах музыкального развития дошкольников

Цель работы в данном направлении: построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального развития детей через активные формы взаимодействия....

Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

Обобщение опыта работы по теме: «Использование  мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....